Экономическое развитие Японии

Систему современных мировых хозяйственных отношений невозможно представить без передовых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Становление и развитие этого региона неразрывно связаны с экономикой Японии. Потерпев сокрушительное поражение во Второй мировой войне, она сумела восстановить экономику и достичь значительных успехов, которые иногда называют "японским чудом". Японская модель стала предметом пристального изучения и подражания прежде всего для так называемых "азиатских драконов" и даже, несмотря на азиатский кризис конца XX в. - начала нынешнего XXI столетия, до сих пор сохранила привлекательность для стран "третьего мира".

Вторая мировая война чрезвычайно ослабила Японию. Она не только лишилась захваченных в ходе войны земель, но и тех колоний, которыми владела перед войной, потеряла свои иностранные капиталовложения. Японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков. Все это нанесло тяжелый удар по японской экономике, чрезвычайно зависевшей от импорта сырья и экспорта готовой продукции. Огромные потери и разрушения отбросили национальное хозяйство страны практически к уровню конца XIX в. Уровень промышленного производства не достигал 30% показателя 1935 г. Хозяйственный хаос усугублялся из-за политики полного безразличия оккупационных властей США к тяжелому состоянию недавнего противника и отсутствия каких-либо четких планов восстановления его хозяйства. Толчком к послевоенному возрождению Японии явились политические события в Китае, где к власти пришли коммунисты. Это обстоятельство заставило США пересмотреть отношение к Японии и принять так называемый обратный курс Дж. Доджа и К. Шоупа. Обратный курс преследовал, главным образом, геополитические цели - создание противовеса коммунистическому Китаю и освободительному движению в странах Юго-Восточной Азии, ориентировавшихся на СССР.

Американская программа экономической стабилизации предусматривала ликвидацию колоссального дефицита бюджета, в основном за счет повышения уровня налогообложения, сокращения его расходной части, ограничения кредитования и девальвации национальной валюты. Эти мероприятия позволили несколько нормализовать состояние финансово-кредитной системы, остановить гиперинфляцию. Одновременно государство сняло с себя функции контроля над ценообразованием, отказалось от поддержки убыточных предприятий и т.д. Нормализация в финансовой сфере способствовала выходу японских компаний на внешний рынок.

Главными в условиях реформ стали мероприятия по кардинальному изменению традиционного политического, общественного и хозяйственного уклада восточной страны. Послевоенная модернизация экономики началась с аграрной реформы 1946-1950 гг. В ходе ее государство выкупало землю у помещиков и распродавало крестьянам. Из-за демографической и ресурсной специфики Японии основную массу новых владельцев земель составили малоземельные крестьяне, так как размеры участков ограничивались 1 га, что не могло способствовать развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Однако реформа имела далеко идущие социально-экономические последствия. Во-первых, в ходе ее проведения фактически был ликвидирован рудимент феодального общества - лишившиеся земли помещики, что не могло не способствовать модернизации социальной структуры страны. Во-вторых, значительная часть населения получила возможность обеспечивать себя продуктами питания и частично удовлетворять потребности внутреннего рынка. Наконец, в-третьих, в ходе аграрной реформы происходил рост предложения на рынке труда, пополнявшегося уходившими в город крестьянами, что позволяло сдерживать уровень заработной платы и поддерживать небывало высокий уровень накопления (т.е. высокий уровень инвестиций). Последнее обстоятельство явилось одной из важнейших основ как "японского чуда", так и успехов стран, выбравших этот вариант развития. Одним из важнейших источников дополнительных средств, направлявшихся на модернизацию национального хозяйства, были минимальные в сравнении с ведущими странами военные расходы Японии. По конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 г., они не должны превышать 1% ВВП.

Одной из первых реформ модернизации структуры хозяйства стало упразднение дзайбацу (1947-1948 гг.), которые представляли собой крупные холдинги, контролировавшие деятельность отраслевых концернов. Целью этого акта "возмездия" было уничтожение структур, представлявших былую военную мощь императорской Японии, а также основы господства японской аристократии. Дзайбацу складывались как "семейные концерны", где руководящую роль играли представители правившей династии. Их упразднение ликвидировало предельно монополизированный хозяйственный режим, характерный для довоенного периода, что создавало необходимые условия для развития конкуренции. Закон 1947 г. запрещал создание монопольных структур, прежде всего холдингов. Однако антимонопольная реформа, проведенная американской администрацией, фактически не получила дальнейшего развития. Стратегическая линия "индустриального императива", принятая правительством Японии в начале 1950-х гг., состояла в государственном покровительстве и скрытом финансировании ведущих отраслей промышленности, что способствовало постепенному возрождению упраздненной структуры дзайбацу в виде основных субъектов современного хозяйства - кейрецу (финансово-промышленных групп). Своеобразие организационной структуры японской экономики явилось важнейшей причиной ее экономического взлета. Несмотря на кажущийся либеральный режим японской модели, где роль государства незначительна, а через бюджет проходит только треть ВВП (что сопоставимо с аналогичным показателем в США), государство осуществляло патронирование кейрецу, и прежде всего на внешних рынках.

