Экономические показатели уровня и качества жизни населения
Социально-экономическая политика государства независимо от его политического устройства имеет целью повышение жизненного уровня населения и в первую очередь должна быть ориентирована на увеличение благосостояния и развитие людей. Без роста уровня жизни, обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами невозможно развитие самого общества.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Такая трактовка получила в литературе название "узкая". В ее рамках уровень жизни определяется как уровень и степень удовлетворения потребностей населения в благах и услугах. И наоборот - уровень удовлетворения потребностей определяется уровнем жизни населения.
В так называемой широкой трактовке уровень жизни включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни народа. Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - возможностью их удовлетворения исходя из предложений на рынке товаров и услуг, а также реальных доходов людей, их заработной платы. При этом и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения обусловливаются степенью эффективности производства, связанной с использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.
Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели (рис. 9), такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни и др.
Однако полная картина уровня жизни населения не может быть представлена только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения. Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т. д.
Конкретно речь идет обо всей совокупности условий не только жизни, но и труда работников, т. е. всех условий жизнедеятельности людей. В таком контексте "уровень жизни" приближается к понятию "качество жизни".
Рис. 9. Показатели уровня жизни населения
Термин "качество жизни" восходит к термину "качество трудовой жизни", который с 20-х гг. прошлого столетия активно употребляется в научной мысли западного мира. Появление самого понятия "качество жизни" относится к концу 50-х - началу 60-х гг. XX в., когда в экономически развитых странах Запада, добившихся высокого уровня жизни, стало утверждаться убеждение в том, что экономический рост сам по себе не приводит к устойчивому развитию. Впервые термин "качество жизни" использовал Дж. Гэлбрейт в книге "Общество изобилия" (1958 г.). В политический и практический лексикон ввел это понятие президент США Д. Кеннеди в докладе "О положении нации" в 1963 г. Его преемник Л. Джонсон в 1964 г. утверждал, что "цели американского общества могут быть измерены качеством жизни наших людей". Затем Э. Тоффлер интерпретировал понятие "качество жизни" как переход от удовлетворения основных материальных нужд к этапу удовлетворения видоизмененных личных потребностей в красоте, престиже, самоактуализации. Таким образом, с 1960-х гг. западный мир начал ускоренное развитие фондов социального потребления как материальной основы обеспечения высокого качества жизни.
В настоящее время в зарубежной науке качество жизни соотносится с балансом объективных условий существования и субъективной оценки этих условий на уровне общества и индивида.
В дореформенной России понятие "качество жизни" в связи с относительно невысоким уровнем жизни и идеологическими соображениями не получило широкого распространения. Как правило, в тот период оно выражало качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.
В последние годы термин "качество жизни" занял прочное место в научных исследованиях, общественном мнении, политической лексике, средствах массовой информации. Если в 1990-е гг. проблема качества жизни обсуждалась лишь отдельными членами российского экспертного сообщества, то в настоящее время словосочетание "качество жизни" стало не менее употребительным, чем словосочетание "уровень жизни". Тем не менее широкое распространение этого понятия пока не привело к единому восприятию его сущности и содержания.
Поскольку между уровнем и качеством жизни существуют неразрывная взаимосвязь и взаимодействие, то повышение качества жизни населения в России может происходить только на основе роста уровня доходов, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации экологических характеристик природной среды, доступности образования для всех слоев общества, решения жилищной проблемы, производства товаров и услуг первой необходимости в достаточных масштабах и по доступным ценам. Рост уровня жизни повышает и удовлетворенность человека окружающей его действительностью, т. е. его качество жизни.
