Экспериментальная модель диагностики психологических способностей и интеллекта
По мнению И. Лингарта, всю психическую деятельность человека можно свести к двум глобальным интегральным проявлениям. Эти интегральные проявления способностей и есть искомые психодиагностические признаки.
Первый признак – учение, или способность человека к учению (обучаемость). Именно обучаемость является признаком развития умственных способностей человека[1]. Способность человека к учению представляет собой интегративное качество, определяющее возможности и темп его психического развития.
"Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса"[2].
Отсюда следует, что второй интегративной способностью субъекта является психическая адаптация (приспособление к условиям среды), которая включает в себя по крайней мере три элемента: психофизиологическую, поведенческую и социально-психологическую адаптацию (Ф. Б. Березин, В. И. Брудный, А. А Налчаджян).
Психофизиологическому аспекту адаптации посвящена обширная литература. Основным пунктом связи физиологической адаптации и проблемы профессионализации является определение физиологической "цены", которую "платит" организм за привыкание человека к условиям жизнедеятельности (Ф. Б. Березин). Сущность социально-психологического аспекта заключается в процессе сближения ценностной ориентации индивида, его социальных представлений, коммуникативных особенностей с требованиями группы (И. А. Милославова, А. А. Налчаджян). Поведенческий аспект психической адаптации индивида включает его собственно деятельностную (учебную, игровую и профессиональную) адаптацию, сущность которой определяется становлением человека как субъекта деятельности (В. Н. Безносиков, 1986; Е. А. Климов, 1969). Содержательными компонентами поведенческой адаптации являются: выработка навыков конкретной деятельности; привыкание к характеру, режиму и условиям труда на определенном рабочем (учебном) месте; приобретение необходимых специальных знаний и др. Процесс становления личности сопровождается дальнейшим развитием и формированием деятельностно значимых качеств человека, а успешная адаптация индивида к обучению есть тот положительный опыт, на базе которого может сформироваться собственно поведенческая адаптация.
Анализ литературы показал, что в основе психологической адаптации и обучаемости как способности к учению лежит один и тот же психологический механизм – это механизм формирования психической ориентировки в социальной и профессиональной среде. Поэтому учение и адаптация – это разноуровневые интегральные способности человека, в основе которых лежит ориентировочная деятельность.
К диагностическим показателям обучаемости относят темп, объем усвоения новой информации, качество ее хранения в памяти, а также необходимое и точное ее воспроизведение. Показателями адаптации являются адаптивность индивида в форме способности адекватной ориентации в среде и необходимого качества действий на базе использования в новых ситуациях усвоенных (сформированных) в процессе учения ориентировок, а также уровня психофизиологической "цены" этой адекватности и характеристика качества выполняемых действий.
В данной связи моторно-волевые и эмоциональные механизмы, видимо, вторичны. Они "окрашивают" психическую деятельность, материально или идеально ее реализуют[3].