В 1946-1947 гг. было введено новое трудовое законодательство: установлен 8-часовой рабочий день, повышена заработная плата за сверхурочные работы, введены оплачиваемые отпуска и социальное страхование, трудящиеся получили право на забастовки, предусматривалась охрана труда женщин и подростков и т.д.

В 1955 г. было создано Агентство национального планирования. Его главными задачами являлись: составление прогноза развития национального хозяйства страны, определение оптимальных темпов экономического роста, разработка программ долгосрочного инвестирования. С 1955 по 1977 г. было разработано и реализовано 7 индикативных планов, на основе которых осуществлялась структурная реформа приоритетного промышленного сектора хозяйства. Объектом особого внимания стали сталелитейная и химическая отрасли, цветная металлургия и судостроение, вышедшее на первое место в мире, и нефтяная отрасль. С конца 1950-х гг. особенно интенсивно развивались металлургия и нефтехимия, производство синтетических волокон, электротехника, автомобилестроение. С начала 1970-х гг. Япония становится мировым лидером в производстве бытовой электроники.

Японское правительство через министерство торговли и промышленности проводило активную политику в области промышленных исследований и инноваций на основе стимулирования импорта иностранных технологий, поощрения экспорта готовой продукции. Важную роль в обеспечении быстрых темпов роста играла кредитная политика государства, способствовавшая удержанию банковских учетных ставок на сравнительно низком уровне, что облегчало доступ хозяйствующим субъектам к кредитам, подстегивало темпы инвестиционного процесса.

Перечисленные меры способствовали высокому уровню капиталовложений, норма которых превышала в 1,5, а временами и в 2 раза соответствующие показатели развитых стран. Это обеспечивало ускоренную модернизацию структуры хозяйства, высокую норму сменяемости оборудования - в среднем 5,5-6 лет, в то время как, например, в США она достигала 9 лет. Выдающийся английский историк Арнольд Тойнби, говоря о технологических достижениях Японии после Второй мировой войны, отмечал, что "технология представляет собой только одну сторону человеческих сил и притом не самую важную. Я думаю, что духовный компонент является более важным, чем физический в жизни человеческого, психоматического организма... Их (японцев) ключевые религии, синтоизм и буддизм, настаивают на том, чтобы этическим долгом человека было сотрудничество с внешней средой... Японская традиция выступает как за величие нечеловеческой природы, так и за величие человека"1.

Традиционно узкий внутренний рынок, отсутствие необходимой для массового, серийного производства топливно-энергетической и сырьевой баз явились основными факторами, предопределившими преимущественно внешнюю ориентацию в развитии японской индустрии.

До середины 1980-х гг. экономика Японии оставалась наиболее динамичной, хотя темпы роста снижались. Если в 1960-е гг. они составляли в среднем 10%, то в 1970-е упали до 5%, сократившись в 1980-е гг. до 1%. Очевидно, что эго замедление можно объяснять с позиций теории роста, в соответствии с которой темпы развития имеют естественную тенденцию к относительному замедлению по мере достижения все более высокого уровня зрелости хозяйства.

Хозяйство Японии, несмотря на его высокий технико-технологический уровень и динамизм, оставалось хозяйством развитой индустриальной страны и продолжало по инерции развиваться на основе индустриальной доминанты. Сложившаяся организационная структура хозяйственных отношений, высокая степень ее монополизации и этатизации не всегда позволяли оперативно реагировать на качественные изменения в период перехода в постиндустриальное состояние.

Ориентация Японии на внешние рынки также сыграла негативную роль в условиях кризисов 1970-1980-х гг. Миной замедленного действия можно назвать и состояние внутреннего рынка Японии, который и до настоящего времени остается менее емким в сравнении с развитыми странами. Потребительский спрос на внутреннем рынке составляет в Японии 60% от ВВП, в то время как в США - 80%.

Обострение конкуренции на внешних рынках не позволяет японским фирмам компенсировать потери во внешнеэкономической сфере за счет внутреннего рынка. Состояние внутреннего рынка отражает структуру и уровень потребностей населения страны, а в более широком плане по его состоянию можно судить о системе ценностей, господствующих в обществе. Лишь в условиях кризиса второй половины 1980-1990-х гг. в Японии началась активная модернизация, связанная с переходом к постиндустриальному хозяйству.