Экономический аспект компенсационной политики
Рассмотрим основные направления и источники экономического обеспечения формирования компенсационной политики.
I. Необходимость вывести экономику страны на уровень динамического развития. Некоторый подъем в экономике России, достигнутый в последние годы (4 - 5% в год), обеспечен главным образом за счет экспортоориентированных сырьевых отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Основная же масса российских предприятий по-прежнему находится в состоянии застоя либо слишком вялого поиска своего места на внутреннем рынке. Многие же новые владельцы предприятий стремятся побыстрее обанкротить и продать их: эффективного собственника из них так и не получилось. Этому во многом способствует макроэкономическая политика, направленная скорее на развал, чем на развитие отечественного производства. В качестве рычагов управления используется все тот же ограниченный набор монетаристских методов, как будто живем в процветающей стране: учетная ставка - налоги - таможенные пошлины - расходы бюджета. Главный же инструмент управления в кризисной ситуации, известный еще со времени Кейнса - государственное регулирование и быстрая ликвидация низкой покупательной способности населения - не задействован. Это является причиной и следствием низкого уровня оплаты труда практически на всех предприятиях, кроме экспортных отраслей и финансово-кредитной сферы.
Узкий потребительский рынок, недостаток инвестиций (олигархический клан, владеющий финансовым капиталом, стремится по мере накопления вывозить его за рубеж, точнее, оставлять его там) сдерживают техническое обновление производства, соответственно снижается качество производимых товаров и услуг, растет дороговизна жизни при стабильно низкой зарплате. Кроме того, бедность вызывает потребность в сокращении либо установлении новых социальных льгот, заниженных внутренних цен и тарифов и др. При нормальной компенсации труда в них не было бы никакой необходимости. Поэтому повышение оплаты труда работающих является важнейшей стратегической задачей макроэкономического управления. Решить ее возможно с помощью государственного регулирования экономических процессов. Вместо этого государство под давлением монетаристски ориентированных "прорабов" реформ стремится уйти из обоих секторов экономики, сделав последний ее оплот - денежный сектор - "нейтральным". Между тем безинфляционное повышение оплаты труда возможно за счет повышения доли заработной платы в структуре оптовых цен отечественной промышленной продукции. В настоящее время эта доля не превышает 4-6%, тогда как в развитых странах она давно достигла 50%. Поэтому на двух расположенных рядом предприятиях, одно из которых с иностранным капиталом (так называемое "совместное" предприятие), за одинаковую работу оплата труда отличается кратно. Таким образом, наблюдается чудовищное недополучение заработной платы на единицу продукции на отечественных предприятиях, и любое ее увеличение не может серьезно нарушить товарно-денежный баланс на рынке труда.
Введение повышенных долевых нормативов заработной платы в структуре отраслевых цен готовой продукции на большинстве предприятий, подкрепленное дополнительной эмиссией Банка России, возможно только директивным путем и одновременно на всей территории страны, потому что добровольно и поодиночке отечественный бизнес никогда не повысит зарплату, даже получив на это целевые деньги. Кроме того, увеличив оплату труда работникам в одиночку, предприниматель снижает конкурентоспособность своей продукции на фоне других производителей-конкурентов. Дополнительная же эмиссия необходима для оказания финансовой поддержки предприятиям, поскольку без внешней помощи могут обойтись только сырьевые и другие экспортно-ориентированные отрасли с традиционно высокой зарплатой. Возможны и другие варианты, например, частичное использование для этих целей средств стабилизационного фонда.
II. Необходимость добиться стабильного повышения эффективности производства и качества продукции. Это означает, что получаемые предприятием доходы позволят решать стоящие перед ним текущие и перспективные задачи, иметь регулярное финансовое приращение для своего развития и проведения справедливой компенсационной политики. Оплата труда может выступать как следствие и как фактор эффективности. Связь оплаты труда с повышением эффективности выражается также в том, что дополнительный доход сверх базовой заработной платы является важным источником наполнения и увеличения компенсационного пакета.
Качество выпускаемой продукции служит неотъемлемой характеристикой эффективности производства. Там, где рост объема продукции (или услуг) в натуральном выражении ограничен либо объективно невозможен, единственно приемлемым направлением дальнейшего развития предприятия и увеличения его доходов становится повышение качества продукции.
При неизменном объеме производства (или услуг) в натуральном выражении оно может служить объективным индикатором роста производительности труда.
Основные факторы, формирующие производительность труда на уровне предприятия, включают уровень техники и технологии; уровень использования кадрового потенциала; качество менеджмента; наличие сегмента рынка и др.
Уровень техники и технологии зависит от модернизации и внедрения высокопроизводительного оборудования, степени механизации и автоматизации производства, использования наукоемких технологий, новых видов сырья и материалов, других мер.
Уровень использования кадрового потенциала обусловлен профессиональной и образовательной подготовкой работников, их деловыми качествами, опытом работы и особенностями организационной среды (условия труда, трудовая мотивация, организационная культура и др.), материальным и моральным стимулированием и др.
Качество менеджмента определяется системой управления производством, его организационной структурой, степенью автоматизации системы управления, уровнем организации труда и др.
Эффективная маркетинговая политика и наличие сегмента рынка определяют возможности предприятия в реализации своей продукции, изменении ассортимента, перспективного развития производства.
На рис. 9.2 приведена классификация резервов повышения производительности труда на уровне предприятия.
III. Необходимость проведения эффективной социальной политики как важного резерва повышения заработной платы, выработки современной компенсационной стратегии. В самом общем виде социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
Рис. 9.2. Классификация резервов повышения производительности труда на уровне предприятия
Социальная политика по своему содержанию включает:
o анализ и прогноз социально-экономического положения социальных групп населения;
o разработку целей и задач социальной политики;
o выявление социальных проблем каждой из социальных групп;
o разработку мероприятий по решению социальных проблем (в том числе проектов социальных программ);
o изыскание источников финансирования мероприятий и определение конкретных субъектов решения отдельных социальных проблем;
o реализацию проектов и программ, включая контроль за процессом формирования и реализации.
Традиционно в экономической литературе рассматривается влияние экономической динамики на возможности социальной политики. Вместе с тем активизация социальных факторов является одной из предпосылок и важным источником перехода к устойчивому экономическому росту.
Соответственно эффективность социальной политики следует оценивать по двум критериям: 1) мерам по обеспечению решения собственно социальных проблем (главное здесь - динамика уровня и качества жизни населения); 2) степени включенности социальной политики в механизм экономического роста.
Вообще, если при росте ВВП не увеличивается жизненный уровень населения, то это свидетельствует о низком качестве самого экономического роста.
Так, 46-я сессия Международной организации труда приняла в 1962 г. Конвенцию № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики".
В ст. 1 Конвенции отмечается, что всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также на поощрение его стремления к социальному прогрессу. Политика более общего применения определяется с должным учетом ее влияния на благосостояние населения.
Повышение жизненного уровня рассматривается МОТ в качестве основной цели при планировании экономического роста. Согласно вышеуказанной цели, в Конвенции № 117 последовательно рассматриваются вопросы повышения уровня жизни, вознаграждения за труд, доступности образования и профессиональной подготовки, снижения уровня бедности через оплачиваемую производительную деятельность и доступность основных товаров и услуг и др.
В своем главном труде "Благосостояние для всех" Л. Эрхард писал: "Экономическая политика может называться социальной только в том случае, если она способствует тому, что хозяйственный прогресс повышения производительности труда и увеличение продукции идут на пользу потребителю".