По определению Е. Е. Румянцевой, качество жизни - это совокупность характеристик, отражающих условия жизни человека. Они могут быть классифицированы следующим образом:
- стоимостные показатели: национальный доход; ВВП на душу населения; реальные доходы населения; оплата труда, пенсии, сбережения; уровень розничных цен; тарифы на платные услуги и т. п.;
- натуральные показатели: обеспеченность населения жильем, предметами длительного пользования;
- показатели, характеризующие развитие отраслей непроизводственной сферы;
- показатели, выражаемые во временной форме: продолжительность рабочего дня, недели; продолжительность и использование внерабочего и свободного времени;
- социально-демографические показатели: рождаемость, продолжительность жизни, естественный прирост, миграция ит. д.;
- показатели, характеризующие состояние и охрану окружающей среды;
- показатели и нормативы социального обслуживания и социального обеспечения населения.
Таким образом, в широком понимании качество жизни - это совокупность объективных и субъективных условий и факторов, влияющих на человеческую деятельность в процессе функционирования определенных социально-экономических отношений. Эти отношения меняются и совершенствуются в ходе развития материального производства, преобразования социальной среды.
Качество жизни - это сложная система взаимодействия внешних по отношению к человеку условий жизни и субъективных факторов, характеризующих человека и выражающихся в его экономическом, социальном и демографическом поведении.
Разработка показателей качества жизни позволяет определять направления концентрации усилий государственной власти для его уверенного роста, способствует корректировке всей социальной политики.
Существует много показателей (индикаторов) уровня и качества жизни, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (или населения в целом).
Комитет экспертов ООН рекомендовал еще в 1954 г. анализировать уровень жизни по 12 компонентам: 1) здоровье; 2) питание; 3) образование; 4) условия труда; 5) занятость; 6) фонд потребления; 7) транспортные средства; 8) жилищные условия; 9) одежда; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) человеческие свободы.
В рамках каждого из представленных компонентов может быть сформирован целый комплекс показателей, по которым можно судить о тенденциях и сдвигах в уровне жизни населения. Степень их конкретизации определяется целями того или иного исследования, а также возможностями получения достоверной информации.
В сложившейся российской практике основными компонентами уровня жизни населения являются показатели, характеризующие:
- потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
- обеспеченность предметами длительного пользования;
- обеспеченность жилой площадью;
- уровень комфортабельности жилища;
- обеспеченность врачами, медицинскими и лечебно-профилактическими учреждениями;
- уровень заболеваемости, смертности, рождаемости;
- обеспеченность учреждениями культуры, образовательными и дошкольными учреждениями.
В число таких показателей, например, входят:
- энергетическая ценность пищевого рациона на душу населения (ккал/сут.);
- обеспеченность населения жильем (кв. м жилой площади на 1 жителя);
- число семей, стоящих на учете на получение жилья (% от общего количества семей);
- численность врачей на 1000 чел. населения;
- коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения соответствующего возраста);
- коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся);
- число государственных дневных общеобразовательных учреждений;
- число государственных высших учебных заведений;
- число государственных средних специальных учебных заведений;
- численность учащихся в различных учебных заведениях (тыс. чел.) и т. д.
Это так называемые прямые, или непосредственные, показатели уровня жизни населения. Вместе с тем следует понимать, что только этими показателями анализ уровня жизни не исчерпывается. В условиях товарно-денежных отношений потребление и обеспеченность теми или иными благами опосредуется формированием и распределением доходов. Таким образом, доходы населения, и прежде всего заработная плата наемных работников, выступают в качестве косвенных показателей уровня жизни населения, приобретая в условиях рыночной экономики все большее значение.
Формирование рынка жилья, переход к платности социальных услуг, развитие страховой медицины и другие реформаторские намерения увеличивают "нагрузку" на заработную плату, усиливая ее социальную значимость. В настоящее время наряду с перечисленными выше традиционными показателями уровня жизни населения одним из важнейших становится степень доступности материальных благ и услуг основной массе населения, которая как раз и определяется платежеспособным спросом, формируемым за счет доходов населения, и в частности заработной платы.
