Экспортно-импортная модель международного бизнеса

Экспортно-импортная модель включает в себя международную торговлю товарами (услугами). В ней присутствуют две стороны международной сделки: покупатель (заказчик) и продавец (исполнитель). В процессе сделки происходит переход собственности от одной стороны к другой. Она может осуществляться как непосредственно продавцом, так и специализированными фирмами- посредниками. Операции международной аренды также включаются в экспортно-импортную модель как по формальному признаку (арендуемая продукция пересекает границу), так и по методике их учета. Статистика включает их в стоимость товарного экспорта и импорта, хотя и учитывает их отдельной позицией.

Сущность и механизм осуществления экспортно-импортных операций существенно зависит от формы реализуемого продукта. Если продукт имеет материально-вещественную форму, говорят об экспорте и импорте товаров. В случае продажи на мировом рынке нематериальных услуг используются иные механизмы и способы их статистического учета. Поэтому целесообразно рассматривать товары в материально-вещественной форме и услуги отдельно.

Начнем с экспорта и импорта товаров. Необходимо отметить, что в международной коммерческой практике под экспортно- импортными операциями понимаются только операции, осуществляемые па коммерческой основе, т.е. па основе заключения и исполнения договоров купли-продажи товаров. Поставки в виде гуманитарной помощи, даров и т.д., осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспорта и импорта, как правило, не включаются. Они учитываются отдельно.

В общем случае под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке своей страны или вывоза за рубеж.

Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных формальностей и процедур, которые предоставляют сведения для статистического учета. Единственной основой статистического учета международных товарных потоков является таможенный учет экспортно-импортных грузов. Он также кладется в основу национальной внешнеторговой статистики. Этим объясняется необходимость единообразного таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации.

Международная торговля товарами статистически учитывается с помощью двух торговых систем: общей и специальной. Общая система торговли применяется тогда, когда статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Следовательно, при общей торговой системе импорт включает все товары, ввозимые на экономическую территорию страны, а экспорт – все товары, вывозимые за ее пределы. Специальная торговая система используется, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть ее экономической территории, зону свободного обращения товаров. Специальная торговая система включает часть территории страны, где товары перемещаются без таможенных ограничений[1].

ЮНКТАД рекомендует применять унификацию понятий экспорта и импорта в зависимости от использования соответственно общей или специальной торговой системы[2]. Обобщая международную методику статистического учета, определяем структуру экспорта как:

1) вывоз отечественных товаров, произведенных в зоне свободного обращения или промышленных свободных зонах, непосредственно в другие страны;

2) вывоз отечественных товаров, произведенных в зоне свободного обращения или в промышленных свободных зонах, но вывозимых с таможенных складов или из свободных коммерческих зон в другие страны;

3) вывоз иностранных товаров, ранее импортированных и не подвергшихся переработке, в другие страны (реэкспорт).

В свою очередь под импортом понимается:

1) ввоз в страну товаров иностранного происхождения непосредственно из страны-производителя или страны-посредника для личного или производственного потребления или с целью вывоза из нее;

2) ввоз товаров с территорий свободных зон или приписных складов;

3) ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке (реимпортом);

4) ввоз товаров для переработки под таможенным контролем. Сюда относят товары, которые ввозят в страну для переработки с целью вывоза готовой продукции, содержащей в себе данный товар в переработанном или измененном виде.

Размышляем самостоятельно

По каким причинам был введен дополнительный пункт в структуру экспорта? В каких случаях целесообразно ввозить груз для переработки под таможенным контролем?

Объектами реэкспорта и реимпорта чаще всего выступают товары, реализуемые на аукционах и товарных биржах; представляемые на выставках и ярмарках; нереализованные по консигнационным договорам; операции, осуществляемые без завоза товаров в свою страну; операции по вывозу товаров с территорий свободных зон и приписных складов. В структуру экспорта и импорта включаются как товары, реализуемые в рамках классических контрактов на свободных или организованных рынках, так и товары, перемещение которых через границу связано с исполнением обязательств по встречной торговле.

