Экскурсионное движение и просветительский туризм в России второй половины XIX - начала XX в.

Экскурсионная деятельность в российском туризме достигла чрезвычайно высокого развития как в географии, так и в уровне организации и широте распространенности. Можно утверждать, что именно клубная форма туристского движения в России позволила так масштабно поставить экскурсионное дело. Практически это был подвиг русской общественности второй половины XIX – начала XX в. как часть общей просветительской работы. На волне просветительства эпохи Великих реформ походы, путешествия, экскурсии стали восприниматься всем русским обществом как важнейшая часть образования, обязательная для всех видов обучения. Поскольку образовательные реформы 1860–1870-х гг. осуществлялись с широким привлечением общественности, создавались общественные организации, которые стали заниматься школьными экскурсиями. Они работали при земских учреждениях, органах народного просвещения и при учреждениях культуры и образования. Этой работой руководили сами педагоги, участвовали в ней также благотворительные учреждения, городские и земские комиссии. Уже в силу массового состава экскурсантов из школ коммерческий характер таких мероприятий исключался.

В 1895 г. в Крыму было создано Ялтинское экскурсионное бюро, которое сыграло ключевую роль в распространении практики просветительских экскурсий. Энтузиастами и организаторами этой деятельности были видные педагоги К. Д. Ушинский, Η. П. Захаров, ученые Г. Ф. Лесгафт, Р. Лейцингер и многие рядовые народные учителя земских школ. Именно их усилиям экскурсионное дело стало частью школьного образования. В 1906 г. вышла книжка Р. Лейцингера "Несколько слов об ученических экскурсиях", которая стала руководством для постановки школьных экскурсий по всей России.

Министерство народного просвещения, Святейший Синод в пору руководства им К. П. Победоносцева также принимали активное участие в организации школьного экскурсионного движения, видя в этом решение задач воспитательно-религиозного и идеологического характера. В 1889 г. вышел циркуляр Министерства народного просвещения, который предписывал всем школам вводить экскурсии в процесс обучения географии, биологии, естественной истории. В 1896 г. в Москве при Министерстве народного просвещения была образована Центральная экскурсионная комиссия, которая располагала библиотекой, музеем, издательской базой. Школьное экскурсионное движение издавало журнал в Москве "Экскурсионный вестник" и несколько журналов в местах интенсивного посещения экскурсантами, например, "Школьные экскурсии и школьный музей" в Одессе. С 1900 г. в российских школах началась работа по организации летнего отдыха учащихся с включением в него целого комплекса оздоровительных и просветительских экскурсий.

В разработке экскурсионных программ приняли участие видные педагоги и краеведы страны: Д. Н. Кайгородов, И. М. Гревс, Η. П. Анциферов и др. Из этой деятельности позже родилось новаторское научное направление – историческое краеведение. Развитию экскурсионного движения в конце XIX в. способствовала и огромная культурная работа по реставрации памятников старины, возрождению иконописи, изучению старого быта и культуры. Вышло шеститомное собрание рисунков русского оружия, костюма, церковной утвари – "Древности российского государства". Этим изданием пользовались в Строгановском училище художников мастера фирмы Фаберже, многие живописцы. В Москве вышли научные издания: "История русского орнамента", "История русского костюма", собрание народных лубочных рисунков и др. Были предприняты первые научно-реставрационные работы в Киево-Печерской лавре, в Троице-Сергиевском посаде, в Ипатьевском монастыре в Костроме. Началось изучение истории провинциальных усадеб, в губерниях развернули работу краеведческие музеи. В конце XIX – начале XX в. была буквально "открыта" русская икона, которая впервые вышла за круг предметов культа и стала рассматриваться как предмет искусства. В 1909 г. под покровительством императора было создано Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, председателем которого стал великий князь Николай Михайлович, известный историк. Общество выпускало журналы "Старые годы", "Старые усадьбы", "Столица и усадьба". Знаменитый фотограф Карл Булла в 1909 г. совершил туристскую поездку на Иматру вместе с экскурсантами общества "Богатырь" и оставил уникальные снимки этой местности и самой экскурсии. Это общественное культурное движение "узнавания России" наполняло смыслом и ОГЛАВЛЕНИЕм экскурсионную работу, служило источником вдохновения и творчества для ее организаторов. Разработка методик экскурсионного дела для школьников, создание маршрутов, программ, подготовка экскурсоводов имели огромное значение для становления туризма в России.

Значительную работу вел журнал "Русский экскурсант", благодаря которому экскурсионное дело получило теоретическую и концептуальную основу. Журнал выходил в Ярославле, но распространялся по всей России. В 1916 г. на его страницах была предпринята первая попытка научной классификации экскурсий для учащихся. Такие экскурсии разделялись на восемь типов в зависимости от содержания и преследуемых целей. Их можно сгруппировать в три значительных направления:

1) культурно-просветительское с опорой на музеи и культурные достопримечательности; здесь выделялись экскурсии историко-археологические и историко-литературные;

2) естественно-научное с изучением растительности, ландшафта, животного мира, физических явлений природы; сюда относились экскурсии на заводы и в сельскую местность, этнографические и географические экскурсии;

3) краеведческое – экскурсии по местам исторических событий и деятельности знаменитых соотечественников.

