Электоральная география
Электоральная география – одно из традиционных в мире и быстро развивавшихся в последние годы в нашей стране направлений (отраслей) политической географии. Электоральная география возникла как самостоятельная дисциплина во Франции благодаря Андре Зигфриду, который выявил взаимосвязь между природными особенностями и результатами голосования в западной части страны. В основе электоральной географии лежит изучение результатов выборов в различные органы государственной власти. Главной методологический принцип этого направления исследований – соотнесение итогов выборов с социальной структурой населения. Основным методом электоральной географии является сравнительный анализ результатов голосований в территориальном разрезе. Исследования по электоральной географии могут включать изучение географии влияния политических партий и блоков, а также других политических сил (профсоюзов, массовых организаций и т.д.) и средств массовой информации.
Новозеландский географ А. Макфэйл выделил три важнейших направления в электоральной географии: 1) география голосований; 2) исследование географических факторов, влияющих на голосования; 3) география представительства.
Исследования базируются на обработке статистики выборов в представительные учреждения по регионам, а также материалов выборочных социологических опросов и стимулируются практической заинтересованностью всех политических сил в объективной информации о влиятельности в массах отдельных политических партий и блоков, избираемых кандидатов, о популярности их избирательных лозунгов и программ.
На основе избирательной статистики (с обязательным учетом целого ряда социально-экономических и экономико-географических характеристик) можно осуществлять политико-географическое районирование.
Для политической географии (в отличие от политологии) первостепенное значение имеет территориальный анализ электорального поведения населения, которое в высокой степени связано с региональными различиями в социальной стратификации (расслоении) населения тех или иных регионов страны. Под электоральным поведением понимается система взаимосвязанных реакций, действий или бездействия граждан с целью приспособления к условиям проведения политических выборов.
Различают региональную электоральную обстановку и региональную электоральную ситуацию. Региональная электоральная обстановка определяется относительно долговременными, устойчивыми чертами социально-экономического положения в регионе, структурными особенностями его населения. Региональная электоральная ситуация – сиюминутными, конъюнктурными изменениями в отношении населения к тем или иным партиям, кандидатам, что может зависеть от случайных обстоятельств. Задача электоральной географии – анализ региональной электоральной обстановки, а способы учета региональной электоральной ситуации и влияния на нее различных факторов являются задачей других специалистов по проведению избирательных кампаний.
Для прогнозирования электорального поведения населения необходимо учитывать ряд географических факторов, определяющих региональную электоральную ситуацию. Для анализа этих факторов используют геоиндикаторы, которые отражают количественно степень выраженности региональных различий тех или иных факторов. Среди геофакторов выделяются частные, например возрастной, половой и национальный состав населения, уровень урбанизированности, показатели естественного движения населения, и комплексный – социально-экономическая обстановка в регионе в целом.
Наиболее развитое направление электоральной географии – география голосований. Ее сущность заключается в сравнении результатов голосований в различных регионах, построении карт, их описании и простом статистическом анализе.
Второе направление электоральной географии – выявление географических факторов, влияющих на голосование. Очевидное воздействие на этот процесс оказывают историко-культурные, социально-демографические и экономические факторы как на региональном, так и на локальном уровне.
В западной литературе выделяют четыре главных географических фактора голосований.
1. Эффект друзей и соседей. Он связан с тем, что кандидат получает дополнительные голоса на своей родине и в тех районах, с которыми связана его трудовая деятельность.
2. Проблемное голосование. Этот фактор обозначает, что кандидат (или партия) получает дополнительные голоса в проблемных районах (проблемы безработицы, мигрантов из других стран, экологии и т.д.), если в программе кандидата отражены эти проблемы и предполагается их первоочередное решение.
3. Эффект избирательной кампании. Кандидат (или партия) определенным образом распределяет свои ресурсы по территории, выделяет ключевые регионы, которым уделяется наибольшее внимание. Территориальные различия в интенсивности и эффективности ведения кампании имеют свой электорально-географический результат.