Существует несколько форм реализации экспортной деятельности, среди которых наиболее часто применяются косвенный экспорт, прямой экспорт и внутрикорпоративный обмен товарами (услугами). Косвенный экспорт товаров (indirect exporting) применяется, если компания продает свою продукцию национальному контрагенту, который, в свою очередь, ее экспортирует на зарубежные рынки. Прямой экспорт (direct exporting) имеет место в случае непосредственной продажи товаров контрагентам, функционирующим за пределами страны компании. Прямой экспорт позволяет компании приобрести ценный опыт ведения международных коммерческих операций, а также опыт ведения бизнеса в странах, на рынки которых она проникает. Третья форма экспортной деятельности – это внутрикорпоративный обмен товарами, значение которого повышается вследствие увеличения масштабов деятельности ТНК. Под внутрикорпоративным обменом (intracorporate transfer) обычно понимают продажу товаров (услуг) компанией, расположенной в одной стране, другим хозяйственным единицам, входящим в ту же ТНК и расположенным в других странах. Внутрикорпоративный обмен представляет собой важный элемент международной торговли. На долю операций по внутрикорпоративному обмену товарами (услугами) приходится около 40% от общего объема экспортно-импортных операций США[3].

Механизмы осуществления экспортно-импортных операций определяются формой экспортной деятельности. Вместе с тем процедуры и техника подготовки международных торговых сделок при прямых связях между контрагентами и в случае косвенного экспорта схожи. Рассмотрим их на примере прямого экспорта. Международная практика проведения экспортно-импортных сделок предполагает прохождение трех следующих этапов:

1) подготовка к заключению контрактов купли-продажи;

2) заключение контрактов купли-продажи;

3) исполнение контрактов купли-продажи.

Основной задачей экспортера и импортера на первом этапе является поиск и выбор контрагента. В период подготовки к заключению сделки производятся выбор и установление контактов с предполагаемым контрагентом. Эта часть процедуры подготовки связана с выбором типа (экспорт или импорт) международной торговой сделки.

Процедура подготовки экспортной сделки зависит от того, кто ее инициирует: продавец или покупатель. По этому критерию экспортные сделки классифицируют на две группы:

1) сделки, в которых инициатива исходит от продавца;

2) сделки, в которых инициатива исходит от покупателя.

Если экспортную сделку инициирует покупатель, он может направить продавцу запрос об имеющихся товарах и условиях их продажи или объявить открытые или закрытые торги с целью привлечения тендеров. Запросом принято называть обращение покупателя к продавцу с просьбой прислать предложение (оферту). Одной из главных целей запросов является получение от экспортных фирм конкурентных предложений, из которых в результате анализа выбираются наилучшие. Для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким известным в данной отрасли фирмам различных стран, конкурирующим между собой. В запросе указывается точное наименование нужного товара, его количество, качество, сорт, срок поставки.

Обнаружив взаимную заинтересованность в заключение сделки, продавец направляет покупателю предложение – оферту. Оферта содержит в себе все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цена, условия поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приема-сдачи, общие условия поставки. Текст оферты должен быть кратким, четким и ясным, исключающим возможность различных его толкований или возникновения неясностей.

Оферта считается определенной, если в ней обозначен товар, и прямо или косвенно устанавливается количество и цена, либо предусматривается порядок их установления, а также выражается намерение оферента считать себя связанным условиями оферты в случае ее акцепта покупателем. Следует различать оферту и предложение, адресованное неопределенному кругу лиц. Последнее в коммерческой практике называется приглашением делать оферты.

