Экзистенциальный подход в практике терапии
Экзистенциальный подход в психологии и практике терапии развивали такие ученые, как Виктор Франкл, Ролло Мэй и др.
Концепция В. Франкла. В своей психологической системе австрийский психиатр большое внимание уделяет свободе. Применительно к человеческому бытию она трактуется как условие для автономного духовного существования человека. Свобода рассматривается им по отношению к трем феноменам: а) влечениям; б) наследственности; в) среде. Рассматривая влияние свободы применительно к данным феноменам, Франкл выходит на понимание человека в контексте биологических, наследственных факторов и факторов среды. По его мнению, человек – "меньше всего продукт наследственности и окружения", в конечном счете "человек сам решает за себя".
Не менее важной проблемой является рассмотрение смыслов как мотивационной силы жизнедеятельности человека. Смыслы анализируются как в контексте психического здоровья личности, так и в контексте ее судьбы. По мнению Франкла, стремление к смыслу выступает базовой потребностью человека, важным стимулом в чрезвычайных ситуациях, определяющим причину продолжения/непродолжения жизни. Поиски смысла могут выступать в качестве стимулирующей задачи, позволяющей человеку увеличивать внутреннюю напряженность и тем самым формировать предпосылки для роста психического здоровья. По мнению ученого, жизнь, лишенная напряжения, обречена на развитие неврозов.
Большое место в своей концепции Франкл отводит ценностям, которые формируются в результате жизненного опыта, особенного связанного со страданиями. Франкл выделяет три группы ценностей, влияющих на жизнь человека (рис. 7.2):
а) творческие ценности, осознаваемые в творческой и производственной деятельности;
б) ценности переживаний, которые проявляются в отношении к красоте мира природы или искусства;
в) ценности отношений, связанные с судьбой человека, которая рассматри
Рис. 7.2. Базовые ценности в концепции В. Франкла
вается им как высшая ценность в иерархии человеческих ценностей.
"...Действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю, – пишет Франкл в работе "Человека в поисках смысла" (1959). – Другими словами, человек сталкивается со своей судьбой и, вынужденный ее принимать, все же имеет возможность реализовывать ценностные отношения. То, как он принимает тяготы жизни, как несет свой крест, то мужество, что он проявляет в страданиях, достоинство, которое он выказывает, будучи приговорен и обречен, – все это является мерой того, насколько он состоялся как человек".
Рассматривая проблемы актуализации, Франкл выходит на определение психически здоровой индивидуальности. По мнению ученого, самоактуализация находится в оппозиции к самотрансценденции личности. Если человек стремится к самоактуализации, то он теряет смысл существования. Для иллюстрации своей мысли Франкл использует в качестве примера бумеранг. Цель бумеранга состоит не в том, чтобы возвратиться к человеку: бумеранг возвращается к человеку, когда он не попал по цели. Так же и люди возвращаются к себе тогда, когда потеряна цель в жизни. В этой связи он рассматривает характеристики, которые присущи здоровой личности. По его мнению, такие люди:
1) свободны в выборе собственного курса действий;
2) лично ответственны за свое поведение и те отношения, которые они проводят в своей судьбе;
3) не подвержены силе извне;
4) нашли смысл в жизни, который их удовлетворяет;
5) сознательно контролируют свою жизнь;
6) способны проявлять творчество, отношения, переживания;
7) имеют самотрансценденцию.
Кроме того, важна ориентация на будущее, поскольку она имеет отношение к целям и задачам.
Концепция Р. Мэя
Развивая экзистенциальные подходы в психологии, Мэй выходит на свое понимание личности:
"Личность – это осуществление процесса жизни в свободном, социально-интегрированном индивидууме, наделенном духовным началом".
Рис. 7.3. Компоненты личности по Р. Мэю
Личность осмысляется им как динамическая структура, которой присуща творческая активность. Важными структурными компонентами личности, по мнению Мэя, выступают (рис. 7.3):
1. Свобода. Она отличает человека от животного. Только человек, полагает Мэй, может разорвать "прочную цепь стимулов и реакций", подчинить свои импульсы. Свобода является фактором развития личности, его душевного здоровья, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости: "...чем здоровее душевно становится человек, тем свободнее он или она творят себя из жизненного материала и тем больший потенциал приобретает в них свобода".
