Экономическое развитие Российской Федерации в 2000-2010 гг.
В XXI в. Россия вошла с большим грузом экономических и социальных проблем. С приходом к власти В. В. Путина начался процесс изменения проводимого государством внутри- и внешнеполитического курса.
Одним из первых его шагов стала реформа федеральных округов (2000 г.), направленная на укрепление роли федерального центра, создание вертикали власти и формирование новой президентской "команды" на местах. Согласно президентскому указу в стране были созданы семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже - Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа. Новым элементом российской исполнительной власти стал Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, который по Конституции 1993 г. являлся одной из двух палат парламента. Важное значение имело решение о разграничении полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). В результате значительная часть функций по развитию социально-экономической сферы легла на плечи местной и региональной власти, призванной решать насущные проблемы на местном уровне без согласования с центром.
Как показала жизнь, проведенные административные реформы оказали позитивное влияние на процессы экономического и социального развития страны. Они способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысили эффективность реализации государственных программ.
Центральной задачей нового руководства страны стал поиск выхода из кризисного состояния, в котором находилась Россия.
Для разработки экономической программы - программы экономического реформирования страны - В. В. Путиным был создан Центр стратегических разработок. Целью программы являлось создание рынка, основанного на частной инициативе и освобожденного от чиновничьего произвола. Предполагалось заново отстроить властную вертикаль, провести судебную реформу, ликвидировать сращивание крупного бизнеса с властью, освободить экономику от излишнего и неоправданного вмешательства государства, выровнять условия конкуренции, снизить налоговое бремя и государственные расходы. Экономическая программа была направлена на достижение устойчивого и динамичного развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Большой блок реформ намечался в социальной сфере: жилищно-коммунальном хозяйстве, пенсионном обеспечении, здравоохранении, образовании, трудовых отношениях и др.
Для практической реализации заявленных преобразований складывались благоприятные внешне- и внутриполитические условия. Намеченные программой задачи получили полную поддержку законодательной власти.
Последовательно реализуя программу, правительству удалось в кратчайшие сроки добиться положительных результатов. Менее чем через два года после кризиса 1998 г. в стране наметился устойчивый экономический рост, повышение темпов экономического развития и на этой основе подъем уровня жизни населения. В экономике наблюдался рост ВВП.
По инициативе В. В. Путина была осуществлена налоговая реформа. В 1990-е гг. уровень налогообложения в России был завышенным и неприемлемым для предприятий, которые, несмотря на постоянное ужесточение налогового законодательства, продолжали уклоняться от уплаты налогов. В 2000-е гг. были внесены поправки в налоговое законодательство, в частности, устанавливалась плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13%, снижалась ставка налога на прибыль до 24%, вводилась регрессивная шкала единого социального налога, отменялись оборотные налоги и налог с продаж. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). Изменилась система налогообложения сырьевого сектора: были введены новые экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить собираемость налогов с нефтегазового сектора с менее чем 40% в 2000 г. до 84% в 2005 г. За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%, произошло ее перераспределение в нефтяном секторе.
Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет, в результате 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего не наблюдалось прежде. Она способствовала увеличению сбора налогов, стимулировала экономический рост, повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом, способствовала выведению экономики из тени. Налоговая реформа оценивается экспертами как один из самых серьезных успехов В. В. Путина.
Преобразования в налоговой сфере позволили добиться сокращения бюджетного дефицита. В 2001 г. впервые за всю постсоветскую историю России был принят бездефицитный бюджет. Это был первый бюджет, разработанный в соответствии с Бюджетным кодексом, вступившим в силу 1 января 2000 г. Приоритетной задачей бюджета с 2001 г. стало сокращение государственного долга, который действительно начал снижаться. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.
В промышленности продолжился процесс денационализации за счет продажи акций крупных государственных предприятий. Продолжилось формирование крупных монополий в отдельных отраслях промышленности: газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.
