Электронные банковские услуги
Большинство существующих сегодня банков в числе своих стратегических задач называют универсализацию услуг и расширение клиентской базы. Динамичность рынка и усиление конкуренции ставят банки перед необходимостью диверсификации бизнеса, поиска новых ниш и постоянной работы в направлении расширения спектра предоставляемых услуг. В связи с этим для многих банков развитие электронных услуг стало не просто актуальным нововведением, а стратегическим направлением деятельности. По мнению экспертов, переход к электронному способу ведения бизнеса – одна из самых заметных тенденций в современном банковском деле.
Банковские электронные услуги весьма разнообразны, однако основным критерием при их оказании является технология электронного обслуживания клиента. Принято выделять услуги, оказываемые с помощью банковских (финансовых) карт; услуги дистанционного банковского обслуживания клиентов; межбанковские электронные переводы; денежные расчеты (платежи) в рамках электронной коммерции.
Использование банковских карт
Из всего разнообразия карт необходимо выделить финансовые карты, т.е. персонифицированные (за редким исключением) карты, используемые в основном для расчетов (платежей) за товары и услуги, а в некоторых случаях и для совершения иных денежных операций, таких как получение кредита и наличных денег в банках и их филиалах (в так называемых пунктах выдачи наличных) и через банковские автоматы (банкоматы), внесение наличных денег в банки через банкоматы.
Карты принимают к оплате, естественно, не в любых учреждениях или организациях торговли/сервиса и не в любых банках, а только в тех из них, которые входят в платежную систему, обслуживающую данные карты (точки обслуживания карт). Кроме последних, в состав платежной системы входят банки-эмитенты, эквайрер-центры, процессинговый центр (центры) и расчетный (клиринговый) банк (банки). Само собой разумеется, что к участникам платежной системы необходимо причислить и клиентов – держателей и пользователей карт.
Банковские карты классифицируются по разным критериям (признакам) на целый ряд видов (категорий): по материалу, из которого они изготовлены; по способу (методу) нанесения на карты необходимой информации; по целевому назначению; по эмитентам.
Банковские карты – это финансовые карты, которые банки выпускают и используют в качестве инструмента привлечения средств клиентов. При этом они могут выпускать и/или распространять: собственные карты; карты других банков (отечественных и иностранных); карты различных платежных систем (национальных и международных – Visa, EuroCard/MasterCard и др.).
Банковские карты делятся на расчетные, кредитные и предоплаченные.
Эмиссия банковских карт на территории Российской Федерации осуществляется кредитными организациями. Банковские карты дают продавцам товаров и услуг дополнительные возможности. Они позволяют продавцу предложить покупателю кредит "руками банка". При этом продавец получает свои деньги от банка незамедлительно независимо от того, когда покупатель оплатит покупку. Таким образом, карты позволяют вывести кредит за пределы банка непосредственно "на рубеж" обслуживания потребителя.
Выгода банка при этом состоит в получении процентов за кредит, предоставленный пользователю карты, получении комиссии за совершение операций по счету, привлечение денежных средств клиентов, в том числе в качестве минимального не снижаемого остатка.
Организация взаимодействия участников платежной системы может предусматривать два режима: режим off-line и режим on-line.
Режим off-line. Является наиболее простым и недорогим для банка-эмитента режимом подключения к процессинговому центру. Банк разрешает процессинговому центру авторизацию транзакций по картам своих клиентов и поручает ему вести базы данных по картам, счетам и остаткам (лимитам) своих клиентов.
Банк использует программу (самостоятельно разработанную, заказанную или готовую приобретенную), обеспечивающую подготовку поручений о внесении изменений в базу данных банка, размещенную на ЭВМ процессингового центра. В установленные по соглашению с процессинговым центром сроки банк получает отчеты об операциях своих клиентов. Ответственность за авторизацию лежит на процессинговом центре.
Несмотря на простоту и невысокую стоимость такой схемы, использующий ее банк теряет рычаги оперативного управления счетами клиентов и гибкость при их обслуживании в банке, так как клиент имеет доступ к счету только с помощью карты, а время поступления данных в базу процессингового центра составляет несколько часов. Следовательно, банк узнает обо всех операциях клиентов через день после его завершения.
Режим on-line. В этом режиме банк оснащается специализированным оборудованием и программным обеспечением, подключается к сетям передачи данных или соединяется с процессинговым центром через выделенный канал. Банк самостоятельно ведет базу данных карт, счетов и остатков и авторизует поступающие от процессингового центра транзакции. В этом случае банк получает полную возможность управлять счетами клиентов, позволять им использовать различные финансовые инструменты для доступа к счету и дебетовать его в режиме реального времени. Кроме того, банк может оперативно блокировать карты и счета.