Элементы стратегии
Стратегия цепи поставок должна охватывать деятельность всех участников цепи, поэтому она представляет собой совокупность взаимообусловливающих стратегий: производства, закупок, распределения (дистрибуции), управления и размещения запасов, сотрудничества.
Стратегия производства
Стратегия производства, или производственная стратегия, связана с разработкой и реализацией основных направлений деятельности в области выпуска продукции. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору вида продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и достижение целей и задач цепи поставок.
Стратегические решения в сфере производства принимаются по следующим направлениям:
• фокусирование производственных мощностей;
• использование производственного персонала;
• развитие организации производства;
• управление качеством продукции;
• развитие производственной инфраструктуры;
• организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по кооперации;
• управление производством.
В рамках разработки стратегии производства формируется базовая стратегия производства, стратегия размещения производства и стратегия организации производства.
Суть базовой стратегии производства заключается в интегрированном балансировании производственных мощностей, рабочей силы и объема выпускаемой продукции. В процессе разработки базовой стратегии учитывают следующие факторы:
• наличие производственных мощностей и возможности контрактного производства;
• технический уровень производственного процесса и возможность модернизации оборудования;
• соответствие технологий и технологических процессов предприятий-продуцентов;
• квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;
• возможность быстрой переналадки оборудования и другие необходимые действия, связанные с вероятными рекомендациями покупателей продукции.
В процессе разработки стратегии размещения производства следует учитывать экономические, политические и социально-географические факторы, среди которых можно выделить наличие:
• филиалов и связанные с ними транспортные расходы;
• производственных кооперационных связей;
• квалифицированной рабочей силы;
• источников сырья или рынков сбыта;
• политической стабильности в регионе;
• экономических льгот, предлагаемых региональными органами управления, и др.
Различают "тянущую" и "толкающую" стратегии организации производства.
"Тянущая" стратегия – это система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. В данном случае производство ориентировано на изменения характеристик спроса, заказов. Примерами "тянущей" стратегии производства являются технологии "производство на заказ" (например, ателье) и "изготовление на последней стадии" (например, мебельное производство).
"Толкающая" стратегия заключается в создании системы организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются с предыдущей технологической операции на последующую в соответствии с заранее сформированным жестким графиком. Производство ориентируется на максимальную загрузку производственных мощностей, и реализуется концепция непрерывного производства. Примером "толкающей" стратегии производства является технология "производство на склад" (например, производство молочной продукции).