Экзистенциально-гуманистическая теория социальной работы

Теория социальной работы, сформировавшаяся вокруг аналитических построений экзистенциально-гуманистической парадигмы, имеет свои отличительные черты, которые присущи ей в работе с клиентом.

1. Философия метода. В экзистенциально-гуманистической теории социальной работы человек рассматривается как уникальная личность, имеющая сформированную "Я-концепцию" и стремящаяся к самореализации.

При этом, с точки зрения Д. Крилла, к системным характеристикам метода можно отнести[1]:

1) помощь как процесс избавления от иллюзий и самообмана;

2) раскрытие необходимости и потенциального смысла страдания;

3) признание свободы выбора и неотъемлемой от нее ответственности;

4) уяснение важности диалога как процесса, в котором осуществляется взаимосвязь развития личности с качеством ее отношений с людьми;

5) понимание значимости личного дома и обязанностей, их соотношения с внутренней цельностью личности.

2. Окружающая среда рассматривается как система, состоящая из ряда экзистенциальных ситуаций, которые имеют значение для клиента и ставят его в положение выбора. Сталкиваясь с жизненными ситуациями, личность реализует индивидуальный рост и развитие и тем самым обнаруживает способность к самостоятельным решениям, проявляет умение строить свою судьбу, обретать идентичность и систему ценностей.

В связи с этим, как отмечал Сив Олтедал, для более полного эмпирического изучения клиента необходимо как можно шире использовать различные подходы к ситуации. По мнению исследователя, материальный, эмоциональный, системный контекст позволяет объективнее понять проблему клиента и его запрос. Однако взаимосвязь личности и ее проблемы всегда должна соотноситься с неповторимой ситуацией клиента. Признавая ответственность клиента за его действия и поступки, нужно иметь в виду, что жизни без проблем не существует.

На рис. 7.6 представлены основные сегменты проблемного поля клиента, которые учитываются при определении его трудной жизненной ситуации.

3. Клиент. В процессе реализации жизненного сценария люди могут сталкиваться с трудностями, когда они обеспокоены экзистенциальной виной, социальным отторжением, когда их жизнь представляет собой процесс самоотчуждения или когда они не в состоянии сделать выбор либо испытывают недостаток в значащих ценностях.

Рис. 7.6. Проблемное поле интеракциональной социальной работы

Источники основных проблем клиента (по Д. Криллу)[2]

► Люди могут обманывать себя и других в отношении природы своих потребностей и срывов, а также источников действительной вины и тревоги.

► Люди могут сомневаться в своей способности к выбору и бояться ответственности за свой выбор.

► Люди часто полагают, что боль и страдание свидетельствуют о незрелости и неудаче, поэтому предпочитают избегать страданий, а не противостоять им.

► Люди часто думают, что тождественность личности определяется ее самопониманием и самоактуализацией, поэтому они не способны оценить важность человеческих взаимоотношений.

► Люди думают, что осмысленная жизнь является результатом приспособления и исполнения социальных ролей и ожиданий, которые имеют по отношению к ним другие люди. Они видят взаимосвязь целостности, долга и личного экзистенциального переживания.

4. Оценка ситуации. В процессе оценки уделяется внимание экзистенциальным аспектам индивида и ситуации, процессу развития клиента, его ценностям, целям в жизни, особенностям его "Я-концепции". Текущая ситуация анализируется в терминах эмоционального опыта клиента, в терминах беспокойства и вины.

5. Контракт. В теории социальной работы, которая придерживается экзистенциально-гуманистической перспективы, контракт связан с экзистенциальными проблемами, однако достигаемые цели должны иметь материальный характер.

6. Интервенции отражают экзистенциальную философию помощи индивидам, семьям, группам. Социальные работники разъясняют ситуацию клиентам, помогают строить новые планы жизнедеятельности, создают условия для принятия новой философии и стиля жизни. Новые цели, идеалы и ценности помогают клиентам осуществлять связь с другими людьми, формировать новое отношение к самим себе, актуализировать внутренние ресурсы.

Социальный работник рассматривает экзистенциальный диалог с клиентом как творческое взаимодействие, в котором он руководствуется принципами личного участия и восприятия чувств клиента. Терапевтический диалог направляет мотивы клиента, обучает его самообладанию.

Как считает Кох, в экзистенциальном диалоге клиента необходимо направлять в русло проблемных состояний[3]:

• руководи собой сам;

• нарушения имеют преимущества;

• обращай внимание на сигналы тела;

• говори "Я" вместо "Все" или "Мы";

• высказываться лучше, чем спрашивать;

• кому ты хочешь дать что-то; от кого ты хочешь что-то получить;

• попытайся хотя бы раз выступать в другой роли.

Кох представил схему диалога, центрированного на экзистенциальных темах, в которых обозначены границы и ролевые установки клиента (рис. 7.7).

7. Социальный работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, "реального" человека, который стремится активизировать выбор клиента, помогает прояснить ценностный смысл его проблемы.

В теории и практике социальной работы экзистенциально-гуманистический подход находит отражение

Рис. 7.7. Интеракции, центрированные на теме

в специальных техниках и методах. Со своей стороны, идеология и инструментарий данного направления используются в других методах социальной работы, например в функциональной школе, которую можно рассматривать как вариант экзистенциально-психодинамического подхода. В контексте с теориями символического интеракционизма сформирована интеракциональная модель социальной работы.

Выводы

1. Экзистенциально-гуманистические принципы составляют основу теории и практики социальной работы. В рамках такого подхода человек рассматривается как уникальная личность, которую характеризуют сформированная "Я-концепция" и стремление к самореализации.

2. Экзистенциально-гуманистические теории имеют целью раскрыть потенциал человека, способствовать его личностному росту.

3. Центральным понятием экзистенциально-гуманистических концепций является духовность, обусловливающая универсальную потребность человека в поиске смысла жизни.

4. Применение идей, содержащихся в экзистенциальногуманистических концепциях, особенно актуально в работе с представителями различных культур, этносов, поскольку именно здесь наиболее важно проявлять внимание к человеческому опыту, творческим и культурным особенностям социальных взаимоотношений.