ВВЕДЕНИЕ
История экономических учений представляет собой фундаментальную экономическую науку, изучающую эволюцию экономической теории. В системе экономических наук она занимает значительное место, поскольку, наряду со знанием конкретного фактологического материала, формирует методологическую базу экономической науки.
История экономических учений, вместе с экономической историей и экономической теорией, играет важнейшую роль в формировании и воспитании экономиста у критического альтернативного мышления, "объемного" видения социально-экономических процессов. Изучение истории экономических учений позволяет студентам-экономистам понять причины, побуждавшие экономистов проводить исследования общих и конкретных хозяйственных процессов и явлений, разобраться в инструментах и методах процесса познания в данной области, осмысленно подойти к основным проблемам, изучаемым в курсе "Экономическая теория".
Несмотря на тесную связь с экономической теорией и экономической историей, история экономических учений представляет самостоятельную отрасль экономических знаний. Ее предметом является процесс возникновения, развития и смены экономических идей, концепций, школ и направлений в экономической науке, а основной задачей – выявление закономерностей данного процесса.
Важнейшая особенность данной экономической науки состоит в актуальности, а в ряде случаев и злободневности рассматриваемых ею вопросов. Анализ экономических учений прошлых эпох не является ее самоцелью. Познание истории направлено на лучшее и более объективное понимание настоящего.
Экономические учения неразрывно связаны с реальной практической деятельностью. Их роль в общественном развитии значительна. Они не являются пассивным отражением происходящих в экономике процессов, а оказывают на них влияние, нередко определяющее, способствуя или, наоборот, замедляя общественное и экономическое развитие. Неоклассические или кейнсианские концепции, как известно, явились основой государственных экономических программ.
Эволюция экономической мысли представляет собой сложный процесс, в котором отражается противоречивый характер общественно-политического и экономического развития. В экономической науке нет и не может быть одной единственно правильной теории, объясняющей все происходящие в обществе процессы. Как показывает история, в экономической теории соперничают разные концепции, взгляды и представления. При определенных социально-экономических и политических обстоятельствах один из подходов может стать господствующим. Следствием этого становится вытеснение других представлений, не отвечающих "мейнстриму", на периферию науки. В роли аутсайдера они остаются до тех пор, пока доминирующая теория не исчерпает свои возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее.
Цель данного учебника – показать путь, который прошла экономическая теория, исследовать эволюцию взглядов экономистов прошлого и настоящего на основные экономические категории и хозяйственные проблемы. В нем представлены различные экономические школы в историческом развитии показана их взаимосвязь и взаимовлияние. Данный учебник рассматривает историю экономической мысли от ее зарождения до сегодняшнего дня.
Основную свою задачу авторы видят в том, чтобы у читателей сложилось цельное представление об эволюции мировой экономической мысли, чтобы они узнали основные вехи и этапы развития экономической науки, концепции и теории, владевшие умами людей, а после прочтения книги появилось желание познакомиться с трудами классиков экономической мысли.
В учебнике представлены основные экономические теории, сформировавшиеся в западной экономической науке, большое внимание уделено развитию русской экономической мысли, ее связи с мировой экономической наукой, ее специфике и особенностям.
Авторы надеются, что учебник поможет понять тесную связь истории экономических учений с проблемами и вызовами современности.
ОГЛАВЛЕНИЕ и структура учебника соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. Предназначен учебник для студентов высших учебных заведений.
В результате изучения курса "История экономических учений" студент должен:
знать
– историю и логику развития экономической мысли, трансформацию ее главных учений, школ;
– экономические воззрения отдельных экономистов;
– основные законы общеобразовательных дисциплин в профессиональной деятельности, методы экономического анализа и моделирования;
уметь
– использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
– объективно исследовать эволюцию мирового хозяйства;
– используя накопленные знания, полученные в процессе обучения, грамотно ориентироваться в потоке современных экономических проблем, находить их разрешение;
– осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
владеть
– методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче;
– навыками поиска и использования информации об экономических концепциях в разрезе исторических эпох и направлений (школ) экономической мысли;
– навыками публичной речи, аргументацией, ведением дискуссии.