Лекция 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД И НОРМАТИВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Эксперименты в психологии проводятся в научных и в практических целях. Они, отличаясь по возможностям последующих обобщений, планируются и строятся по сходным нормативам в той своей части, где задаются характерные для экспериментального метода требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения выявляемых закономерностей. Существуют две традиции, в разной степени подчеркивающие статус экспериментального метода: с одной стороны, отнесение его к эмпирическим методам, а с другой — понимание экспериментального метода как определенной логики рассуждений исследователя. Соответственно, можно выделить нормативы в регуляции чувственно-предметной деятельности исследователя-экспериментатора и нормативы в структуре реализованного метода.
Нормативы научного мышления — надындивидуальные схемы, или сложившиеся в науке правила сбора и использования эмпирических данных для содержательного вывода о предмете изучения. Включают всю используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов.
Эти нормативы не являются только формально-логическими, а означают необходимость учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения о предмете изучения и отражают то, что принято называть культурой исследования.
Как и всякий научный эксперимент, психологический эксперимент должен удовлетворять некоторым критериям научности с точки зрения примененных нормативов исследования. Однако сначала следует раскрыть контекст понимания термина "нормативы". Наука, как и культура, нормативна, поскольку предполагает использование сложившихся способов, понятий и надындивидуальных схем мышления, не сводимых к операциональному и понятийному составу размышлений человека, не отягощенного системой знаний в соответствующей области. Нормативы профессионального мышления ученого отличаются от схем обычного мышления своей "искусственностью". Эта "искусственность" означает использование исследователем надындивидуальных способов размышлений, усваиваемых в ходе профессионального обучения, и выполняет конструктивную функцию систематизации и опосредствования мышления индивидуального. Нормативы научного мышления включают всю отрефлексированную или используемую на данном этапе развития науки систему исследовательских методов как способов структурирования так или иначе понимаемого предмета изучения. По словам М. Г. Ярошевского (1915—2002), они являются категориальными регулятивами научного познания [1981]. Но они лишь задают возможности познания, реализация которых осуществляется в реальной познавательной деятельности, обеспечивающей разработку исследования с целью проверки научной гипотезы.
Овладение любыми нормативами предполагает определенные усилия человека в направлении организации познавательной деятельности таким образом, чтобы в ней были возможны как использование уже сложившихся нормативов, так и создание новых. По словам философа М. К. Мамардашвили (1930—1990), познание — при этом имеется в виду профессиональное мышление ученого — всегда есть экспериментирование с формами (а не сами эти формы). В этом контексте определение науки сточки зрения ее означает следующее: "...это нечто, к чему человек относится как к более цельному, чем он сам, и что вырывает его из хаоса, распада и рассеяния обыденной, повседневной жизни, из стихийных отношений к миру и к себе подобным" [Мамардашвили, 1992, с. 301].
В методологии науки после выхода в свет в 1962 г. книги историка науки Т. Куна (1922—1996) утвердилось понятие парадигмы, тесно связанное с понятием "нормальная наука" [1977]. В рамках такой науки научное сообщество предстает в качестве идеального субъекта познавательной деятельности, придерживающегося некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, ее практического применения и даже необходимого оборудования. Эта сложившаяся практика научных исследований описывается понятием парадигмы.
Парадигма — это сложившаяся к определенному историческому моменту практика научных исследований, придерживающихся некоторой традиционной модели организации исследования, включая способы построения теории, ее эмпирической проверки и применения в прикладных целях.
История развития науки, по Куну, демонстрирует развитие научного знания как смену парадигм. По мнению К. Поппера (1902—1994), написавшего в 1930-е гг. классическую обобщающую работу по развитию экспериментального метода, "нормальный" ученый, размышляющий и действующий только в рамках принятой парадигмы, необходимо оказывается догматиком. Реально ученый обычно сохраняет критичность по отношению к рамкам парадигмы, в которой он работает, и при желании всегда может выйти за эти рамки.
Таким образом, организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез включает и ориентировку исследователя на сложившиеся парадигмы, и возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не позволяют сравнивать конкурирующие объяснения изучаемой реальности. Как и формы логических умозаключений, исследовательские парадигмы могут в разной степени быть претворены в реальной деятельности ученого.
В организации отдельного эмпирического исследования реализуется не парадигма, а конкретный методический способ проверки научной гипотезы. Психологические методы отличаются разным познавательным отношением к изучаемой субъективной реальности, способами сбора данных и нормативами их соотнесения с проверяемыми гипотезами.
Правила экспериментальной проверки психологических гипотез относительно инвариантны, т.е. могут рассматриваться в условном "вынесении за скобки" содержательного анализа структуры психологической теории, хотя в реальном исследовании эти правила — не более чем форма регуляции принятия содержательных решений. Поэтому далее мы будем говорить о нормативах экспериментальной проверки гипотез, а не об экспериментальной парадигме в психологии.
Эти нормативы сложились и с учетом достижений экспериментального метода в других науках, и с учетом специфики его становления применительно к собственно психологическому знанию, отличающемуся многообразием теоретических реконструкций психологической реальности. Они одновременно и традиционны и позволяют подвергать критической проверке причинные объяснения в психологии. Их смена от рамок одной психологической школы к другой носит часто не временной или парадигмальный характер, а заключается в отказе от прежних содержательных позиций в понимании возможностей экспериментирования в области психологии.
В отечественной психологии само понимание научного мышления связано с представлениями о его социальной сущности, культурогенности, структурных особенностях и источниках развития. Научные понятия, согласно критериям описания их особенностей Л. С. Выготским [1982, т. 2], отличаются от житейских понятий тем, что они не следуют из житейского опыта, а усваиваются при овладении опытом надындивидуальным, даны в некоторой системе и предполагают взаимные связи для их доопределения. Овладение их структурами задает "зону ближайшего развития" для так называемых житейских понятий, которые могут быть более освоенными в индивидуальном опыте человека, но уступать первоначально более формально представленным в его мышлении научным понятиям именно в плане их системной организации, или структурированности, и степени общности.