Элементы финансового менеджмента
В условиях рыночной экономики особое значение для предприятия приобретает управление финансами. Финансовый менеджмент как научное направление и практическая деятельность включает следующие разделы:
ü общие разделы:
• финансовая деятельность предприятия;
• финансовые и коммерческие расчеты;
• финансовые инструменты;
• риск и его оценка;
ü общий финансовый анализ и планирование:
• оценка текущего финансового состояния предприятия;
• текущее и перспективное планирование финансово-хозяйственной деятельности;
• текущее управление финансами предприятия;
ü управление активами:
• оценка инвестиционных проектов;
• управление инвестиционным портфелем;
• управление оборотными активами;
ü управление источниками средств:
• управление собственным капиталом;
• управление заемным капиталом;
• оценка цены и структуры капитала;
ü управление финансовыми инвестициями:
• оценка положения фирмы на рынке капитала;
• управление портфельными инвестициями;
ü специальные разделы финансового менеджмента:
• особенности управления финансами предприятия в случае изменения ее организационно-правовой формы;
• управление финансами в условиях изменяющихся цен;
• особенности управления финансами неприбыльных предприятий;
• управление финансами в условиях банкротства;
• международные аспекты финансового менеджмента.
Финансовый менеджер – это аналитик и эрудит, который
отвечает за принятие важнейших стратегических и тактических решений:
• определяет потребности предприятия в финансовых ресурсах с целью реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов и оптимизации дохода предприятия;
• анализирует все реальные альтернативные источники средств и формирует рациональную структуру капитала предприятия и оптимальную модель ее взаимоотношений с коммерческими банками, инвестиционными компаниями, фондовыми биржами и другими финансовыми институтами;
• обеспечивает своевременное получение финансовых ресурсов из выбранных источников, внимательно отслеживая изменения рыночного положения предприятия и оперативно внося коррективы в его финансовую политику;
• грамотно управляет движением основного и оборотного капитала с целью эффективного использования полученных финансовых ресурсов;
• прилагает все усилия к достижению устойчивого получения дохода, снижению предпринимательского риска.
Элементы корпоративного управления
Совершенствование корпоративного управления стало сегодня одним из решающих условий социально-экономического развития России.
Корпоратизм – это совладение собственностью корпоративного сообщества или партнерские, договорные отношения в удовлетворении личных и общественных интересов. Корпоратизм представляет собой компромиссное хозяйствование с целью обеспечения баланса интересов. Отличительной чертой корпоратистской модели является возможность достижения относительного равновесия интересов на основе консенсуса, компромиссов.
Корпорация – совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права – юридическое лицо. Корпорация – широко распространенная в развитых странах форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эталона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.
Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества, которое характеризуется следующими характеристиками корпоративной формы бизнеса:
• самостоятельность корпорации как юридического лица;
• ограниченная ответственность каждого акционера;
• возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам;
• централизованное управление корпорацией.
Сегодня особенно остро встала проблема выработки системы взаимоотношений между управленцами компаний и их владельцами (акционерами/инвесторами), а также другими заинтересованными сторонами (кредиторами, органами власти, служащими и партнерами компании), которая направлена на обеспечение эффективности деятельности компании и интересов владельцев и других заинтересованных сторон. Такая система получила название системы корпоративного управления.
Международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:
• структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;
• режим корпоративного управления должен обеспечивать равное отношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;
• корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;
• корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информации по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;
• структура корпоративного управления должна обеспечивать эффективное выполнение управленцами своих функций, а также подотчетность органов управления самой компании и акционерам.
Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение доверия потенциальных инвесторов к механизмам привлечения инвестиций в компании и на этой основе повышение капитализации российской экономики в целом, а на уровне ее первичных звеньев – повышение уровня капитализации отечественных компаний. Основным условием достижения вышеуказанной цели повышения эффективности и дальнейшего развития корпоративного управления в России является полный учет, анализ и обеспечение оптимального сочетания и удовлетворения интересов субъектов экономических отношений.
Основными участниками корпоративных отношений в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности определяется тем, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит, как этот капитал будет использован.
Различные группы участников корпоративных отношений, представленные в таблицах 10.5 и 10.6, имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность их интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны.
Правильно выстроенная система корпоративного управления должна минимизировать негативное влияние несовпадения интересов участников корпоративных отношений на процесс деятельности компании.
К основным механизмам корпоративного управления относятся следующие.
ü Участие в Совете директоров.
Базовая идея деятельности совета директоров – формирование группы лиц, свободных от деловых и иных взаимоотношений с компанией и ее менеджерами и обладающих определенным уровнем знаний о ее деятельности, которые осуществляют надзорные функции от имени владельцев (акционеров/инвесторов) и других заинтересованных групп.