В международной практике различают два вида оферты: твердую и свободную. Вид оферты фиксируется соответствующей надписью, как правило, в верхнем правом углу документа. Твердая оферта (firm offer, bid) – это письменное предложение на продажу определенной партии товара, посланное оферентом одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю. Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение, содержащее безоговорочный акцепт, т.е. свое согласие принять без изменений все условия твердой оферты продавца. Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, он посылает продавцу ответ на предложение, или контроферту, с указанием своих условий и срока для ответа. Условиями, в отношении которых любое дополнение или изменение рассматривается в качестве существенно изменяющего предложение, являются: цена, количество, качество, место и срок поставки, объемы ответственности сторон, порядок разрешения споров.

Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептирует и письменно уведомляет об этом покупателя. В противном случае он считает себя свободным от своих обязательств, о чем уведомляет покупателя, либо посылает новую оферту покупателю с учетом или без предложенных покупателем условий. Если продавец заинтересован в заключении сделки, согласование условий путем обмена офертами и контрофертами продолжается до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность по всем условиям.

Неполучение ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока считается равносильным отказу покупателя от заключения сделки на предложенных условиях и освобождает продавца от сделанного им предложения. Как правило, прежде чем послать твердое письменное предложение покупателю, продавец часто согласовывает с ним заранее отдельные условия предстоящей сделки.

Твердая оферта может выступать как "первая оферта" в тех случаях, когда покупателем является фирма, обладающая преимущественным правом закупки или сбыта предлагаемого товара на данном рынке, правом "правой руки".

Свободная оферта (free offer) обычно делается одновременно на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Она не устанавливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После акцепта контроферты продавцом сделка считается заключенной. Продавец свободен в выборе покупателя из числа приславших контроферту. При этом он не обязан объяснять причину выбора. Свободная оферта в современных условиях используется довольно редко.

Размышляем самостоятельно

Подумайте, в каких случаях в международной бизнес-практике преимущественно используется твердая оферта, а в каких – свободная.

Пока договор не заключен, предложение может быть отозвано продавцом тогда, когда сообщение об отзыве будет получено покупателем до отправления им акцепта. Исключение составляют два случая:

• когда в предложении указано, что оно является безотзывным путем установления определенного срока для акцепта или иным образом;

• когда для адресата (покупателя) было бы разумным рассматривать предложение как безотзывное, и он действовал соответственно.

Акцепт по общему правилу вступает в силу в момент, когда согласие покупателя получено оферентом. При этом согласие с полученной офертой может быть выражено покупателем путем совершения конклюдентных действий, если это предусмотрено офертой или применяется сторонами в силу практики, сложившейся во взаимных отношениях или вытекает из торговых обычаев. Конклюдентные действия могут, в частности, выражаться в отправке товара или уплате цены. Акцепт в этих случаях вступает в силу в момент совершения такого действия при условии, что оно имело место в пределах срока действия оферты. Акцепт, отправленный покупателем с опозданием, сохраняет силу, если оферент без промедления известит об этом адресата.

Процедура подготовки импортной сделки предполагает возможность установления следующих видов контактов с потенциальным продавцом: направить потенциальному или уже известному продавцу заказ или объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов.

Наиболее распространенным способом подготовки прямой импортной сделки является размещение заказа у производителя интересующих покупателя товаров. Заказ – это коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существующие элементы, необходимые для заключения внешнеторговой сделки. Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в заказе во многих случаях указывается только наименование товара, его количество, срок поставки, а в случае необходимости и некоторые специфические условия, присущие данному конкретному заказу (например, место сдачи товара). Во всем остальном стороны могут руководствоваться условиями ранее выданных заказов или контрактов, на основании которых импортер перешел к постоянной практике заказов (со ссылкой на его номер и дату). Покупатель может в качестве приложения к заказу направить экспортеру спецификацию с уточнением условий поставки – инструкциями по упаковке и маркировке товаров и т.д. Если экспортер согласен с условиями заказа и прилагаемой к нему спецификацией, он подтверждает заказ, и сделка считается заключенной.

Основными преимуществами заключения сделок путем выдачи заказов является оперативность и экономичность за счет использования современных средств передачи информации, сокращения переписки, расходов на поездки для личных переговоров.