Лекция 9. ЭКОНОМИКА ФРАНЦИИ

Франция, согласно Конституции, - неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. Франция - классическое унитарное государство, где центральное правительство всегда значительно больше влияло на повседневную жизнь граждан, чем местные власти (в отличие от других западноевропейских стран).

В 1960 г. в целях лучшей координации административного управления президент де Голль подписал декрет об организации 22 регионов, в каждый из которых входили от двух до восьми департаментов. Эта реформа была осуществлена с единственной целью - укрепить административную систему, и она нисколько не нарушила традиционно жесткую централизацию государственного управления. Социалисты, пришедшие к власти вместе с президентом Франсуа Миттераном в 1981 г., провели уже реальную децентрализацию в стране. В результате значительный объем полномочий экономического и социального характера был передан от центрального правительства провинциям. Налогообложение, образование, здравоохранение и экономическое развитие стали сферой полномочий 22 регионов и 96 департаментов. Закон 1982 г., инициированный президентом Франции Миттераном, переименовал назначаемых Парижем префектов в специальных уполномоченных Республики, а их власть была ограничена в пользу избираемых населением департаментских и муниципальных советов и коммун. В результате Франция после пяти веков неуклонной централизации начала движение в обратном направлении - к децентрализации власти (процесс деволюции). В административном отношении ныне она делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун.

Политическая система страны основана на соперничестве политических партий. Победившие на национальных президентских и парламентских выборах партии получают президентский пост и право формировать правительства. Президент при этом обладает определенной самостоятельностью в выборе премьер-министра. Правительство несет ответственность не только перед парламентом (как в Германии), но и перед президентом - главой государства. Им в настоящее время является Николя Саркози. Франция - одна из наиболее развитых стран мира, входящая в "Большую семерку" (G-7).

Политические и общеэкономические факторы, оказавшие воздействие на послевоенное развитие Франции

Путь к процветанию для Франции был очень тяжелым, она подверглась оккупации гитлеровской Германии с 1939 г. и вплоть до вступления на ее территорию армий союзных держав в 1945 г. Экономика и инфраструктура были, по сути, разрушены, население находилось в состоянии нищеты. Это относилось и к так называемой республике Виши, которая была создана нацистами, как якобы "самостоятельное французское государство" во главе с коллаборационистами, возглавляемыми маршалом Петэном. Новое французское правительство в освобожденной Франции столкнулось с огромными экономическими и социальными проблемами. Они решались первоначально при большой помощи США через описанный нами ранее "план Маршалла". В соответствии с этим планом Америка оказала значительную финансовую, материальную и продовольственную помощь Франции, что явилось на первом этапе восстановления жизненно важным фактором общей социальной стабилизации. Большое значение имело и то, что разъехавшиеся в разные страны и колонии французские ученые, специалисты, инженеры, квалифицированные рабочие быстро вернулись в страну и взялись за созидательный труд. В рекордно короткий временной период (к 1948 г.) народ Франции восстановил основной промышленный потенциал страны, и начался период реконструкции экономики на новой технологической базе.

Следует отметить такой важный фактор, способствовавший успешному развитию страны, как деколонизация. Франция, наряду с Великобританией, Голландией, Испанией и Португалией, почти два послевоенных десятилетия все еще оставалась обширной колониальной империей. Она пыталась ее сохранить огнем и мечом, используя свои вооруженные силы, и мирными средствами - через переговоры, предлагая разного рода льготы и преимущества колониям, особенно тем, которые участвовали во Второй мировой войне на стороне Сражающейся Франции (организации Сопротивления, созданной генералом Шарлем де Голлем в Англии). Но стремление колониальных народов к свободе и независимости было неукротимым. Франция потерпела тяжелое поражение в Индокитае под Дьенбенфу (Вьетнам) и была вынуждена в 1954 г. признать его самостоятельность. Вскоре освободительная война развернулась в Северной Африке - Алжире. Война была долгой и тяжелой, и, наконец, президент Шарль де Голль (при мощном сопротивлении влиятельных военно-политических кругов) в ходе переговоров в г. Эвиан согласился на независимость Алжира (Эвианские соглашения, 1962 г.). Другие бывшие колонии Франции, начиная со второй половины 1950-х (Ливан, Марокко) и в начале 1960-х гг., получили независимость мирным путем. Так, Франция окончательно перестала быть колониальным государством, сохранив со многими из бывших колоний традиционные особые отношения. С этого периода экономическое развитие Франции приобрело большой динамизм, ее политические и деловые круги искали и находили источники роста уже не во "внешней" колониальной среде, а внутри страны, отсюда и явное лидирование Франции в европейском строительстве, создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на фундаментальной базе сближения двух государств - Франции и Германии.