Таблица 10.5
Характеристика участников корпоративных отношений
Управленцы |
Владельцы акционерной собственности (акционеры) |
1) Получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы. Остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендам на акции их компаний или курсу акций нс изменили вышеуказанной пропорции; 2) заинтересованы прежде всего в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью; 3) концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают; 4) зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании; 5) непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.) и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы; 6) находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средства повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.) |
1) Могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций; 2) несут самые высокие риски: неполучение дохода в случае, если деятельность компании не приносит прибыли; в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требований всех других групп; 3) склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском; 4) как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода; 5) имеют возможность воздействовать на менеджмент компании: при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрения или неодобрение деятельности менеджмента компании; путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также созда-вая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту; 6) непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами |
Таблица 10.6
Характеристика участников корпоративных отношений
Кредиторы (в том числе владельцы корпоративных облигаций) |
Служащие компании |
Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.) |
Органы власти |
Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств; не склонны поддерживать решения, связанные с высокими рисками; диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний |
Заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющихся для них основным источником дохода; непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и имеют очень ограниченные возможности воздействия на него |
Заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса; непосредственно взаимодействуют с менеджментом |
Заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы; непосредственно взаимодействуют с менеджментом; имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через местные налоги |
В России, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 г. "Об акционерных обществах", формально закреплена система двойных советов – совета директоров (наблюдательного совета) и правления. Однако членами совета директоров (наблюдательного совета) являются как независимые директора, которые чаще всего составляют меньшинство, так и представители высшего менеджмента.
Степень того, насколько акционеры полагаются на способность совета директоров реализовывать их интересы, в значительной степени зависит от эффективности альтернативных механизмов осуществления контроля над деятельностью компании, которые могут использовать акционеры (например, свободная продажа своих акций на финансовом рынке).
ü Враждебное поглощение ("рынок корпоративного контроля").
Смысл этого механизма заключается в том, что акционеры, разочарованные в результатах деятельности своей компании, могут свободно продать свои акции. Если такие продажи приобретают массовый характер, падение курсовой стоимости акций позволит другим компаниям скупить их, и, получив большинство голосов на собрании акционеров, заменить прежних управляющих на новых, способных полностью реализовать потенциал компании.
При этом компания-покупатель должна быть уверена в том, что падение стоимости акций вызвано неудовлетворительным управлением компанией и не отражает их реальной стоимости. Угроза поглощения не только заставляет менеджмент компании действовать в интересах своих акционеров, но и добиваться максимально высокой курсовой стоимости акций даже при отсутствии эффективного контроля со стороны акционеров. Недостатком этого механизма является то, что процесс поглощения может оказаться дорогостоящим, дестабилизировать на определенный срок деятельность как компании покупателя, так и приобретаемой компании. Такая перспектива может поощрять менеджеров к работе только в рамках краткосрочных программ из-за опасения, что долгосрочные инвестиционные проекты негативно скажутся на уровне курсовой стоимости акций их компаний.
ü Получение полномочии по доверенности от акционеров.
Принятая в странах с развитым фондовым рынком практика предусматривает, что менеджмент компании, извещая акционеров о предстоящем общем собрании, просит у них доверенность на право голосовать принадлежащим им числом голосов (одна акция дает акционеру право на один голос) и обычно получает таковую от большинства акционеров.
Однако группа акционеров или иных лиц, недовольная менеджментом компании, также может попытаться получить от большого числа (или большинства) других акционеров доверенности на участие в голосовании от их имени и провести голосование против действующего менеджмента компании.
Недостатком этого механизма, как и в случае поглощения, является дестабилизация управления компанией, поскольку управляющие структуры становятся объектом борьбы.
ü Банкротство.
Этот способ контроля за деятельностью корпорации, как правило, используется кредиторами в том случае, если компания оказывается не в состоянии осуществлять платежи по своим долгам и кредиторы не одобряют план по выходу из кризисного состояния, предлагаемый менеджментом компании. В рамках этого механизма решения ориентируются прежде всего на интересы кредиторов, а требования акционеров в отношении активов компании будут удовлетворены в последнюю очередь.
Управленческий персонал и совет директоров теряют право контроля над компанией, которое переходит к назначаемому судом ликвидатору или конкурсному управляющему.
Банкротство является формой, как правило, применяемой в экстремальных случаях. В процессе банкротства приоритетность имеют интересы кредиторов, а требования акционеров в отношении активов компании удовлетворяются в последнюю очередь.
Основными принципами эффективного корпоративного управления являются:
• честность: инвесторы должны быть уверены, что их собственность надежно защищена от экспроприации;
• прозрачность: предприятия должны своевременно раскрывать достоверную и полную информацию о своем финансовом положении;
• подотчетность: менеджеры предприятия должны быть подотчетны собственникам или назначенными ими менеджерам и аудиторам;
• ответственность: предприятия должны соблюдать законы и этические нормы общества.
Ситуации для обсуждения
1. Вы являетесь главным бухгалтером предприятия. С утра к Вам пришел посетитель просить большую сумму денег, а их просто нет в наличии или не положено выдавать. Как Вы поступите, используя правило Сократа?
2. Руководитель обратился к коллективу: "Товарищи!" Какой смысл таит данное обращение?
3. Никогда не следует смотреть на часы, которые мы носим на руке. Однако в кабинете начальника нет стенных часов. Как Вам поступить, чтобы узнать время?