Принятый в декабре 2001 г. закон о приватизации государственного и муниципального имущества подвел черту под десятилетием массовой, зачастую хаотичной приватизации государственной собственности. Теперь для государства вводились приватизационные "правила игры": депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство - возможность осуществлять планирование и общее руководство процессом приватизации, не согласовывая план продажи каждого конкретного предприятия с Думой, а президент - право формировать перечень стратегических предприятий и определять возможность их приватизации. Появилась необходимая правовая база, на основе которой можно было предметно говорить о "законной" и "незаконной" приватизации. Выполнение программы приватизации уже в 2002 г. привело к поэтапному разгосударствлению ряда отраслей экономики.
Мировые цены на нефть в 2000-х гг. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли, правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы превысили 40 млрд долл. В президентском послании Федеральному собранию в 2003 г. В. В. Путин поставил задачу добиться конвертируемости российского рубля по текущим и капитальным операциям. К 1 июля 2006 г. эта задача была выполнена. В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию он поставил задачу создать Стабилизационный фонд РФ. Его основной целью являлось обеспечение стабильности экономического развития страны, и 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.
Одним из важных показателей оздоровления экономики стало сокращение теневого сектора. Продолжение реформ в налоговой сфере, снижение административных барьеров, стимулирование вывода заработной платы из "тени" усиливало эту позитивную тенденцию. Началась реальная борьба с отмыванием незаконно получаемых средств. После принятия законопроектов по дебюрократизации экономики (произошло сокращение на порядок числа видов деятельности, подлежащих лицензированию, и пр.) улучшился инвестиционный климат. Россия сохранила свои позиции на международных нефтяных рынках.
Вместе с тем новому руководству страны не удалось решить целый ряд экономических проблем.
Не был решен вопрос, связанный с созданием в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса. В России по-прежнему сохранялись черты переходной экономики, для которой характерны: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата, получение которой не всегда гарантировано; усиливающееся неравенство в оплате труда и низкая его производительность; плохие санитарно-гигиенические условия и не отвечающая современным стандартам охрана труда; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.
Нерешенной проблемой оставалась (и остается до настоящего времени) проблема создания механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Около 60% прибыли, получаемой всей российской промышленностью, были сосредоточены в нефтедобывающем секторе и не использовались для инвестиций в другие отрасли хозяйства.
Актуальнейшей проблемой современной российской экономики остается зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов - сырьевая экспортная составляющая. Сложилось ясное понимание того, что Россия не должна зависеть от перепадов цен на невосполняемые природные ресурсы - энергоносители и сырье. Новое руководство страны с первых дней заявляло о своей готовности исправить "сырьевой крен" в развитии российской экономики и добиться, как подчеркивал Президент, "прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Ибо в современном мире экономический рост на 90% обеспечивается внедрением новых знаний и технологий".
Правительство активизировало усилия в инновационной области, в частности в области создания (с привлечением капиталов частного бизнеса) технопарков и технополисов. В них должны концентрироваться разработки в области высоких технологий. Особое внимание уделялось развитию нанотехнологий.
В президентском послании Федеральному собранию в 2007 г. В. В. Путин обозначил нанотехнологии в качестве одного из наиболее приоритетных направлений развития науки и техники и предложил учредить Российскую корпорацию нанотехнологий. Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" (Роснано) была создана в июле 2007 г. специальным Федеральным законом. К 2011 г. при ее участии было создано 16 новых производств, в которых применялись новые технологии.
Серьезнейшей угрозой для страны являлась проблема технологической отсталости экономики. Износ основных фондов в промышленности (по данным Госкомстата) к началу 2000 г. достиг 55,6% его стоимости. Это означало, что оборудование в базовых отраслях промышленности выработало свой ресурс, а следовательно, возросли угрозы техногенных катастроф.
Не случайно правительство особое значение в модернизации экономики придавало совершенствованию и дальнейшему развитию предприятий военно-промышленного комплекса, в котором традиционно сосредоточен высокоинтеллектуальный потенциал. Расширение финансирования и начавшиеся в нем преобразования были направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера для придания промышленности страны нового инновационного импульса.
