Эксплуатация строительных подъемников
Электрическое оборудование подъемников, их монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок. Подъемники, предназначенные для работы на открытом воздухе, должны соответствовать установленным государственным стандартам и обеспечивать безопасную эксплуатацию в районах с температурой окружающего воздуха от -40 до +40 °С.
Свободно стоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов (в соответствии с установленными строительными нормами и правилами), должны быть в сейсмостойком исполнении.
Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией: паспортом (ПС), руководством по эксплуатации (РЭ), включающим техническое описание и инструкцию по эксплуатации, инструкцией по монтажу. Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах, должно быть во взрыво- и пожаробезопасном исполнении. Ускорение (замедление) при движении кабины и люльки в режиме эксплуатации не должно превышать 4 м/с2.
Конструкция мачтовых и шахтных подъемников должна обеспечивать монтаж (демонтаж) мачты, шахты и настенных опор с помощью собственных механизмов.
Электрооборудование и электроснабжение подъемника должны отвечать установленным требованиям правил устройства электроустановок. Электроаппаратура и электропроводка, применяемые на подъемнике, должны соответствовать параметрам подъемника по напряжению и частоте питающей сети, токовым нагрузкам, а также условиям его эксплуатации, хранения и транспортирования. Напряжение от источника питания должно подаваться на подъемник через вводное устройство с ручным приводом. Напряжение питания силовых цепей должно быть не более 380 В переменного тока частотой 50 Гц, а цепей управления, освещения и сигнализации - не более 220 В. Напряжение цепи питания переносных ламп освещения должно быть не более 42 В. Металлоконструкция подъемника, а также металлические нетоковедущие части его электрооборудования (корпуса электродвигателей, выключателей безопасности, каркасы шкафов управления, кожухи аппаратов и т.д.) должны быть занулены (заземлены) путем подключения к ним нулевого провода питающей сети в соответствии с требованиями правил устройства электроустановок. На грузовых и грузопассажирских подъемниках в качестве дополнительной защитной меры должно быть выполнено повторное заземление нулевого провода в соответствии с правилами устройства электроустановок. Электрические органы управления на шкафах и пультах должны быть снабжены надписями или символами их функционального назначения.
Кабина подъемника должна иметь рабочее освещение; быть оборудована звуковой сигнализацией, включаемой машинистом и потону отличающейся от автомобильных сигналов; быть оборудована двусторонней связью машиниста со строителями; иметь штепсельную розетку для переносной лампы освещения.
В грузопассажирском подъемнике пульт управления должен находиться в кабине вблизи двери, обращенной в сторону здания.
Грузопассажирские подъемники должны быть оборудованы выключателями безопасности - концевыми, ограничивающими крайние верхнее и нижнее положения кабины; контроля закрытого положения дверей кабины; контроля срабатывания ловителей (на подъемниках с канатным приводом); контроля слабины или обрыва подъемных канатов; контроля срабатывания ограничителя скорости; контроля положения натяжного устройства каната ограничителя скорости; кнопкой "Стоп".
Грузовые подъемники должны быть оборудованы выключателями безопасности. Совмещение в одном выключателе функций выключателя безопасности и рабочего выключателя не допускается. Срабатывание концевых выключателей должно приводить к размыканию цепи управления и силовой цепи электродвигателя.
Свободностоящие и передвижные подъемники с мачтой высотой более 15 м должны быть снабжены анемометром, автоматически включающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте подъемника. Для удержания движущейся вниз кабины со скоростью свыше допустимой в подъемниках с реечным приводом подъема должен применяться аварийный останов. Аварийный останов должен приводиться в действие от ограничителя скорости и удерживать на зубчатой рейке движущуюся вниз кабину. Аварийный останов должен иметь устройство для возвращения кабины в исходное положение.
Зона нахождения кабины (противовеса) грузопассажирского подъемника на нижней посадочной площадке со всех сторон должна быть ограждена на высоту не менее 2000 мм. Между движущимися и неподвижными элементами подъемника должны выдерживаться следующие расстояния безопасности:
а) между порогом кабины (трапа) и порогом пола посадочной площадки - не более 50 мм;
б) между кабиной и мачтой - не менее 20 мм;
в) между кабиной и противовесом - не менее 50 мм.
Двери в кабинах и на посадочных площадках могут выполняться распашными (с открытием только внутрь кабины или сооружения), горизонтально-раздвижными, вертикально-раздвижными (с уравновешенными створками). Грузовая платформа должна быть ограждена со всех сторон. При этом ограждением с одной стороны может служить запирающее устройство входного и выходного проемов. Ограждения в виде перил должны быть выполнены высотой не менее 1000 мм со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 200 мм. Дверь кабины со стороны здания должна открываться изнутри. Дверь с противоположной стороны кабины должна открываться как изнутри, так и снаружи. Дверь должна быть оборудована блокировочным выключателем, исключающим движение кабины с открытой или не полностью закрытой дверью.
Для обслуживания механизмов, электрооборудования и безопасности к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ. Легкодоступные, находящиеся в движении части подъемников, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.
Эксплуатация лебедок и люлек
К люльке или к передвижным лесам прочно прикрепляются тросы, движение которых в дальнейшем должно быть свободным, а трение о выступающие конструкции строго запрещается. Люльки и передвижные леса опускаются на землю, если с них не производится высотная работа.
Лебедки укрепляются на фундаменте или снабжаются балластом для устойчивости при эксплуатации с двойной нагрузкой при подъеме или опускании люлек или передвижных лесов, а балласт прочно закрепляется на раме лебедки. Строго запрещается доступ посторонних лиц к лебедкам. Лебедка управляется посредством аппарата управления, установленного на люльке. Простым нажатием и удержанием кнопки люлька движется, при отпускании кнопки - останавливается. Привод люльки помимо аппарата управления имеет ручное устройство опускания. Подвесная люлька имеет ограждения высотой 1,2 м, а с рабочей стороны - не менее 1 м. Двери отсутствуют. В крюк подвешивания люльки встроен предохранительный замок.
Люльки снабжены концевым выключателем. Это устройство необходимо для подъема люльки вверх. Когда люлька доходит на 0,5-0,6 м до верха, привод электродвигателя автоматически отключается. Ежедневно люльки и их средства передвижения проверяют, имитируя обрыв рабочего каната. Соблюдение всех технологий необходимо для обеспечения безопасной работы высотников.
Подвесные леса и подмости, люльки - основные подвесные средства выполнения высотных работ. После монтажа подвесных лесов и подмостей они могут быть допущены к эксплуатации при испытании нагрузкой. Условия нагрузки: статическая нагрузка должна превышать нормативную на 20%, выдержка нагрузки в течение 1 ч, динамическая нагрузка должна превышать нормативную на 10%. Все результаты испытаний заносятся в журнал приемки и осмотра лесов и подмостей. Бывают случаи, когда подвесные леса и подмости успешно прошли все испытания и многократно использовались для выполнения высотных работ, тогда они могут быть допущены к эксплуатации без испытаний.
Подвесные леса прикрепляются к прочным частям здания или конструкциям. Для их передвижения используются стальные канаты с девятикратным запасом прочности.