Экстернальные эффекты в природопользовании
Все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непреднамеренными внешними последствиями (как положительными, так и отрицательными).
Положительные внешние или экстернальные эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов вызывает дополнительные издержки для других.
С точки зрения экономики природопользования эти последствия могут носить эколого-экономический, эколого-социальный, экологический характер. Внешние — экстернальные эффекты влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов (природопользователей). Эти дополнительные издержки в экономике природопользования получили название экстернальных издержек.
Внешние или экстернальные издержки — одна из основных категорий экономики природопользования.
Проблема экстернальности основана, во-первых, на понятии о собственности. У двух субъектов собственности — общества и предпринимателя — эколого-экономические интересы, как правило, различны. Общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель хочет снизить природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя-природопользователя ущерб, нанесенный третьим лицам, является, по сути, внешними издержками его производства. Эти внешние издержки совершенно неравнозначны внутренним издержкам производства и представляют собой убытки предпринимательской деятельности. Исключение составляет тот случай, когда предприниматель сам несет ущерб от собственных выбросов. Таким образом, в общем случае имеет место конфликт интересов различных субъектов собственности.
Экстернальные издержки возникают в связи с ограниченностью ресурса, в качестве которого в данном случае выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество окружающей природной среды называется ассимиляционным потенциалом. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек.
Исходя из ограниченности ассимиляционного потенциала, с одной стороны, и несовпадения интересов различных собственников, с другой, возникает вопрос о праве собственности на ассимиляционный потенциал. Тот собственник, который получает возможность его использовать, выигрывает (за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах). В то же время для того собственника, которому он не достался, велика вероятность понести убытки вследствие деятельности первого. При этом убытки второго для первого будут экстернальными издержками.
Итак, учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, когда общество заинтересовано в снижении ущерба от загрязнения, а предприниматель — в сокращении природоохранных затрат, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования в данном случае заключается в интернализации экстернальных издержек. Обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние, и заставить предпринимателя оплатить весь ущерб, нанесенный природе его деятельностью.
Реализация этой задачи видится в назначении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам — так называемый "пигувианский налог". Данное понятие связано с именем британского экономиста А. С. Пигу1, который первым в начале XX в. комплексно исследовал проблемы внешних эффектов экономической деятельности. Он пришел к выводу, что издержки и выгоды вне рынка попадают к лицам, не вовлеченным напрямую в производственный процесс. Поэтому общественный чистый и частный чистый продукты национальной экономики неэквивалентны. Пигу предложил интернализировать внешние для экономики процессы через введение налога на деятельность, наносящую вред окружающей среде. Таким образом, он указал на необходимость государственного регулирования экономических процессов в целях ликвидации внешних издержек экономической деятельности.