Введение

Слова "конвергенция" ("медиаконвергенция", "конвергенция СМИ"), "конвергентная журналистика" уже более десяти лет на устах у теоретиков и практиков СМИ, владельцев медиакомпаний. Практически все ассоциируют их с принципиально новой журналистикой – журналистикой цифровой эпохи, возникшей в результате процесса дигитализации (от англ. digitalization – оцифрование, преобразование данных в цифровую форму) – дигитализация, оцифровка, перевод информации в цифровую форму, который ознаменовал начало совершенно нового этапа, новой эры развития СМИ. Дигитализация упрощает и облегчает доступ ко всем традиционным СМИ, объединяет все СМИ.

Постоянно появляются статьи зарубежных исследователей, в которых поднимаются вопросы, связанные с развитием мультимедийного контента на сайте, объединением редакций, развитием мобильных версий, новыми способами привлечения читательской аудитории.

Западными авторами проведено множество исследований, написано немало книг, целью которых является изучение процесса конвергенции в медиаиндустрии.

Огромное внимание уделяет конвергенции и Всемирная газетная ассоциация, поскольку она во многом связана именно с печатными СМИ, газетной индустрией. Большинство работ посвящены именно теме протекания процесса конвергенции в редакциях газет. Газетные сайты стали первопроходцами в использовании новых мультимедийных технологий, поиске новых форматов предоставления видео- и аудиоматериалов на сайте, а также новых форм взаимодействия между журналистами из разных отделов и подразделений медиакомпании, создании мобильных версий и освоении новых платформ для распространения контента, словом всех тех составляющих, с которыми связывают конвергенцию СМИ.

И все же почему именно газетные редакции? "Неужели, – спросите вы, – другие СМИ не реализуют идей конвергенции?"

Конечно реализуют. Сегодня, пожалуй, уже невозможно найти средства массовой информации (СМИ), у которых бы не было собственного интернет-сайта. Можно смотреть многие телеканалы в Интернете и слушать онлайн любимое радио – в прямом эфире или в записи, можно смотреть ТВ на планшете. Согласно последним исследованиям, большинство жителей США предпочитают смотреть ТВ-каналы именно на этом устройстве. На газетных сайтах так же, как правило, доступен не только свежий номер и архивные материалы, но и совершенно отличный от печатной версии контент, можно почитать любую газету на различных портативных устройствах.

Вопрос здесь именно в поиске наиболее интересных решений развития и использования новых медиаплатформ. Возьмем, например, сайт радиостанции "Эхо Москвы"[1]. На этом сайте уже давно есть раздел "Видео" – это так называемое "Видеорадио" – видеотрансляции из студии на платформе "сетевизор". Диктор сидит где-то в отдалении и не смотрит на зрителя. Такие же видеотрансляции делает сегодня радиостанция "Маяк". На многих других радиостанциях вообще нет видеоматериалов.

А теперь сравним сайты радиостанций с газетными интернет-ресурсами. Мы увидим самые разнообразные решения в области предоставления видеоконтента – от коротких роликов, иллюстрирующих ОГЛАВЛЕНИЕ статьи, до создаваемого силами редакции сетевого ТВ с разнообразной сеткой вещания.

Конечно не только газетные сайты известны своими новаторскими решениями. Агентство РИА "Новости", например, тратит очень много ресурсов на развитие новых технологий, сайт ria.ru выгодно отличается от многих других – практически все материалы дополняются аудиовизуальными материалами, графикой. И все же, мы не находим на нем каких-то интересных примеров предоставления контента, которых нельзя было бы найти на сайтах газет, которые часто предлагают новаторские решения.

Отметим также, что конвергентные редакции создаются, как правило, на базе редакции газетной. Именно поэтому автор и предлагает рассмотрение темы конвергентной журналистики на примере газетных редакций.

Учебное пособие основано на опыте ведущих зарубежных и российских изданий. Автором были изучены десятки зарубежных статей, материалов с научных конференций и книг, отчетов Всемирной газетной ассоциации, в которых освещается опыт иностранных изданий в деле освоения идей медиаконвергенции за последние десять лет.

Российский опыт представлен на основе глубинных интервью, проведенных автором в рамках опросов 2009 и 2012 гг. За эти три года было проинтервьюировано более 40 человек, среди них журналисты, редакторы интернет-версий качественных и массовых газет, сотрудники рекламных подразделений и топ-менеджеры российских изданий.

