Экономические воззрения в античном обществе
Экономическая мысль Древней Греции в работах выдающихся мыслителей — Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Они первыми подвергли анализу экономические явления и попытались выявить закономерности развития общества. Объектом специальных исследований в их работах стати экономические проблемы расцвета и кризиса рабовладельческого строя: институт частной собственности на средства производства, развитие товарно-денежных отношений, проблемы разделения труда.
Выдающимся представителем экономической мысли Античности является древнегреческий философ, ученик Сократа Платон (427—347 до н.э.). Наибольшую известность по проблемам экономического характера получили два его сочинения: "Государство" и "Законы". В первом сформулированы принципы идеального государственного устройства, во втором — идеи создания государства, более близкого к реальной действительности. Возникновение государства Платон связывал с необходимостью удовлетворения повседневных интересов людей и с обменом. Государство может существовать длительное время, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Основой государственного устройства Платон считал идею справедливости: справедливым он называл такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему приспособлен в наибольшей степени.
Развивая эту мысль, Платон исследовал три основные добродетели человека: мудрость, мужество и сдерживающую меру. Мудрость есть способность дать правильный совет не только в частном деле, но и при решении государственных проблем. Те, кто обладает таким даром, должны править, но их очень немного. Мужество, согласно Платону, есть способность оставаться храбрым даже при осознании грозящей смертельной опасности. Те, кто обладает этим даром, даже если это женщины, должны защищать государство — быть воинами. Сдерживающая мера — это способность понимания необходимости подчинения законам. Такой способностью обладают многие люди; они достойны быть свободными гражданами. Если они не являются правителями или воинами, то, скорее всего, будут крестьянами и ремесленниками. Наконец, те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех различных классов: 1) правителей, 2) воинов, 3) свободных крестьян и ремесленников, 4) рабов. Правители и воины, по мысли Платона, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.
Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена происходит приведение товаров к соразмерности и единообразию. У Платона были догадки о том, что деньги выполняют нс только функции средства обращения и накопления сокровищ, но и функцию меры стоимости. Одним из первых в истории античной мысли Платой поставил вопрос об основе и уровне цеп. Он считал, что цены должны регулироваться государственной властью, причем за основу должна браться такая цена, которая обеспечивала бы получение умеренной прибыли.
Другим известным представителем древнегреческой экономической мысли был историк и философ Ксенофонт (ок. 430—355/354 до н.э.), написавший руководство по управлению домашним хозяйством эпохи рабовладения. Название этого труда — "Экономиксе" — можно перевести как "О домашнем хозяйстве" (или другой вариант русского перевода -"Домострой"). От этого труда и пошло название экономической науки. По определению Ксенофонта, экономия — наука, при помощи которой можно обогащать хозяйство. Предметом этой науки являются домоводство и сельское хозяйство, которое Ксенофонт считал основой хозяйственной деятельности людей. Занятия ремеслом и торговлей он осуждал. Рабство рассматривалось им как естественное явление, однако, сознавая низкую производительность труда рабов, Ксенофонт рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы по отношению к тем, кто отличался усердием в выполнении работ. Он учил рабовладельцев, что для обогащения хозяйства необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов.
Заслугой Ксенофонта является то, что, говоря о "ценности" товара, он рассматривал ценность как в смысле потребительной стоимости, так и в смысле меновой стоимости. Фактически Ксенофонт был одним из первых, кто поставил вопрос об этих двух сторонах товара. При всем отрицательном отношении Ксенофонта к торговле и денежному хозяйству он признавал полезность денег как в период экономического благополучия, так и в годы бедствий. Ксенофонт полагал, что деньги являются специфическим товаром, поскольку денег никто не имеет столько, чтобы не желать иметь их еще больше, в то время как приобретение других товаров имеет предел. Вместе с тем он осуждал ростовщичество и, следовательно, использование денег в качестве ссудного капитала.
Как и Платон, Ксенофонт был приверженцем натурального земледельческого хозяйства, рабовладения, сдерживания торговли и денежных отношений.
Самые гениальные экономические прозрения среди мыслителей античного мира принадлежат ученику Платона древнегреческому философу Аристотелю (384—322 до н.э.). Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами того времени — эффективным использованием имущества в рабовладельческом хозяйстве и осуществлением справедливого (эквивалентного) обмена. Аристотель сделал удивительные для своего времени открытия поставил проблему рационального использования богатства, впервые сформулировал понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена, меновой и потребительной стоимости. Иначе говоря, он первым в мире применил то, что современная наука называет позитивным экономическим анализом — исследовал хозяйственную жизнь в системе взаимосвязанных категорий. "Общественные взаимоотношения возникают не тогда, — писал Аристотель, — когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется. Все должно измеряться чем-то одним... Такой мерой является потребность, которая все связывает". Таким образом, Аристотель первым сформулировал проблему, которая стала центральной для экономистов па протяжении многих столетий. Вопрос на первый взгляд простой: чем определяются пропорции обмена товаров, или иначе, что делает товары сравнимыми? Ответ на этот вопрос разделил экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории, суть которой заключается в том, что стоимость является категорией субъективной и выводится из оценки людьми полезности товара.
Аристотель рассмотрел продукт как товар, имеющий двоякое значение. Впервые в истории он наметил разграничение между потребительной стоимостью и стоимостью вообще. В этой связи он приводил пример с сандалией, которая служит для обувания ноги и для обмена. Когда сандалия служит для обувания ноги, она является потребительной стоимостью, а когда служит для обмена, то становится товаром.
Экономике, как ведению хозяйства для удовлетворения потребностей людей, Аристотель противопоставил хрематистику — "искусство наживать" и "увеличивать до бесконечности" свое состояние в торговой деятельности. Отрицательно относясь к хрематистике, Аристотель понимал, что она неизбежно вырастает из экономики. Мыслители древности, и прежде всего Греции, сумели не только поставить сложнейшие экономические вопросы, но и дать на них свои ответы. Они впервые ввели в оборот термин "экономия" и производный от него "экономика" (по-гречески ойкос — значит дом, хозяйство, номос — учение, закон). Дали определение экономии как науки, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство, а ее предметом считали домоводство и сельское хозяйство. Выдвинули идею о разделении труда и обосновали его необходимость исходя из разносторонности потребностей и односторонности возможностей человека, а также указали на зависимость роста разделения труда от степени развития рынка. Ввели двоякое понимание богатства: как совокупности потребительных стоимостей и как накопления денег. Исходя из этого рассмотрели продукт как товар, имеющий двоякое значение, т.е. наметили разграничение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью товара. Высказали догадку о том, что в основе равенства между различными товарами должно быть что-то общее, делающее их сравнимыми. Первыми выразили мысль, согласно которой деньги являются концентрированным богатством, средством обращения и мерой стоимости. Впервые провели различие между простым товарным обращением и обращением денег как капитала. Постановкой и попыткой решения этих экономических вопросов мыслители древности открыли перспективу будущего развития экономической науки.