Элитарная и массовая культура
Еще один недостаток классического определения культуры – противопоставление чувственного и рационального, иногда доходящее до того, что сфера эмоционального размещается как бы вне культуры. Чувственность считается данной от природы и подлежащей исключительно подавлению на основе рациональности. Вместе с тем всякая культура предполагает культуру чувств, которые не остаются неизменными, а облагораживаются и цивилизуются, используются для достижения рациональных целей и идеалов. Человеческие эмоции и рациональные планы тесно переплетены друг с другом, поэтому можно говорить о "психологизации" разума и "рационализации" чувственности как о взаимосвязанных сторонах исторического процесса, который выражается в установлении единого порядка. Этот порядок не создается сверху усилиями философов, но и не возникает спонтанно. Дифференциация жизни, появление различных сословий, централизация власти – все это приводит к тому, что телесное насилие и личная зависимость постепенно уступают место праву как форме организации жизни. И хотя право также первоначально связано с насилием, надзором и наказанием, постепенно все большее значение в обществе придается самодисциплине и ответственности. Так возникает важная задача самоорганизации внутренней душевной жизни, управления своими чувствами, желаниями и аффектами.
То, как решалась эта задача, совершенно упускали из виду те историки, которые опирались на узкорационалистическое определение культуры. Механически разделяя духовный и технический компоненты, они дали повод последующему противопоставлению "культуры" и "цивилизации". На самом деле цивилизация не сводится к научно-техническим или экономическим достижениям. История культуры обнаруживает медленную и кропотливую работу, направленную на самоконтроль поведения, сдерживание порывов чувства, следование правилам. Важную роль в этом цивилизационном процессе выполняли не только наставники юношества, воспитатели и педагоги, но и благородные сословия, творчески формировавшие стиль сдержанного поведения, которое характеризуется правильной речью, хорошими манерами и учтивостью. Если в Средние века цивилизованное поведение было свойственно незначительной части населения, в основном придворному обществу, то после перехода власти от военного (рыцарского) сословия к гражданскому (буржуазному) манеры и стиль поведения благородного сословия распространились на более широкие слои населения. Вместе с тем буржуазное общество преобразовало рыцарский и дворянский этос на основе более рационального планирования, расчета, тем самым привив людям дальновидность. Но такая сдержанность, снявшая эксцессы, имевшие место прежде, стала источником новых проблем.
Сегодня человек уже не может непосредственно разряжать напор страстей, и поэтому возникает сильное напряжение между его внутренним "Я" и теми требованиями, которым он вынужден подчиняться. Общество пошло по пути изобретения разного рода компенсаторных способов разрядки: спортивные зрелища, дискотеки и т.п., однако все это не освобождает человека от беспокойства и заставляет его прибегать к наркотикам, стимулирующим искусственные желания. Поэтому создание эффективных моделей, цивилизация нашего психического аппарата остается одной из главных проблем современной культуры.
Эффективной формой моделирования человеческого поведения всегда было искусство, в особенности художественная литература. Читатель не только получает наслаждение от текста, не только погружается в некий идеальный мир, свободный от давления повседневных забот, но и учится видеть, оценивать и переживать окружающий мир так, как это делают его любимые герои. Историки духовной культуры издавна обращали внимание на цивилизующее воздействие литературных героев, задающих высокие образцы для подражания. Воспитанные на книжности, они не смогли понять и принять тех новых форм массового искусства, которые получили распространение в XX веке. В результате возникло противопоставление массовой и элитарной культуры.
В классическом обществе культура понималась как освоение высших образцов духовности, достигнутых в науке и искусстве. Ярким проявлением этого были аристократические салоны XVIII века, где не только обсуждались книги, картины и музыкальные произведения, но и изучались, например, "Математические начала натуральной философии" Ньютона. Демократизация культуры началась не в XX столетии, как утверждают современные критики массовой культуры, а гораздо раньше. Она связана с переходом от феодального общества к буржуазному, в процессе которого произведения искусства стали выставляться не только в за́мках, где они демонстрировали высокий социальный статус их владельца, но и в городских галереях. Распространение общественных выставок, театров, концертов привело к расширению художественной публики, обсуждавшей произведения и выдвигавшей свои требования, которые затем стали культивироваться и фиксироваться художественными критиками. Совершенствование средств массовой коммуникации, в частности, появление книгопечатания, а затем распространение газет и журналов, привело к формированию общественного мнения, которое стало определять характер научного, философского и художественного творчества. Язык произведений XVIII и XIX столетий становится общепонятным, а их ОГЛАВЛЕНИЕ удовлетворяет прагматическим критериям и жизненным требованиям.
Изменения в культуре XX века продолжили тенденцию демократизации, однако феномен "омассовления", о котором со страхом говорили представители высокой культуры, сопровождался не просто расширением слоя культурной публики, но и ее радикальной деградацией. Народ, сословия в классическом обществе были привязаны к почве и традициям. В наше время наблюдается отрыв людей от земли, от родственной, групповой принадлежности в процессе переселения из деревень в города, которые становятся все более крупными и также утрачивают традиции и нормы поведения, свойственные небольшим городским поселениям прошлого. В результате народ превращается в массу, которая, как писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955), "сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее. Кто не такой, как все, кто думает не так как все, рискует стать отверженным". Чертами массового человека Ортега считал кроме ревнивого чувства равенства ограниченную самоуверенность, пошлость, убежденность в своей способности судить обо всем, стремление к комфорту, отсутствие сдержанности и самодисциплины. Разумеется, философ был прав, говоря об организующих, цивилизационных функциях культуры и искусства. Вместе с тем следует задуматься, о каком же, собственно, порядке идет речь.
Традиционное общество опиралось на жесткие правила и нормы, законы и разного рода неписаные традиции, упорядочивающие человеческое поведение. Однако они вовсе не предоставляли простора развитию индивидуальности. Конечно, и современные, кажущиеся разнообразными, удовлетворяющими любые вкусы и потребности мода, литература, пресса на самом деле задают жесткие и к тому же идеологизированные стереотипы поведения. Однако распад единообразного порядка, признание различных стандартов рациональности, характерные для больших городов современности, создают более благоприятные условия для творчества и индивидуальных форм жизни. Новые формы коммуникации, релятивизация представлений о рациональности, эстетических и даже этических требований ставят перед деятелями культуры новые задачи. Они утрачивают право думать или творить "за других", утрачивают свое право на единоличное владение культурным капиталом, вынуждены действовать в условиях конкуренции и учитывать потребности масс. Вместе с тем это не исключает создания эффективных культурных образцов для воспитания и образования масс. Действительно, массовый зритель желает смотреть именно "мыльные оперы", но что мешает художнику вводить в этот жанр классические или, напротив, авангардистские образы и идеи, как это научились делать выдающиеся представители детективной литературы?
Основание для пессимизма в отношении современности – не только в утрате некоторых достижений прошлого, но и в чрезмерной узости представлений о культуре как о высших произведениях духа. Ведь на самом деле во всякое время была своя повседневность, и история свидетельствует, что как раз за фасадом достижений в сфере художественного, научного, религиозного творчества нередко скрывались бедность, угнетение, бесправие и элементарная безграмотность населения. Для выработки верных ориентаций развития необычайно важным представляется усвоение современных представлений о культуре, которые существенно отличаются от классических, ибо опираются не только на интеллектуальные и художественные достижения, но и учитывают повседневную жизнь.