Экспедиторские документы FIATA
Международная федерация экспедиторских ассоциаций FIATA в 1960—1980-е гг. разработала так называемые экспедиторские документы FIATA, предназначенные для использования во взаимоотношениях экспедиторов и их клиентов. Применение этих документов направлено на повышение рыночной надежности экспедиторов, дополнение и уточнение условий договора транспортной экспедиции, ускорение перевозок и поставок товаров, повышение качества контроля за общими транспортными и экспедиторскими расходами, ускорение перевозок и поставки товаров.
Применение экспедиторских документов FIATA не является обязательным. Вместе с тем они получают все большее распространение, в том числе и в России. Авторское право на экспедиторские документы FIATA принадлежит Секретариату FIATA. Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ) в качестве национальной ассоциации — члена FIATA имеет разрешение на печатание и распространение среди своих членов бланков документов FIATA.
Ниже дана краткая характеристика экспедиторских документов FI АТАК
Поручение экспедитору — FIATA FFI (FIATA Forwarding Instructions). Служит для облегчения составления и выдачи экспедитору полного и четкого заказа на транспортно-экспедиторские услуги. В FFI содержится информация, определяющая условия купли-продажи, оплаты, страхования, характеристики груза, страну происхождения, условия аккредитива, порядок обращения с грузом (в случае перевозки опасных, негабаритных грузов) и т.д. При отсутствии FFI экспедитору необходимо извлекать эту информацию из других документов. Применение FFI позволяет избежать недоразумений относительно трактовки поручений, данных экспедитору клиентом. FFI может играть роль оферты па заключение договора транспортной экспедиции.
Интермодальное весовое свидетельство отправителя — SIC (Shipper's Intermodal Weight Certificate). Введено в связи с принятием в США закона об обязательности весового свидетельства для контейнеров массой брутто свыше 29 000 фунтов (13 154 кг). Отправляя единичную партию груза, отправитель должен заполнить и подписать SIC и передать его экспедитору. При организации консолидированной отправки экспедитор сам является грузоотправителем. На основе свидетельств отдельных отправителей он заполняет свое свидетельство и передает его перевозчику.
Декларация отправителя о перевозке опасных грузов — SDT (Shipper's Declaration for the Transport of Dangerous Goods). Если экспедитор организует перевозки опасных грузов, ему необходима детальная информация, касающаяся классификации груза в соответствии с конвенциями о перевозке опасных грузов различными видами транспорта. SDТ заполняется и подписывается отправителем и передается экспедитору.
Экспедиторская расписка — FCR (FIATA Forwarder's Certificate of Receipt). Подтверждает, что отправка принята экспедитором и он вступил в право распоряжения грузом в соответствии с инструкциями клиента. Получая FCR, клиент теряет право распоряжения грузом. Данные экспедитору распоряжения могут быть отменены только в том случае, если оригинал FCR возвращается экспедитору. FCR применяется чаще всего при продаже на условиях EXW и является гарантией того, что товар находится вне контроля продавца.
Складская расписка — FWR (FIATA Warehouse Receipt). Используется экспедитором в том случае, если он осуществляет складские операции. В FWR включаются детальные оговорки, касающиеся прав держателя документа, передачи права собственности на груз и согласие на то, что представление складской расписки является свидетельством поставки груза. FWR является оборотным документом, если па нем указано по-английски — "оборотный документ" (NEGOTIABLE) и если это не противоречит нормам национального права.
Экспедиторский сертификат перевозки — FCT (FIATA Forwarder's Certificate of Transport). Подтверждает, что экспедитор:
- принял на себя ответственность за экспедирование и доставку груза в соответствии с инструкциями отправителя;
— не является перевозчиком, а оказывает только экспедиторские услуги;
- организует перевозку указанным в ЕСТ перевозчиком на его условиях;
— отвечает за действия свои и своих агентов, но не перевозчика.
Ответственность экспедитора по ЕСТ может отличаться от обычной ответственности, возлагаемой на экспедитора. Инструкции экспедитору могут быть изменены только при возврате FCT. Документ FCT является оборотным (но не в России) и представляет собой разновидность домашнего коносамента.
Необоротная мультимодальная транспортная накладная — FWB (Non-negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill). FWB является перевозочным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза. Документ необоротный и является единым товаросопроводительным документом для перевозки всеми видами транспорта.
Оборотный мультимодальный транспортный коносамент FIATA (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL). Является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя, при этом он возлагает на себя ответственность и за груз, и за его перевозку, и за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. FBL является свидетельством исполнения сделки и служит документом для получения платежей за товар.
Наряду с перечисленными документами, к числу экспедиторских документов FIATA относится также нейтральная авианакладная (см. параграф 9.4).
Группировка экспедиторских документов FIATA по их общим свойствам дана в табл. 8.2.
Таблица 8.2. Группировка экспедиторских документов FIATA
Документы |
Характеристики |
1. Поручение экспедитору FFJ 2. Интермодальное весовое свидетельство отправителя SIC 3. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов SDT |
Заполняются и подписываются отправителем и возвращаются экспедитору для исполнения. Грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов |
4. Складская расписка FCR 5. Экспедиторская расписка FWR 6. Экспедиторский сертификат перевозки FCT |
Заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По этим документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку |
7. Мудьтимодальный транспортный коносамент FBL 8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная FWB 9. Нейтральная воздушная накладная NA WB |
Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке |