Экономика предложения
Критика монетаристами и неоавстрийской школой "интервенционизма" наряду с неудачами антициклического неокейнсианского регулирования подготовили формирование теоретического направления, которое противопоставило себя как экономика предложения (supply-side economics) кейнсианству как экономической теории приоритета спроса (demand-side economics).
Наибольшую известность среди сторонников экономики предложения получил чикагский монетарист Артур Лаффер (р. 1940). Вместе с одним из соавторов Фридмена, Д. Мейзелманом, Лаффер написал книгу "Феномен всемирной инфляции" (1975), а после перехода в Южнокалифорнийский университет в Лос-Анджелесе - книгу "Экономика уклонения от налогов" (1979). Лаффер вычертил такую кривую зависимости налоговых поступлений от ставок налогов на прибыль и зарплату: большее значение налоговой ставки будет увеличивать налоговые поступления лишь до известного предела, за которым начнется снижение налоговых поступлений (рис. 26.1) вследствие снижения экономической активности из-за налоговых антистимулов. Напротив, снижение налогов вызовет кратковременное уменьшение государственных доходов, но в долгосрочной перспективе принесет эффект благодаря созданию стимулов к лучшей работе, сбережениям, инвестициям, предпринимательским рискам и последующему расширению производства.
Лаффер стал одним из инициаторов принятия в Калифорнии, богатом "золотом штате", поправки к местной конституции о снижении налогов на недвижимость (1978). Губернатором штата был тогда Р. Рейган, избранный вскоре президентом США и в первый же год срока (1981) проведший закон о снижении индивидуальных ставок подо
Рис. 26.1. Кривая Лаффера
ходного налога (верхней с 70 до 50%, нижней с 14 до 11%). На президентское решение повлияло также мнение известного экономиста из МВФ Роберта Манделла (р. 1932), который считал, что "уплощение" налогов поможет обуздать инфляцию. Во время второго президентского срока Рейган провел еще один закон (1986), снизивший верхнюю ставку подоходного налога до 28%. Эти меры стали знаковыми для курса, получившего известность как "рейганомика".
Экономика предложения. "Рейганомика" включала в себя проведение финансового оздоровления за счет сдерживания темпов роста массы денег в соответствии с монетарным правилом Фридмена, а также рекомендованные экономикой предложения меры по сокращению государственных расходов на социальные программы и государственного регулирования частного предпринимательства. Сторонники экономики предложения считали, что рост вмешательства государства вызвал увеличение налоговых платежей - абсолютное и относительное (доля к национальному доходу). Кейнсианская трактовка этого явления (антиинфляционный эффект утечки покупательной способности) неправомерна, так как рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в виде повышенных цеп (инфляционный эффект "клина" между величиной издержек ресурсов и товарными цепами).
Проблема соотношения между макро- и микроуровнями: новая классическая макроэкономика. Равновесная модель цикла Р. Лукаса
"Критика Лукаса"
На решительном разрыве с кейнсианской "экономикой, определяемой спросом", и смещении акцентов на анализ предложения настаивала школа повой классической макроэкономики во главе с чикагским экономистом Робертом Лукасом (р. 1937), некоторое время связанным с Университетом Карнеги - Меллона. Именно Лукас стал главным пропагандистом категорий "рациональные ожидания" и "нейтральность денег". Вышедший из монетаризма, Лукас довел до крайности критику кейнсианской макроэкономической политики и поставил вопрос о макроэкономической теории, основания которой совпали ли бы с основаниями неоклассической микроэкономики.
Принимая микроэкономическую теорию рыночного равновесия, неоклассические макроэкономисты стали доказывать ее несовместимость с предпосылкой о макроэкономическом неравновесии и на основе предпосылок о рациональных ожиданиях и нейтральности денег доказывать равновесность макроэкономических процессов на рынках, предоставленных самим себе. Главный теоретический постулат школы, получивший известность, как "критика Лукаса" (подразумевается критика Лукасам), сформулирован так: "Закономерности поведения хозяйствующих субъектов, выявленные эконометрическими моделями, непременно разрушаются, если правительство попытается использовать их в своей политике". Отсюда вывод, что "центральный вопрос макроэкономической политики состоит не в том, на каких экспертов следует возложить ответственность за регулирование экономики. Скорее, он состоит в определении набора ограничений правительственного влияния на экономическую активность, а также в выборе институционных мер, которые могли бы сделать эти ограничения жесткими".