Накопившиеся непростые проблемы требовали внимания к отечественному агропромышленному комплексу. В 2001 и 2002 гг. в стране был собран небывалый урожай зерновых. Потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров и сельскохозяйственных организаций от перепроизводства и связанного с ним падения цен на зерно. Проведенные в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции позволили урегулировать рынок зерна. Но по-прежнему сохранялись трудности с экспортом. Крупный импортер российского зерна - Европейский союз ввел квоты на экспорт, предоставив преимущества конкурентам российских производителей из Канады и США. Кроме того, сохранялись проблемы с портовой инфраструктурой, так как российские морские порты были приспособлены в основном для импорта зерна. Например, на Дальнем Востоке ни один порт не имел механизма перевалки зерна на экспорт. Не улучшало ситуацию и несоответствие национальных стандартов качества зерна международным.
Перед российскими производителями зерна остро встала проблема низкого внутреннего спроса, связанного, с одной стороны, с тяжелым положением в животноводстве, которое из-за сокращения поголовья стало потреблять вдвое меньше зерна, чем в начале 1990-х гг., а с другой - в отставании темпов роста производства сельскохозяйственной продукции от темпов роста реальных доходов населения. В то же время сократившийся после дефолта 1998 г. продовольственный импорт с 2001 г. вновь начал возрастать.
Все эти сложности требовали активного и грамотного вмешательства государства для исправления ситуации в отечественном агропромышленном комплексе. Правительство сократило общие неадресные дотации сельскому хозяйству, быстро распылявшиеся и не дававшие ожидаемого результата; и сохранило лишь те формы финансовой поддержки, которые предназначались для конкретных эффективно развивающихся высокотоварных аграрных предприятий. Появилось льготное кредитование, в этом случае федеральный бюджет брал на себя часть обязательств по кредиту. Значительно увеличились поставки техники селу по лизингу. Благодаря правительственным усилиям в этой сфере средний сбор зерна в стране вырос с 65 млн т в 1996-2000 гг. до 79 млн т в 2001-2006 гг., урожайность зерна повысилась на 24%. Рост производства продуктов животноводства за 2001-2006 гг. составил 16%.
Одной из наиболее острых оставалась проблема формирования земельных отношений, включавшая развитие земельного рынка, становление земельного законодательства, принятие норм и правил землепользования. Утвержденные Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) не в полной мере оправдали возлагавшиеся на них надежды.
Однако были достигнуты и первые положительные результаты. За 2000-2004 гг. экономика России вышла на устойчивую траекторию развития - в среднем 4-6% прироста валового внутреннего продукта в год. Начавшийся подъем в промышленности и сельском хозяйстве России создал благоприятные условия для решения одной из острых проблем, унаследованных от прошлых лет, - выплаты огромного по размерам внешнего долга. Удалось выплатить большую часть внешней задолженности СССР и России. На март 2000 г. он достигал суммы в 158 млрд долл. К концу 2003 г. внешний долг сократился примерно на 15%. Увеличился приток иностранного капитала в экономику страны с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г. Отток капитала из России, составлявший в 1990-е гг. в среднем 10-20 млрд долл., сменился его притоком и составил в 2007 г. рекордные 81 млрд долл. США.
Подводя экономические итоги пребывания В. В. Путина на посту президента России (2000-2008 гг.), "The Wall Street Journal" писал: "Экономика не только вернула себе все позиции, утраченные в 1990-е, но и создала жизнеспособный сектор услуг, который практически не существовал в советский период. В России накоплен третий по объему золотовалютный запас после Китая и Японии". Главный экономист Всемирного банка по России в марте 2008 г. констатировал, что Россия на фоне замедления темпов роста мировой экономики показывает неплохие результаты. Он отмечал, что Россию можно считать одним из островков экономической стабильности в мире и это свидетельствует о правильности проводившейся макроэкономической политики, способствовавшей росту внутреннего спроса, накоплению золотовалютных резервов и формированию Стабилизационного фонда.
Однако осенью 2008 г. набиравшие силу позитивные изменения в экономике страны были прерваны начавшимся мировым экономическим кризисом, который внес коррективы в проводимую правительством экономическую политику. По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 г. "начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований".
