Экономические средства обеспечения торга

По мере того, как военные средства обеспечения торга становится все проблематичнее использовать, большое значение приобретают экономические средства. Среди экономических поощрений ("пряников") — льготные кредиты, снижение таможенных пошлин, предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации и др. Экономическое давление ("кнуты") — эмбарго (отказ импортировать нужные другой стране товары), бойкот (отказ покупать у другой страны товары ее производства), "замораживание" финансовых вкладов другой страны в своих банках и др.

Эмпирические исследования показывают не очень высокий эффект экономических санкций. Они достигают желаемой цели приблизительно в одной трети случаев. Отсюда возникает вопрос: каковы условия успеха экономических санкций? Условия принудительного экономического воздействия страны "А" па страну "Б" состоят в следующем:

• страна "А" имеет высокую степень контроля над какими-то видами поставок в страну "Б";

• потребность страны "Б" в этих поставках высока;

• для страны "Б" цена отказа от этих поставок выше, чем цепа компромисса со страной "А";

• для страны "А" цена экономических санкций против страны "Б" ниже, чем блага, полученные от компромисса с этой страной.

Главная причина неудачи экономических санкций состоит в доступности альтернативных покупателей или продавцов товаров наказываемой страны или стран, включая использование "черного рынка".

Приведем несколько примеров из истории мировой политики. В целом успешным эмбарго на поставку нефти в страны Запада можно считать демарш стран ОПЕК в 1973 г. в связи с войной на Ближнем Востоке между Израилем и арабскими странами. Страны ОПЕК отказались поставлять нефть Западу в связи с его поддержкой Израиля в войне. Поскольку основным поставщиком энергоносителей для Европы являлись ближневосточные страны, их действия возымели успех — ряд стран Европы отказались от своих политических позиций. Правда, это практически не коснулось США, более независимых от ближневосточной нефти, чем их европейские союзники.

Примером неудачных экономических санкций явился бойкот США основного экспортного продукта Кубы — сахара, а также эмбарго на поставку в эту страну нефти в связи с революцией 1959 г. на "острове свободы". Альтернативный поставщик нефти и одновременно покупатель сахара быстро нашелся. Им стал СССР, что было естественно в условиях холодной войны. В результате Куба выжила.

Другим примером неудавшихся экономических санкций являются требования ООН жестких ограничений на экспорт и импорт ЮАР в качестве принуждения ее к отказу от внутренней политики апартеида в 1980-е гг. Однако многие страны были заинтересованы в южноафриканских ресурсах, таких как золото, алмазы, платина. В результате торговля шла через негосударственных посредников. В итоге режим апартеида был демонтирован в ЮАР в начале 1990-х гг. не столько из-за экономических санкций, сколько из-за потребности высокоразвитой страны во внутренней политической стабильности.

Побочными недостатками экономических санкций является то, что от них страдает гражданское население, хотя санкции направлены против политического режима в стране (например, в случае бойкота иракской нефти в 1990-е гг.), а также несут убытки соседние страны, с которыми у "наказываемой" страны имеются экономические отношения (например, жалобы предъявляли Румыния и Болгария в связи с санкциями против Сербии в 1990-е гг.).

В результате можно сделать вывод, что в современном взаимозависимом мире, где экономические связи достигли высокого уровня, экономические санкции эффективны лишь в отдельных, специфических случаях. Как и в отношении военных средств обеспечения торга, в экономике более эффективными оказываются средства поощрения. Примером, подтверждающим этот вывод, служит политика Северной Кореи, которая проявляет склонность отказаться от своей ядерной программы в ответ на экономическую помощь США.