2. Индивидуальность. Она рассматривается как уникальность, с которой человеку приходится жить и взаимодействовать с окружающим миром. Этот мир является тем отражением, которое позволяет личности не только определить свою "уникальную роль в обществе", но познать свою индивидуальность как форму жизни, "соединив сознательное “Я” с различными уровнями подсознания".
3. Социальная интегрированность. Это свойство, сформированное в процессе эволюции человека, выступает в качестве коллективного бессознательного. По мысли Мэя, индивидуальность и социальная интегрированность образуют единое целое, так как "благодаря коллективному подсознанию мы уже внутри самих себя образуем единое целое с другими людьми".
4. Религиозность или духовность рассматривается как внутреннее напряжение личности. Бинарная оппозиция жизни между телесной оболочкой и духовным миром заставляет человека "поддерживать внутреннюю напряженную связь" между двумя этими противоположностями, эта связь подводит человека к духовности. "В месте пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей возникает понимание нравственных заповедей".
Мэй анализирует личность как существующую в системе бытия – небытия. Из-за конформистской позиции в общественных отношениях бытие может подавляться человеком. Небытие – форма существования, когда человек в полной мере не может реализовать свой потенциал. Соответственно Мэй выделяет три формы бытия человека в мире:
а) нахождение во "внешнем мире" – мире природы и окружающей среды;
б) существование в "совместном мире" – мире социального общения;
в) пребывание во "внутреннем мире", который связан с саморазвитием индивида.
Символический интеракционизм и феноменология
Свой вклад в развитие экзистенциально-гуманистической терапии внесли символический интеракционизм и феноменология.
Символический интеракционизм, представленный такими учеными, как Дж. Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффманн, анализирует социальное взаимодействие как непосредственную коммуникацию, обмен символами. В процессе коммуникации главным является то, как партнер по общению воспринимает другого партнера, т.е. способность "принимать роль другого". С точки зрения идеологов данного направления развитие личности происходит в процессе непосредственной коммуникации с другими людьми.
В частности, Джордж Герберт Мид полагал, что для развития человека необходимы условия, т.е. такие ситуации, в которых "есть стимулы, в одно и то же время воздействующие на источник и получателя информации". Например, ребенок в процессе социализации создает такие стимулы, которые заставляют воспитателя отвечать на них различным образом. Эти ситуации служат процессом "обретения роли". Человек активно участвует в создании своей жизни в социуме, развивая две главные личностные структуры: "Я" – спонтанную и импульсивную и "Меня" – более объективную и рефлектирующую.
Феноменологический подход исходит из того, что мир можно познать посредством феноменологической редукции. В центре внимания находятся человек, который стремится строить познание мира независимо от ранее существовавшего опыта, и его сознание. При этом истинным познанием будет являться то, что мы переживаем, а не то, что мы рефлектируем. С точки зрения Э. Гуссерля жизненный мир является условием всех знаний.
Оба подхода особенно важны для деятельностных установок в терапии и социальной работе. В табл. 7.1 представлены основные различия между указанными направлениями и их структурные особенности, оказавшие влияние на становление рассматриваемой парадигмы в теории социальной работы.
Таблица 7.1
Феноменология и символический интеракционизм как системные теории
Критерии |
Феноменология |
Символический интеракционизм |
Истоки и ведущие представители |
Развивалась как философское направление, связанное гуманистической психологией. Основатель – Э. Гуссерль |
Сформировался в русле социологии, социальной психологии Ведущий представитель – Дж. Мид |
Характерные признаки |
1. Основное внимание уделяется: – сознанию человека; – субъекту; – свободному истолкованию и проявлению феноменов. 2. Ценности рассматриваются с позиций индивида. 3. Акцент делается на настоящем |
1. Основное внимание уделяется: – языку и символическим формам; – "Я" как субъекту и объекту; – принятию роли других; – развитие самоидентификации; – истолкованию (объяснению) феноменов. 2. Акцент делается на настоящем |
Ценностные ориентации |
1. Человек сам создает самоценность. 2. Ценность – это обычные феномены и "жизненные проявления", например такие, как доверие, открытость, милосердие. 3. Можно развить "умение говорить о запретном" |
1. Человека создает общество, другие люди навязывают ему образ его "Я". 2. Ценность – это объективная и субъективная реальность. 3. Главное место принадлежит праву на самоопределение |
Критика |
1. Индивид становится "одиноким островом". 2. Слишком сильная ориентация на достижение гармонии в личности клиента |
1. Структуры играют слишком незначительную роль в теории. 2. Слишком мало внимания уделяется структурно обусловленной власти |