Введение

Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять.

Н. Д. Кондратьев.

План и предвидение

При изучении системы государственного управления, ее истоков большое значение имеет анализ исторического опыта развития системы. Подобные исследования помогают понять смысл и назначение многих современных элементов системы управления, а также причины, которые привели к конкретной структуре и организации. Именно благодаря историко-логическому анализу удается выявить закономерности развития, положительное и негативное на отдельных этапах.

Распад в конце XX в. СССР, беспрецедентная по неподготовленности, скорости и масштабам ломка механизма управления его экономикой, болезненные для общества действия правительства, подчас откровенно и заведомо неэффективные, отказ от методологической базы прежней (плановой) системы управления и в то же время отсутствие инструментария для принятия решений в новых (постплановых) рыночных условиях актуализируют историко-логический анализ.

Становление новой (постсоветской) государственности должно ориентироваться на такую проектную траекторию экономической политики российского общества, его лидеров, которая имманентна фазе волнового развития, вытекающей из системного анализа прошлого. История российской государственности – это непрерывный процесс реформирования механизма власти для преодоления периодически возникающих кризисов. В кризисные периоды истории общество обращается к своему прошлому для принятия коллективного решения о методах и направлени ях преодоления депрессии. Но на историю можно смотреть с разных точек зрения (в том числе и как на последовательность событий, происходивших в общественной жизни): экономической, политической, культурной, военной.

Экономика всегда является доминантой общественного развития, а траектория экономического развития задается политикой лидеров государства на определенных исторических фазах.

Полезность анализа любого периода очевидна. Но очень важен своевременный анализ, так как он позволяет скорректировать усилия субъекта управления и предотвратить ошибки, пагубные для экономики.

По мнению авторов, для эффективного государственного управления необходимо, как уже отмечалось, предвидеть траекторию трансформации национальной экономики, перестройку правовой и организационной деятельности в условиях прессинга внешней (мировой) среды, ускоренного вхождения России в мировое сообщество. Однако помимо предвидения этих процессов управленцам следует активно, но разумно вмешиваться в их ход, осознанно регулировать (управлять) в целях получения от экономики необходимых социальных результатов. Реализовать такой процесс можно лишь при его обоснованной организации.

Известны два основных определения термина "организация" (от франц. organization): 1) строение, устройство чего-либо; 2) совокупность людей, объединенных для решения какой-либо задачи. Поэтому, чтобы изучить организацию и осознанно изменить ее, необходимо разобраться с этим термином.

Анализ различных точек зрения позволяет сделать вывод, что сущность термина "организация" может определяться как:

1) явление, т.е. объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (социально- экономическое образование);

2) процесс, т.е. совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого (в виде составляющей менеджмента);

3) свойство, т.е. внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого (организация производства, организация труда, организация управления, организация внешних связей на входе и выходе данной организационной системы).

"Организация" может рассматриваться в статике или динамике. В статике – это целостное состояние (социальное, физическое, техническое, биологическое), имеющее вполне определенное предназначение. В статической организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов. Эти процессы не прямолинейны, они протекают волнообразно, переходя из состояния прогрессивного развития в регрессивное, т.е. двигаясь через критические (кризисные) моменты[1].

"Почувствовав" наступление кризиса (а точнее, начало кризиса) управленцы обязаны предпринять действия для предотвращения состояния, которое они назвали бы "приближающимся кризисом". Эти действия в разных научных школах называются по-разному: эксперимент, реформа, реинжиниринг бизнес-процессов, антикризисное управление.

Российские издательства "выпустили в свет" значительное число пособий и учебников но новым для отечественной экономики направлениям, ориентированных на углубление управленческих знаний. Предлагаемый учебник обладает научной и методологической новизной, а также практической направленностью, однако для понимания материала читателю требуются фундаментальные экономические знания.

Новизна учебника заключена в том, что все его разделы базируются на многолетних исследованиях проблем организации, постоянно апробируемых в разного рода публичных дискуссиях и публикациях в форме докладов на конференциях, статей, пособий и монографий.