Важнейшим фактором, способствовавшим развитию кризиса в стране, являлось наличие значительного внешнего долга отечественных компаний. На начало октября 2008 г. он достигал в совокупности 527 млрд долл., что было сопоставимо со всем объемом золотовалютных резервов России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком России, в конце 2008 г. российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам 47,5 млрд долл.; в 2009 г. - 115,7 млрд долл. С учетом процентов российские банки и компании должны были выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 г. 163,2 млрд долл., что составляло 25% всех внешних обязательств РФ.
Другим негативным фактором, стимулировавшим кризис, стало резкое падение в середине июля 2008 г. цен на нефть. В октябре 2008 г. нефть марки Urals упала ниже 70 долл. за баррель - уровня, исходя из которого был рассчитан бездефицитный бюджет на 2009 г.
В сентябре-октябре 2008 г. правительство России приняло первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи - укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности. Поддержка осуществлялись по двум каналам: во-первых, за счет предоставления ликвидности в виде кредитов и, во-вторых, прямых финансовых вливаний в банковскую систему. Расходы бюджета на поддержку финансовой системы превысили 3% ВВП. По оценке Всемирного банка, "это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротства крупных банков, и был возобновлен процесс консолидации банковского сектора".
8 ноября 2008 г. В. В. Путин утвердил подготовленный в соответствии с поручением президента Д.А. Медведева "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". 19 июня 2009 г. он подписал новую антикризисную программу. Ее приоритетными направлениями стали меры по выполнению социальных обязательств государства перед гражданами страны, государственной поддержке промышленности и финансовой системы, развитию инноваций. 10 августа 2009 г. В. В. Путин объявил о выделении в 2010 г. на антикризисную поддержку российских регионов более 1 трлн руб.
Все предпринятые правительством меры, в конечном счете, предотвратили сползание экономики в кризис, способствовали стабилизации хозяйственных процессов. 30 декабря 2009 г. В. В. Путин заявил, что активная фаза российского экономического кризиса преодолена.
В марте 2010 г. в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.
По итогам 2010 г. по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран "Большой восьмерки", уступив только Японии. В октябре 2010 г. В.В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьезным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути: "Заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа - все это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста".
Значительные усилия правительство направляло на совершенствование и обновление социальной сферы. Был проведен ряд важных социально-экономических реформ - пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), монетизация льгот (2005 г.), реформы трудовых отношений и т.д. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличился размер минимальной оплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ начал расти. В 2,5 раза возросли реальные доходы и пенсии. Однако их размер оставался на достаточно низком уровне. За этот период в 2 раза сократилась безработица и уровень бедности среди населения, уменьшалась численность населения, живущего ниже уровня бедности (с 29% в 2000 г. до 18% в 2004 г.).
Индекс развития человеческого потенциала в России увеличился с 0,782 (2000 г.) до 0,802 (2005 г.). По этому показателю Россия вошла в список стран с высоким уровнем человеческого развития. В то же время по результатам международных сопоставлений Россия опустилась с 57 места (доклад 2004 г.) на 67 (доклад 2007 г.). Средняя продолжительность жизни в России по-прежнему оставалась меньше, чем в развитых странах. Численность населения России продолжала сокращаться, однако темпы сокращения несколько замедлились. С 1999 по 2007 г. средняя продолжительность жизни населения России увеличилась с 65,9 до 67,5 лет.
В 2005 г. началось осуществление четырех национальных проектов в социально значимых областях: "Здравоохранение", "Образование", "Доступное жилье", "Сельское хозяйство". В 2008 г. В. В. Путин заявил, что национальные проекты более эффективны, чем другие государственные программы. По его мнению, подобного результата удалось добиться благодаря концентрации административного и политического ресурса. В президентском послании Федеральному собранию в 2006 г. он объявил о мерах по стимулированию рождаемости в России: увеличение детских пособий, введение "материнского капитала" и т.п. Итогом явился демографический подъем.
Позитивный характер носили изменения в области науки, образования и здравоохранения (осуществлен ряд программ по оснащению медицинских учреждений новейшим современным оборудованием и др.), увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно наиболее перспективных направлений.
Таким образом, новому руководству страны в 2000- 2010 гг. удалось переломить негативные тенденции в экономической и социальной сферах, добиться определенной экономической и социально-политической стабильности в стране.