Лекция 4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность (elasticity) - численная характеристика изменения одного показателя (например, спроса или предложения) к другому показателю (например, цене, доходу), показывающая, на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.

Экономическое определение эластичности было впервые дано А. Маршаллом в 1885 г. Известный английский ученый не изобрел это понятие, но, используя достижения английских классиков (А. Смита и Д. Рикардо) и математической школы в экономической теории, дал определение коэффициента ценовой эластичности спроса.

Наиболее общее определение коэффициента эластичности - отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной

Для функций спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены, уровень доходов, издержек и т.д.

Введение понятия "эластичность" в экономический анализ имело огромное значение. С одной стороны, коэффициент эластичности - это инструмент статистических измерений, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от 50 до 75 тыс. дол. за подсчет эластичности для частных фирм). С другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.

Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, международные экономические отношения, экономические ожидания и т.д.

Выделяют следующие товары с эластичным спросом по цене:

o предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

o товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

o легкозаменяемые товары (мясо, фрукты). Товары с неэластичным спросом по цене:

o предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

o товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щетки);

o труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (Е> I).

Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (Е< 1).

Эластичность спроса по цене

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) (price elasticity of demand) - относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса - это ответная реакция величины спроса на изменение цены. Если незначительное изменение цены приводит к существенному изменению спроса, то спрос эластичный; если незначительное изменение цены приводит к несущественному изменению спроса, то спрос неэластичный.

Эластичность спроса (Ed) измеряется по следующей формуле

Процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения количества спрашиваемой продукции к первоначальному количеству продукции на изменение цены к первоначальной цене

где О - спрос (количество);

Р - иена.

В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают следующие виды эластичности спроса по цене:

o совершенно эластичный спрос (коэффициент Е(1 = со), когда самое малое изменение цены приводит к росту продаж спрашиваемой продукции. Графически он изображается при помощи кривой спроса, параллельной горизонтальной оси. Это происходит только на чисто конкурентном рынке (рис. АЛа)

o эластичный спрос (коэффициент Еа > 1), когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены. Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, то спрос эластичный. При эластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет больше единицы. В данном случае он равен двум (рис. 4.16);

o спрос единичной эластичности (коэффициент Еи = 1), когда между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, т.е. процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине: коэффициент эластичности равен единице. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1 % (рис. 4.в)

o неэластичный спрос (коэффициент Е(1 < 1), когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены. Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. В данном случае он составит 1/3 (рис. 4.2я);

o совершенно неэластичный спрос (коэффициент Еа = 0) - когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Какая бы ни была цена, пусть в 100 раз больше первоначальной, все равно будут покупать алкоголь, сигареты, наркотики, инсулин и т.д. Графически он изображается при помощи кривой спроса, параллельной вертикальной оси (рис. 4.26).

Рис. 4.1. Графики эластичности спроса

Рис. 4.2. Графики неэластичности спроса