Электронная почта (e-mail)

Электронная почта (англ. electronic mail, или e-mail) – электронное сообщение, пересылаемое с одного компьютера на другой. Электронное почтовое послание (электронная почта) обычно бывает в текстовой форме, но может содержать также в виде приложения (англ. attachment) файлы любого формата: форматированный текст (подготовленный в текстовом редакторе Word, OpenOfficeWriter и др.), графический файл, компьютерную презентацию, электронные таблицы и т.п. Поскольку стоимость пересылки сообщения по электронной почте ничтожно мала, а само сообщение может быть доставлено адресату практически сразу же после его отправки автором, это средство коммуникации в Интернете сразу же стало очень популярным и остается по сегодняшний день самым востребованным телекоммуникационным сетевым сервисом.

Принцип работы электронной почты аналогичен принципу работы обычной традиционной почтовой службы. Пользователь создает в одной из доступных ему почтовых программ свое электронное сообщение, указывает адрес электронной почты получателя, тему письма и нажимает кнопку Отправить (как бы бросает письмо в почтовый ящик). Практически сразу же этот файл пересылается на почтовый сервер, который обслуживает адрес электронной почты отправителя письма, и далее перемещается по Сети до интернет-сервера, на котором зарегистрирован электронный адрес адресата послания (аналогично тому, как в реальном мире письмо путешествует от одного почтового отделения к другому). Здесь электронное письма хранится до того момента, как пользователь-адресат письма активизирует свою почтовую программу (он может сделать это на своем персональном компьютере, а также па любом другом компьютере, на котором установлена программа электронной почты), после чего электронное послание попадает в раздел входящей корреспонденции почтовой программы пользователя (т.е. падает в его почтовый ящик). Весь процесс пересылки электронной корреспонденции занимает несколько минут вне зависимости от географического местоположения автора электронного послания и его адресата.

В настоящий момент обмен посланиями по электронной почте может быть произведен двумя способами: с помощью специализированных почтовых программ, которые устанавливаются на компьютер пользователя (например, Outlook Express), и через специальные веб-сайты интернет-почты (например, mail.ru;list.ru;hotmail.com, gmail.com и др.). Такой почтовый сервис предоставляют также большинство крупных поисковых систем – "Яндекс" (yandex.ru), "Рамблер" (rambler.ru ) и др. Для работы с почтовыми сервисами Интернета достаточно пройти регистрацию на любом из веб-сайтов интернет-почты, т.е. получить свой почтовый электронный адрес (он будет сформирован на основе зарегистрированного пользователем аккаунта, или учетной записи пользователя (англ. account пате) (идентификационной записи пользователя (англ. ID – identifier)) и пароль доступа (англ. password) к личному электронному почтовому пространству (своему виртуальному почтовому ящику).

Адрес электронной почты в Интернете соответствует стандартной структуре электронного почтового адреса, которая состоит из двух частей, разделенных знаком @ (так называемая собака, или коммерческое at, англ. at-commercial, axon sign) (рис. 6.4).

Рис. 6.4. Знак обозначения электронной почты (at-commercial, собака)

Для справки

Происхождение значка "собака". Впервые использовать символ @ для обозначения электронной почты предложил программист Рей Томлинсон. В ноябре 1971 г. он использовал его, отправив первое в мире электронное письмо по новому, придуманному им стандарту. Хотя сама электронная почта существовала и до Томлинсона, однако он первый предложил использовать для разделения в обозначении адреса получателя электронного послания электронного почтового имени получателя письма и обозначения домена, в котором находится почтовый сервер, обслуживающий данный почтовый адрес, именно этот знак – @. Считается, что Томлинсон выбрал такой знак из-за одного из значений английского предлога at, а именно – указание на местоположение какого-то объекта. Поэтому последовательность Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script следует читать как somebody на example.com (кто-то на сайте example.com).

Текст до знака @ формируется пользователем электронной почты по своему усмотрению, а текст после этого знака соответствует имени сервера электронной почты, на котором зарегистрирован электронный "почтовый ящик" пользователя. Например, имя почтового сервера филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – philol.msu.ru, поэтому почтовые адреса зарегистрированных на нем административных служб и отдельных сотрудников имеют вид: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script , Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script и т.п. В случае, если пользователь открывает виртуальный почтовый ящик на одном из веб-серверов электронной почты, т.е. собирается пользоваться интернет-почтой, то символьная последовательность (букв и (или) цифр), которая находится до знака электронной почты @ будет идентичной зарегистрированному пользователем аккаунту, а буквенная последовательность после знака @ определяется вебсервером электронной почты, которым хочет пользоваться клиент (пример адреса электронной почты в Интернете: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script ). Текст, который находится в электронном почтовом адресе после знака @, аналогичен веб-адресу обслуживающего электронную почту сервера, поэтому структура этой части адреса электронной почты идентична структуре стандартного интернет-адреса веб-страницы (т.е. его URL). Она может содержать информацию о стране, в которой функционирует этот сервис (ru – Россия) или о направленности деятельности компании, которая предоставляет электронные почтовые услуги (сот – коммерческая компания, например, Hotmail, Gmail).

Все почтовые сервисы Интернета являются бесплатными, однако в этом случае у пользователя может быть ограниченный объем виртуального почтового ящика, поэтому ему будет рекомендовано регулярно чистить свое почтовое пространство, т.е. удалять устаревшую, неактуальную и ненужную корреспонденцию. Если содержимое почтового ящика пользователя исчерпало отведенный для него лимит, то к нему перестанут доставляться новые сообщения, которые в этом случае просто пропадают. Увеличить объем своего виртуального почтового ящика можно, заплатив сумму, которую определяет владелец почтового вебсайта.

Структура электронного послания также копирует структуру традиционного почтового отправления: каждое электронное письмо имеет поле, зарезервированное для служебной информации (так называемы заголовок, англ. header) и поле для текста письма (так называемое тело письма, англ. body – главная, основная часть чего-то). В служебное поле вносится адрес получателя (или нескольких получателей, если электронное письмо необходимо разослать сразу нескольким адресатам), тема письма (краткое описание содержимого электронного послания) и почтовый адрес отправителя письма. Таким образом, получатель электронного послания сразу же видит, кто и когда отправил это письмо, кому оно было направлено и какого типа информация в нем находится. Поскольку электронная переписка потенциально является открытой информацией (т.е. может быть перехвачена и прочитана третьими лицами либо перенаправлена получателем по неосторожности другим людям), необходимо очень внимательно составлять текст письма, имея в виду эти особенности процесса электронной коммуникации. В случае если требуется соблюсти конфиденциальность послания, применяются разные программы шифрования.