Лекция 2. Экзистенциальный психоанализ
Желание уйти из жизни само по себе парадоксально. Самому уничтожить этот драгоценный дар? Швырнуть в лицо Бога или вечности бесценное приношение? Еще одна странность: на берег в порядке самоубийства выбрасываются дельфины и киты — т.е. высокоинтеллектуальные создания с развитым мозгом. Акулы, скаты, мурены суицидальных порывов не выказывают. Ни скорпион, вонзающий свое ядовитое жало себе в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не могут, судя по всему, подтвердить, будто самоубийство действительно универсальное явление, присущее всему живому. Похоже, этот феномен специфически человеческий. Философ Альбер Камю полагал, что суицид — это по-настоящему серьезная философская проблема. Решить, стоит или не стоит жизнь, чтобы ее прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное — второстепенно.
В 1774 г. Гёте опубликовал роман "Страдания юного Вертера" о молодом человеке с художественными наклонностями, "одаренном глубокими, чистыми чувствами и проницательным умом, который потерялся в фантастических мечтаниях и отравил себя бесплодными размышлениями до того, что разрываемый безнадежными страстями, особенно неразделенной любовью, выстрелил себе в голову". Книга имела успех. Автор хотел предостеречь молодых людей от увлечения смертью. Но получилось так, что тысячи юношей уходили из жизни так, как это описано в романе. В психологии появилось выражение "эффект Вертера". Под ним подразумевали подражательное суицидальное влияние. В эпоху романтизма поэтизация смерти вызвала массовые самоубийства. И в годы Великой Депрессии число суицидентов неслыханно выросло. "И смерти мысль мила душе моей", — писал А. С. Пушкин. Неужели возможно такое? Гибели хотел неизменный жизнелюбец. Но мысль о добровольном уходе из жизни рано или поздно может поселиться в душе каждого. Тем более в душе поэта, который переживает множество эмоциональных состояний, легко проникается болью других, мнительно воспринимает угрозу жизни.
И вот что писали поэты: И кто, в избытке ощущений, Когда кипит и стынет кровь, Не ведал ваших искушений. Самоубийство и любовь!
(Федор Тютчев)
Мой близкий! Вас не тянет из окошка Об мостовую брякнуть шалой головой? Ведь тянет, правда?
(Саша Чёрный)
Но как уберечься от этой пагубы?
1. Не следует вступать в игру со смертью. Опасно кокетничать с нею и призывать ее на свою голову. Когда человек долго смотрит в бездну, бездна начинает смотреть на него. Смерть притягательна, если она заполняет сознание. Лермонтову было 18 лет, когда он буквально выдохнул "Белеет парус одинокий..." Стихотворение не просто поэтизирует одиночество, оно в определенной степени призывает смерть. Написав эти строчки, поэт по сути дела приговорил к смерти самого себя. Пастернак говорил Евтушенко: "Не пишите стихов о смерти". Но почему? Потому что игра со смертью опасна, сбывается то, с чем поэт кокетничает. Это вовсе не мистика. Поэт пророчит и сам реализует свой сценарий.
2. Важно уяснить, что самоубийство не способно разрешить ни одной проблемы. Кому-то кажется, что, уйдя из жизни, мы можем избавить себя от земных проблем, мучительных состояний, от запутанных жизненных ситуаций. Но это не так. Год назад один бизнесмен, потеряв во время кризиса огромные деньги, ушел из жизни, оставив записку: "Я не могу рассчитаться с долгами". Но ведь смерть не прощает долги. Теперь эти деньги должны вернуть его дети.
3. Суицид — это резкое сужение сознания, стягивание всего психического пространства к одной точке. Девочка получила двойку. Она идет домой и со страхом думает о том, как раскричится отец, как заплачет мать, как схватится за сердце бабушка. Лучший выход из этой ситуации — броситься в лестничный пролет. Но разве двойка дороже жизни? В одной из соседних квартир повесился мальчик. Он написал: "Я вряд ли смогу чего-то достичь в этой жизни". Но ведь жизнь только начинается. Даже на излете жизни может все круто измениться.
4. Ценностное отношение к жизни — надежное противоядие от суицида. Недаром Н. М. Карамзин писал о том, что уход из жизни несовместим с нравственным сознанием. Самоубийства, как правило, совершаются от отчаяния, в знак протеста, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, в результате помрачения рассудка, чтобы избежать боли или отомстить. Человек всю жизнь собирал картины, но вдруг выяснилось, что многие из них подделки. Он повесился. Но разве этот акт отчаяния свидетельствует о любви к искусству? "Факторами риска" оказываются бедность, безработица, потеря близких и проблемы в семейных отношениях.
В наши дни психология все чаще обращается к этой теме.