Экономический механизм природопользования
Исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время достигли масштабов, которые каких-нибудь 20–25 лет назад могли показаться невероятными. Острота экологических проблем очевидна во всем мире, о чем свидетельствуют многие факты и данные. Главной особенностью их решения с целью развития любого современного цивилизованного общества является комплексный подход, предусматривающий взаимосвязь экономики, экологии и политики.
Современная рыночная экономика не может обойтись без экологического механизма, так как содержательной сущностью экологической составляющей является сама природа, а в ней – эффективное использование природноресурсного потенциала и возобновление качества окружающей среды.
Все большее внимание в мировой науке стало уделяться исследованию проблем взаимодействия общества и природы, влиянию природной среды на самого человека, производительные силы и развитие цивилизации.
Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский установил, что с увеличением масштабов и интенсивности деятельности человечество в целом превратилось в мощную геологическую силу. Это обусловило переход биосферы – той земной оболочки, где только и может существовать жизнь, – в качественно новое состояние.
Накопленный опыт исследований в области комплексных проблем экологии и экономики послужил основой формирования нового междисциплинарного направления – экономики природопользования и охраны окружающей среды.
Экономика природопользования – это экономическая наука, занимающаяся изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей природной среды на глобальном, региональном, национальном, локальном уровнях.
Главная задача экономики природопользования заключается в преодолении ведомственного подхода и объединении отраслей экономики с целью реализации принципов оптимального взаимодействия общества и природы, формирования экологоэкономического мышления. В целом же она должна обеспечить переход общества на модель "устойчивого роста".
В целом практический аспект экономики природопользования объединяет три группы проблем: 1) экономическую оценку природных ресурсов; 2) расчеты (оценку) экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 3) способы вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений в обществе.
Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы. В России комплексный Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" был принят 19 декабря 1991 г. №2060-1[1].
Осознание складывающейся экологической ситуации стало причиной начала разработки сценариев мирового развития с учетом ограниченности природно-ресурсного потенциала.
Па Всемирной конференции ООП по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) представители 179 государств приняли документ "Декларация Рио", а так же программу "Повестка дня на XXI век", в которых указаны сущность и цели концепции устойчивого развития общества.
В настоящее время в литературе имеется более 60 определений концепции устойчивого развития общества. Приведем некоторые из них:
• устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности;
• развитие, которое не возлагает дополнительные затраты на следующие поколения;
• развитие, которое минимизирует экстерналии, внешние эффекты между поколениями;
• развитие, которое обеспечивает постоянное простое и (или) расширенное воспроизводство производственного потенциала на перспективу и др.
Приведенные выше определения свидетельствуют о переплетении в этой концепции сложнейших экологических, экономических, социальных проблем. В самом общем виде устойчивое развитие во времени с учетом основных параметров можно представить следующим образом:
где Ft (L, К, Р, I) и Ft + 1 (L, К, Р, /) – функции устойчивого развития в моменты времени t и t + 1 (t > 0); L – трудовые ресурсы; К – искусственно созданный (физический) капитал, средства производства; Р – природные ресурсы; I – институциональный фактор.
Приведенное соотношение показывает необходимость сохранения и увеличения во времени некоторого агрегатного производственного потенциала, определяемого в основном тремя видами капитала. Здесь природный капитал может уменьшаться до такой степени, пока это уменьшение не сможет быть компенсировано увеличением искусственно созданных средств производства, повышением квалификации работников и т.д.
Обеспечение реальных решений экологических проблем, формирования устойчивого типа экономического развития невозможно без оценки эффективности функционирования экономических структур с экологических позиций.
Одним из направлений экологизации экономического развития является ориентация на конечные результаты. Реализация подобного программно-целевого подхода к использованию природных ресурсов предполагает построение для каждого из них или группы своей природно-продуктовой вертикали (цепочки), соединяющей первичные природные факторы производства с конечной продукцией. Движение природного вещества и продуктов его обработки осуществляется с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых технологически для производства и реализации конечной продукции.
Построение такой цепочки позволяет оценить резервы в каждом ее звене и выявить их в целом для природных ресурсов, которые использовались нерационально. В связи с такой постановкой вопроса необходим анализ взаимозаменяемости и дополняемости факторов производства в экономике с позиции конечных результатов, возможности экономии природных ресурсов при сохранении увеличения конечного выхода продукции.
Эластичностью по отношению к объемам используемых природных ресурсов обладают затраты труда и средства производства во "внеприродных", т.е. перерабатывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслях. Развитие этих отраслей позволяет более полно использовать конкретный природный ресурс, ликвидировать потери из-за неразвитости инфраструктуры и переработки, что в целом способствует увеличению конечных результатов. Таким образом, оптимизация взаимодействия факторов производства, их комбинирование могут позволить снизить нагрузку на природные ресурсы.
Одним из критериев эффективности функционирования природно-продуктовой системы является показатель природоемкости, определяемый соотношением объемов используемых природных ресурсов и конечной продукции, полученной на их основе. Выделяют два уровня показателя природоемкости: макроуровень (уровень всей экономики) и отраслевой (продуктовый).
Важнейшим вопросом для экологизации экономики, перехода к устойчивому типу развития является вопрос о механизмах реализации такого экологоориентированного развития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективного экономического механизма природопользования.
В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:
• мягкий ("догоняющий"), т.е. либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительные экологические рамки для экономического развития отраслей и секторов, практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен в основном на ликвидацию негативных экологических последствий, а не на выяснение причин возникновения экологических деформаций, и слабо влияет на темпы и масштабы развития. Именно такой механизм природопользования свойствен техногенному типу развития экономики;
• стимулирующий развитие экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности. Основу функционирования такого механизма природопользования составляют рыночные инструменты. Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяет улучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизма может стать создание благоприятной экономической среды для развития биологического (органического) сельского хозяйства;
• жесткий ("подавляющий"). Этот механизм использует административные и рыночные инструменты и посредством жесткой налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.