Однако были и экскурсии, которые просто обеспечивали летний отдых и приятное времяпрепровождение учащихся. Таким образом, цели и задачи экскурсионного дела охватывали все основные мотивации путешествий вообще, что делает их еще более значимыми в становлении туризма в России. Кроме того, это было преимущественно общественное движение, которое вовлекало энтузиастов и любителей, сообщая движению постоянную основу.

Значительную роль в становлении экскурсионного дела в России сыграло и РОТ. Продолжая традицию горных и велосипедных клубов, РОТ вело очень широкую экскурсионную работу. В 1909 г. в составе общества появилась отдельная комиссия экскурсий по России. Экскурсионные комиссии действовали и в крупных организациях РОТ – в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и др. Центральная экскурсионная комиссия в Москве действовала при Московском учебном округе и пользовалась государственной поддержкой. В списке правил комиссии значилось: "В число экскурсантов принимаются лица, не обладающие достаточными материальными средствами, чтобы совершать образовательные экскурсии самостоятельно. Комиссия имеет в виду необеспеченный материально контингент русской интеллигенции и, главным образом, учащихся народной школы и служащих общественных (земских и городских) и других учреждений" (Маршруты экскурсий по России на лето 1911. М., 1911. С. 42). Ученические экскурсии РОТ устраивало по льготным ценам, общество спонсировало экскурсии народных учителей, добивалось скидок в гостиницах и магазинах для своих туристов. Таким образом, деятельность экскурсионных учреждений РОТ имела социальный характер, что предполагало сотрудничество с другими общественными организациями: обществами взаимопомощи, земствами, народными университетами, музеями и т.п.

Российское общество туристов способствовало тому, что массовое экскурсионное движение в России в начале XX в. практически переросло в просветительский и образовательный туризм. Экскурсии стали разделяться на однодневные и длительные, до 22 дней. Фактически это были уже полноценные туристские программы. Образованная при РОТ общественная комиссия "Образовательные экскурсии по России" (1907) в 1910-е гг. подготовила специальные руководства для школьников и учителей и занималась подготовкой специальных инструкторов и руководителей экскурсионных групп.

Экскурсионные комиссии РОТ были сугубо общественной инициативой и держались на энтузиазме организаторов. Существовали отдельные экскурсионные программы для школьников, студентов, учителей, даже для сельских жителей. В 1913 г. при содействии экскурсионных комиссий РОТ несколько групп туристов были отправлены в Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию, Скандинавские страны и даже в Японию. Продолжительность заграничных путешествий составляла от 22 до 60 дней. Организаторы общественных экскурсий стремились минимизировать расходы на длительные путешествия, чтобы они были доступны школьным учителям и демократическим кругам горожан. Они добивались скидок на транспорт, размещение, командировали своих гидов и экскурсоводов. Так, 22-дневная поездка по маршруту "Москва – Берлин – Швейцария - Дрезден – Калиш" с отдыхом в горах Швейцарии стоила от 60 до 75 руб., что составляло двух-трехмесячное жалованье учителя народной школы.

Снижение затрат и обеспечение образовательных целей путешествия достигалось активной работой руководителя группы, который обязательно являлся членом РОТ. При отправлении в маршрут он получал специальное удостоверение комиссии, описание и карту маршрута, деньги по смете тура и все необходимое для проведения экскурсий на маршруте. В чрезвычайно строгие обязанности руководителя входило обеспечение главных услуг тура: проезд, ночлег, питание, информация и забота о безопасности. Он не мог отклоняться от установленного маршрута, отчитывался о потраченных деньгах документами, каждые два-три дня был обязан посылать отчет с маршрута и делать обстоятельный отчет по завершении похода. В качестве юридического лица РОТ заключало договоры о льготных тарифах на железной дороге, в гостиницах и ресторанах, составляло бюджет тура и обеспечивало экскурсоводов. В конце XIX – начале XX в. краеведческая и экскурсионная работа в России достигла беспрецедентного размаха, приобретая уже социальную и политическую значимость. Созданные земствами начальные школы включали в свои учебные занятия многочисленные экскурсии. В этой работе главную роль играло РОТ, заботами которого только в 1900 г. туры с льготной оплатой были предоставлены 160 группам учащихся (7400 человек). При помощи местных земств программой экскурсий были охвачены 3/4 сельских школ. Льготный тариф был предусмотрен для сельских учителей и учителей начальных школ, которые путешествовали с учениками или формировали свои группы. По всей России РОТ создало целую сеть из сотни экскурсионных бюро. Только в 1912 г. одно из таких бюро в Туле отправило в туристские поездки с льготной оплатой 300 учителей.

В начале XX в. была создана логичная последовательная система экскурсионной работы для каждого класса школы. Например, 1-й класс гимназии в Петербурге на три-четыре дня отправлялся в Финляндию с посещением старинного курорта Иматры, водопадов, осмотром рабочих поселков, фермерских хозяйств и разных предприятий, а 4-й класс проводил в Крыму три недели, наполненные различными экскурсиями, в том числе по морю. При этом сами школьники вносили примерно 1/3 стоимости такого путешествия.