4. Эффект соседства. Наличие явного лидера имеет кумулятивный эффект (или эффект мультипликатора): электоральное "болото" обычно принимает решение голосовать за ту политическую силу, которая пользуется особой популярностью. Можно даже говорить о принятии избирателями коллективного решения, за кого голосовать. Популярность определенной политической силы может усиливаться за счет эффекта мультипликатора в компактных сообществах и распространяться по территории от одного сообщества к другому.
Указанные факторы характерны для голосования в любой стране мира, однако в каждой стране есть своя специфика, например в России большое значение имеет фактор административного давления.
Третье направление электоральной географии – география представительства – исследование представительства разных регионов в органах управления, достигнутое на выборах. География представительства изучает электоральный процесс и его результаты, т.е. какие территории и в каких масштабах представлены в парламенте, какую территорию представляет избранный глава государства и др.
Исследование территориальных различий в электоральном поведении населения возможно прежде всего на основе данных электоральной статистики, которые анализируются с учетом факторов голосований. При анализе результатов выборов используются показатели четырех типов.
1. Результаты выборов в абсолютных показателях (число голосов за партию или кандидата в президенты).
2. Доля голосов за партию или кандидата в президенты от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
3. Доля голосов за партию или кандидата в президенты от общего числа избирателей.
4. Место, занятое партией или кандидатом на выборах (т.е. ранговый показатель).
Для анализа электорального поведения населения используются различные методы исследования. Широко распространен картографический метод, который заключается в сопоставлении карт, на которые нанесены результаты голосования за определенные партии или кандидата в каждом регионе. Картирование не сводится только к построению карт, но и предполагает сравнение статистических данных но разным территориям, выявление характера и амплитуды межрегиональных различий и их описание.
Один из классических методов электоральных исследований – анализ агрегированных данных. Это данные о социальном и культурном составе населения определенных территориальных единиц и результаты голосования за партии в этих населенных пунктах. Анализ агрегированных данных позволяет рассчитывать средние величины, стандартные отклонения, коэффициенты корреляции, допускает использование метода множественной регрессии. Данные такого рода предоставляют объяснение коллективного электорального поведения.
Одним из основных методов электорально-географических исследований является факторный анализ, с помощью которого выявляются основные факторы голосований, определяющие электоральную ситуацию в различных регионах, ее объяснение и поиск устойчивых закономерностей. Прежде всего, рассматриваются базовые факторы голосований, известные из зарубежной теории. Все они имеют значение для структурирования электоральной карты России.
Отдельную группу составляют математико-статистические методы электорального анализа. Главным количественным методом является корреляционный анализ, на основе которого определяется линейная корреляция (связь) между электоральными показателями и различными количественно выраженными характеристиками электората. Корреляционные ряды приводятся по территориальным ячейкам, по которым представляется электоральная статистика. Из других статистических методов применяется регрессионный анализ, позволяющий оценить влияние на совокупности показателей.
Среди методов анализа электорального поведения называют также наблюдение за предвыборной борьбой. Главное преимущество этого метода заключается в возможности анализа краткосрочных факторов. Наблюдение за предвыборными кампаниями состоит из нескольких этапов. На первом этапе описывается внутриполитическая ситуация со дня последних выборов. За описанием следует представление предстоящих выборов. Затем оценивается электоральная статистика. Интерпретацию выборов завершает дискуссия о последствиях распределения мест в избираемых органах.
Большими возможностями для анализа электорального поведения населения обладают данные опросов. Результаты опросов составляют основу электоральных исследований. Существует два способа опросов: телефонное или личное интервью. На основе опросов, проведенных до выборов, осуществляются электоральные прогнозы – предсказание результатов выборов. К методу опроса можно отнести и методику exit-poll, или опроса избирателей на выходе из избирательного участка. Методика популярна в США, в России ее стали использовать сравнительно недавно. За годы проведения опросов накопилось огромное многообразие формулировок вопросов. Однако представляется возможным объединить их в следующие группы:
• вопросы о поведении (участие или неучастие в выборах, голосование за партию или кандидата);
• вопросы об установках, мнениях, позициях, ценностях;
• вопросы об условиях окружения и особенностях структур, в которых живет индивид (социально-демографические и другие характеристики).