В реальной действительности эти типы механизмов природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности.
При формировании экономического механизма необходимо ориентироваться на единый подход для всей природно-продуктовой вертикали. Невозможно создать локальный экономический механизм природопользования, действующий только на первых этапах природно-продуктовой вертикали в отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природного вещества и получения готового продукта.
Механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частью общего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств в природно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.
Процесс разработки и реализации экономического механизма природопользования, оценка воздействия па окружающую среду, экологическая экспертиза опираются на систему показателей состояния окружающей природной среды и эколого-экономических нормативов.
В Законе об охране окружающей среды говорится, что нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия на окружающую природную среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Все нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на три основные группы.
1. Санитарно-гигиенические нормативы – ПДК (предельно допустимая концентрация). ПДК представляет собой максимальную концентрацию определенного агрессивного вещества в атмосферном воздухе, которая не вызывает заметных нарушений здоровья человека и неблагоприятных отдаленных последствий для его организма.
2. Экологические нормативы – ПДВ (ПДС) (предельно допустимые выбросы или сбросы). Их цель состоит в установлении требований к источнику вредного воздействия, ограничение его деятельности определенной пороговой величиной.
3. Вспомогательные нормы и правила. Они вводятся с целью обеспечения единства употребляемой терминологии в деятельности организационных структур, в правовом регулировании экологических отношений (нормативы терминологии, организационные нормативы, правовые нормативы).
Методы учета и оценки техногенных воздействий на социально-экологический потенциал территории различны. Исследователи в большинстве случаев отдают приоритет количественным методам, в первую очередь в силу их комплексности, интегральности, возможности отражения динамики процессов в формализованном виде. Одним из них является метод определения эколого-экономического ущерба.
Во Временной типовой методике определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды сказано, что экономический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду.
В общем виде оценка экономического ущерба, причиняемого годовыми выбросами загрязнений в отдельные природные компоненты (атмосферу, водные объекты) от отдельных стационарных источников загрязнения, определяется по формулам:
для водных объектов ;
для воздушной среды ,
где Y – экономический ущерб от загрязнения; γ – стоимостная (денежная) оценка ущерба от единицы выброса вредного вещества; σ – коэффициент, учитывающий региональные особенности территории, подверженной вредному воздействию, и связанный с относительной опасностью ее загрязнения; а – коэффициент приведения различных вредных веществ к агрегированному виду (к "монозагрязнителю"); тi – фактический объем выброса (сброса) i-го вредного вещества; f – коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредных веществ в атмосфере; п – количество вредных веществ.
На основе данных, приведенных в табл. 4.2, определим величину эколого-экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом.
Величину показателя относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха следует рассчитывать как средневзвешенное значение коэффициентов для территорий разных типов. Для рассматриваемой территории σ ≈ 1,33. Допустив, что /= 1, γ = 3,3 руб/усл. т, рассчитаем величину ущерба:
Таблица 4.2
Расчет объема загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом
Загрязняющее вещество |
Фактическая масса выбросов, тыс. т |
Коэффициент приведения |
Приведенные объемы выбросов, тыс. усл. т |
Оксиды углерода |
75,059 |
1 |
75,059 |
Углеводороды |
14,731 |
3,16 |
46,549 |
Оксиды азота |
10,435 |
41,1 |
428,879 |
Объем выбросов с учетом вредности (в виде "монозагрязнителя") |
550,5 |
Создание эффективного экономического механизма невозможно без правового регулирования природопользования.
Система природоохранного законодательства, концептуальные правовые основы которого определены действующей Конституцией РФ, охватывает охрану и регулирование использования большинства видов природных ресурсов и представлена на четырех уровнях: федеральные законы, правительственные нормативные акты, нормативные правовые акты министерств и ведомств, нормативные акты региональных органов управления.
Основу системы экологического законодательства составляет Закон об охране окружающей среды.
По содержанию нормативных предписаний система природоохранного законодательства включает три группы правовых актов: комплексные, природно-ресурсовые, средозащитные.
Комплексные правовые акты регулируют охрану природной среды в целом без подразделения па отдельные объекты (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
Природно-ресурсовые акты регулируют охрану и использование отдельных объектов природы (Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 73-Φ3 и др.).
Средозащитные акты направлены на охрану окружающей человека среды от вредного воздействия хозяйственной деятельности на здоровье людей (Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и др.).
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия, и влиянием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды устанавливается Правительством РФ.
Информация о состоянии окружающей среды и его изменении, полученная по результатам мониторинга, используется органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития России, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и соответствующих мероприятий.
Техногенный тип экономического развития приводит ко все большему распространению очагов экологического кризиса по территории страны. В настоящее время около 20% всей территории России стали зоной проявления тех или иных кризисных экологических явлений. Тяжелая экологическая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, Курская магнитная аномалия и т.д.), аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия и пр.), рекреационных зонах побережий Черного и Азовского морей.
Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается законодательством (см. ст. 57 Закона об охране окружающей среды).
Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды означает объединение усилий государств, связанных общими интересами или поставленных перед необходимостью решать проблему, требующую коллективных согласованных действий. Охрана окружающей среды в силу своей специфики требует объединения действий государств на разных уровнях: двустороннем, региональном, глобальном. И для каждого из этих видов сотрудничества характерен особый круг природоохранительных задач, которые могут быть оптимально решены именно на данном уровне взаимодействия суверенных государств.