Методологическая особенность работы проявляется в рассмотрении кризисных явлений государственного масштаба применительно к "организации" деятельности органов управления национальной экономикой под разными углами зрения: статей основных законов страны, возможностей органов самоуправления, фактографии прошлого и т.п.

Практическую значимость учебника можно интерпретировать следующим образом. Кризисы постсоветской России проявляются в разных аспектах. Они могут иметь национальный или региональный характер, отраслевой либо внутрифирменный масштаб. Для разрешения кризисов должна быть создана особая организация процесса их "ликвидации". Но, ликвидировав кризис, затем надо планомерно (индикативно) управлять воспроизводственными процессами в стране либо в отдельном регионе. Наше государство в 1990-е гг. самоустранилось от управления, надеясь на рыночные механизмы самоорганизации, но последние самостоятельно не заработали.

Цель преподавания дисциплины "История государственного управления в России" состоит в том, чтобы формировать системные знания, практические навыки и умения, необходимые для анализа эволюции системы органов государственного управления и траектории экономической политики российского общества, ее задачи заключаются в том, чтобы:

– сформировать комплекс знаний в области изучения и оценки опыта организации и деятельности государственной власти и управления на разных этапах исторического развития России;

– научить анализировать систему государственного управления страны и выявлять общие закономерности ее развития;

– дать практические рекомендации для исследовательской работы с историческими источниками и нормативными материалами;

– ознакомить с исторической ролью в различные ретроспективные периоды экономического и социального развития страны отдельных институтов общества и государства: местного самоуправления и российской государственной службы;

– сформировать навыки применения результатов сравнительного анализа современного и исторического опыта государственного управления в практике современного менеджмента.

Изучение дисциплины "История государственного управления в России" позволит студенту:

знать

• определение и основные понятия истории государственного управления;

• теоретические основы, историческую и современную практику государственного управления;

• взаимосвязь дисциплины "История государственного управления в России" с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами;

• особенности развития государственного управления в России на различных исторических этапах;

• структуру и функции высших, центральных и местных органов государственного управления всех исторических периодов Российского государства;

• основные закономерности развития государственного управления России;

• основные этапы развития местного самоуправления и государственной службы России;

• стили государственного управления с учетом изменений в Российском государстве;

уметь

• выявлять и анализировать основные исторические тенденции развития экономики России;

• изучать формы, методы, системы государственного управления на различных этапах исторического развития страны и роль исторических этапов государственного управления в России;

• характеризовать форму государственного устройства России на любом историческом этапе и выявлять адекватность системы органов государственного управления такой формы;

• анализировать степень влияния исторических закономерностей на развитие современного государственного управления России;

• применять историко-сравнительные методы в совершенствовании государственного управления;

• оценивать современный механизм государственного управления с учетом исторического опыта;

• ставить и решать задачи рационального управления экономикой с применением методов исторического анализа;

владеть

• понятийным аппаратом в области истории государственного управления;

• методами исторического анализа систем государственного управления экономикой;

• современными методами сбора, обработки, анализа, интерпретации и прогнозирования исторической информации;

• основными подходами к оценке исторических событий и процессов формирования систем государственного управления в различные периоды общественного политического развития страны.

Учебник предназначен для изучения нескольких дисциплин, в том числе "Истории государственного управления в России", "Истории экономики", "Экономической истории", "Истории экономических учений". ОГЛАВЛЕНИЕ этого учебника более всего коррелирует с дидактикой государственного образовательного стандарта по первой дисциплине, т.е. "Истории государственного управления в России".

Авторы благодарят рецензента работы, являющегося видным специалистом в данной области исторических исследований, за ценные рекомендации. Все они были учтены и помогли избежать неточностей в изложении материалов.

Авторы также благодарят аспиранта Юго-Западного государственного университета Рябцеву И. Ф. за техническую помощь в подготовке рукописи.

Авторы надеются получить от читателей отзывы, которые поддержат главную идею этой работы: история не повторяется, повторяются ритмы развития человеческой цивилизации. История – это своеобразная летопись развития человеческой цивилизации и ее отдельных частей – сообществ в границах отдельных государств. История – это река, зная законы ее развития, меандры (извилины) ее русла, передвижение по ней или через нее можно сделать безопасным.