Несмотря на большое внимание со стороны экспертов к процессу конвергенции и появлению конвергентной журналистики, т.е. журналистике, основанной на мультимедийной подаче контента и распространении его по разным медиаплатформам, журналистике, связанной с глобальными изменениями, происходящими на всех стадиях создания и распространения продуктов СМИ, остается множество нерешенных вопросов. До сих пор нет четкого определения процесса конвергенции в медиаиндустрии, непонятно к чему он в конечном итоге приведет, каковы его стадии, чем они характеризуются, какие особенности имеет данный процесс, можно ли выделить общие закономерности его развития в разных редакциях. Не решено и множество вопросов, связанных с объединением ньюзрумов и организацией рабочего процесса; журналистским образованием и требованиями к журналистам-практикам; развитием интернет-версии и версий для различных портативных устройств. Наконец открытым остается вопрос о том, как, используя современные технологии, находить новые способы получения прибыли и сокращения издержек.

Поиску ответов на эти вопросы и посвящено учебное пособие "Конвергентная журналистика". Оно предназначено для студентов-магистров, обучающихся по специальности "Журналистика". Пособие состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, словаря терминов журналистики цифровой эпохи, а также содержит программу курса "Конвергентная журналистика" для студентов, обучающихся по специальности "Журналистика" (магистратура) и приложений – расшифровки некоторых из проведенных автором в 2009–2013 гг. интервью.

В первой главе рассматриваются новые медиаплатформы – каналы распространения информации, которые СМИ стали использовать с развитием цифровых технологий, новые принципы организации работы редакций, подробно анализируются профессиональные компетенции современного журналиста. Автор дает детальное описание понятиям "медиаконвергенция", "интеграция", "мультимедиа", "конвергентная журналистика". Во второй главе выявляются различные особенности развития газетных редакций в условиях конвергенции. На примерах редакций Великобритании, Испании, США, азиатского региона (Япония, Сингапур, Малайзия, Таиланд) и России подробно исследованы различные варианты развития редакций, на формирование которых оказывает влияние различные внешние и внутренние факторы. В третьей главе подробно рассматриваются новые возможности для получения прибыли и сокращения издержек, которые дает конвергенция. Англо-русский словарь терминов журналистики цифровой эпохи включает более 70 терминов, так как бо́льшая часть литературы, посвященная процессу конвергенции СМИ, издается на английском языке. Терминам дается расширенная трактовка, что помогает понять суть тех проблем, о которых идет речь в многочисленных научных работах зарубежных авторов.

В результате изучения материала учебного пособия студент должен:

знать

– что такое конвергентная журналистика в теории и на практике – в отечественных и мировых редакциях;

– социально-культурные предпосылки возникновения конвергентной журналистики, этапы ее развития;

– особенности влияния различных внешних и внутренних факторов на развитие конвергентной журналистики;

– способы нахождения новых возможностей для получения прибыли, сокращения издержек и привлечения новой аудитории в условиях бурного развития информационно-коммуникативных технологий;

– как работать с пользовательским контентом;

– понятия, вошедшие в обиход с появлением новых каналов распространения информации;

– термины, сопряженные с развитием мультимедийного контента;

– понятия, связанные с появлением новых отделов, объединением редакций;

– понятия, возникшие в результате появления новых должностей и компетенций у журналистов;

уметь

– мыслить мультимедийно, т.е. осознавать, какая медиаплатформа предподчтительнее для распространения того или иного контента, и как дополнить текстовой материал различными мультимедийными составляющими;

– понимать принципы работы современных журналистов и организации работы современной редакции;

владеть

– обширной системой понятий, включающей термины, обозначающие общие явления, процессы в современной журналистике.

Для успешного освоения материала студенты должны владеть базовыми знаниями по предыдущим дисциплинам, в том числе знать основы "Современных информационных технологий", "Основ журналистской деятельности", "Техники и технологии СМИ".

Процесс освоения материала, изложенного в учебном пособии, базируется на выполнении студентами учебного плана, который сформирован на основе программы курса "Конвергентная и сетевая журналистика", цикл образовательного стандарта – М. 2. Профессиональный цикл; наименование образовательного стандарта – ФГОС, код по перечню направлений подготовки ВПО – 031300.68.

Общий объем курса "Конвергентная журналистика" составляет 24 часа. Из них: лекции – 6 часов, практические занятия –14 часов.

Каждая глава учебного пособия включает теоретический и практический материал, контрольные вопросы, задания и кейсы для самопроверки.

При работе с учебным пособием необходимо использовать "Словарь терминов журналистики цифровой эпохи".

Для контроля знаний в курсе предусмотрен зачет. Все возникающие вопросы обсуждаются с преподавателем во время проведения занятий и консультаций. Билеты включают теоретические и практические вопросы по всем темам курса. Для успешной сдачи зачета необходимо освоить все темы курса, выполнить задания, ответить на вопросы, изучить основную литературу, познакомиться с дополнительной литературой.