В 1910–1914 гг. число экскурсионных комиссий и бюро насчитывало уже несколько сотен, и их деятельность приобрела систематический характер. К Первой мировой войне разнообразные экскурсии стали частью образовательных программ в школах, гимназиях, университетах и академиях. Началась подготовка кадров экскурсоводов, в первую очередь на маршрутах Крыма и Кавказа, а также в обеих столицах, богатых культурными памятниками. В 1907 г. при РОТ появилась уже упоминавшаяся специальная комиссия "Образовательные экскурсии по России", при которой были открыты специальные курсы по подготовке руководителей экскурсий. К концу 1915 г. в России существовало около сотни подобных учреждений. Помимо Москвы и Петербурга специальные экскурсионные комиссии работали в Харькове, Екатеринодаре, Киеве, Ярославле, Ростове, Туле, Вятке. В апреле 1915 г. Киевское орнитологическое общество организовало 20-дневные платные курсы по подготовке экскурсий с детьми с естественно-научной и биологической тематикой. На экскурсии записалось более 400 учителей и студентов. Курсы для экскурсоводов проходили на высоком научном уровне, поскольку в обучении принимали участие профессора университетов, видные ученые, краеведы. Следует заметить, что эта работа проходила без участия государственных органов и носила либо коммерческий, либо общественный и клубный характер.

Экскурсионная деятельность частично распространялась и на зарубежные путешествия, в которых принимали участие школьники и народные учителя. Экскурсионная комиссия, работавшая при Обществе распространения технических знаний с 1908 по 1913 г. помогла организовать путешествия за границу для 7212 туристов, в том числе для 4500 народных учителей. Длительность зарубежных поездок в Европу составляла от 22 до 42 дней, а в Японию – два месяца (История российского туризма, с. 105). Главной заботой подобных комиссий была максимальная доступность подобного рода путешествий для работников школьного образования, нс обладавших высокими доходами.

В разработке концептуальных позиций экскурсионного движения в России огромную роль сыграл его горячий сторонник, известный краевед и историк Иван Михайлович Гревс. Основатель научной школы исторического краеведения писал: "Путешествие – один из величайших факторов развития культуры", "лучшее орудие образования". Статьи И. М. Гревса появлялись в изданиях РОТ "Экскурсионное дело" и "Русский экскурсант". На страницах журнала "Русский турист" действовала специальная рубрика "О школьных путешествиях и образовательных прогулках". Здесь был представлен опыт организации экскурсий в разных регионах России, преимущественно в народных школах. Накануне Первой мировой войны экскурсионные комиссии работали практически во всех школах империи в крупных городах. Координация работы школьных комиссий осуществляли комиссии учебных округов. Важно отметить, что работа школьных экскурсионных комиссий, хотя и поддерживалась Министерством народного просвещения и местными земствами, велась на общественных началах и стала частью широкой просветительской деятельности русской интеллигенции.

***

Развитие туризма в России шло чрезвычайно неравномерно. Сначала доминировали оздоровительные, лечебные и просветительские поездки, которые в силу незначительности слоя состоятельных людей не могли стать массовыми. Путешествия, как правило, были индивидуальными. Это обстоятельство задерживало становление туризма как бизнеса услуг.

Значительный толчок развитию туризма дало спортивное и экскурсионное движение в России. Серьезные успехи спорта в конце XIX в. выразились в создании многочисленных клубов в разных видах спорта. Лидировали велосипедный спорт и альпинизм, которые стали основанием для образования всероссийских клубов. Таким образом, спецификой российского туризма стало формирование достаточно широкого спортивного, познавательного и лечебного туризма в форме клубного движения, общественных акций и благотворительности.

Движущей силой в объединении туристских организаций по всей России оказались альпийские (горные) клубы и движение велосипедистов. Клубная форма организации российского туризма имела как сильные, так и слабые стороны. С одной стороны, общественная активность позволяла развивать движение вширь, максимально удешевляя путешествия, вовлекая в них широкие слои населения. Общественный энтузиазм преодолевал недостаточное развитие инфраструктуры туризма, отсутствие специального снаряжения, средств безопасности, недостатки информационной базы. С другой стороны, клубная организация поневоле ограничивала число своих членов, не могла масштабно освоить такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, рекреационный, препятствовала развертыванию туристского бизнеса.

Экскурсионное движение в России стало по-настоящему массовым и прекрасно организованным явлением в начале XX в. Оно охватило школьников, низшие слои интеллигенции, студентов. Однако вдохновителями и организаторами экскурсионной работы преимущественно были земские и различные общественные организации, что также затрудняло формирование туристского рынка.

Коммерческий вариант туризма развивался вне клубного движения и охватывал лишь сферу услуг гостеприимства. Соединение клубного варианта туризма и бизнеса гостеприимства происходило только на основе договоров, не сливаясь в общий туристский бизнес.