На фоне ускоренного развития частной и смешанной форм собственности меняются и социальная структура общества, и характер социально-трудовых отношений. Возникает класс частных предпринимателей, для которых понятие заработной платы, по сути, перестает существовать. Тем не менее подавляющая часть экономически активного населения, как известно, продолжает выступать в роли наемных работников, независимо от того, кто является для них работодателем - как и раньше, государство или новый собственник средств производства. Для этой категории населения заработная плата - если не единственный, то, безусловно, основной источник дохода. И это не российская специфика. В развитых странах заработная плата составляет 60-70% всех доходов работника, т. е. служит основой для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
В целом в структуре доходов всего населения России доля заработной платы в 2011 г. составляла более 67%, а для наемных работников эта доля еще выше.
Показатели качества жизни характеризуют отдельные компоненты уровня жизни как с количественной, так и с качественной стороны, однако преобладают количественные показатели.
Понимание качества жизни как уровня развития и степени удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей позволяет рассматривать качество жизни как функцию и итог жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях. Отсюда измерение этого потенциала является одновременно и оценкой качества жизни, общепризнанной при этом является методика, разработанная специалистами Организации Объединенных Наций (ООН).
Одним из интегральных индикаторов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала.
В основе отбора составляющих его показателей находится определение базовых возможностей, которыми люди должны располагать для участия в жизни общества: возможность продолжительной и здоровой жизни, возможность и способность получать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня и качества жизни.
Концепция ООН основывается на том, что человеку не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения удовлетворяющей его достойной жизни. Вместе с тем она придает огромное значение экономическому росту, подчеркивая при этом необходимость тесной связи этого роста с развитием человека.
Индекс развития человеческого потенциала состоит из трех компонентов: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования и уровня дохода, измеряемого ООН по величине валового продукта на душу населения. Каждый из них представляет собой результат взаимодействия множества показателей социально-экономического развития и обладает собственной качественной характеристикой.
Индекс валового внутреннего продукта (ИВВП) показывает экономическую результативность деятельности людей, индекс ожидаемой продолжительности жизни (ИПЖ) - состояние физического, социального и психического здоровья населения, индекс образования (ИО) - социокультурный и профессиональный потенциал населения.
Общий индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая величина этих трех индексов:
ИПЖ определяется как отношение разности между ожидаемой продолжительностью жизни за вычетом 25 лет к разнице между условным максимальным (85 лет) и минимальным (25 лет) возрастом:
Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ПЖ) представляет собой число лет, которые в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен показатель.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - результирующий показатель системы национальных счетов, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики для конечного потребления, накопления и экспорта. В рамках системы национальных счетов ВВП оценивается более чем в 150 странах мира. Минимальное и максимальное значения ВВП на душу населения для расчета ИВВП приняты в 100 и 40000 долларов США:
Образование представляет собой один из ведущих факторов формирования потребностей и интересов человека, реализация которых во многом определяет его качество жизни. В современных условиях, когда объем знаний увеличивается фактически каждые 5-8 лет, значимость образования растет. Высокий уровень развития системы образования и эффективное использование образовательного потенциала населения в наиболее развитых странах мира обеспечивают до 40% прироста валового национального продукта.
При расчете ИО учитываются две составляющие: доля учащихся, посещающих все ступени обучения, в возрасте от 6 до 24 лет (ИП) и доля грамотности среди всего населения в возрасте старше 15 лет (ИГ). Индекс образования рассчитывается по формуле
Специалисты ООН проводят ежегодную оценку потенциала населения практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю.
В зависимости от величины ИРЧП ООН разделяет государства мира на три группы. Индекс более 0,800 характеризует страны с высоким уровнем развития, от 0,500 до 0,799 - со средним и менее 0,499 - с низким уровнем развития.
Вместе с тем этих трех очень важных показателей, составляющих ИРЧП, явно недостаточно для разработки практических мер по повышению качества жизни населения. Когда речь вдет не о межстрановых сопоставлениях, а об отдельно взятой стране, то для анализа используется гораздо больше показателей.
К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум.
Продовольственная корзина - это набор продуктов питания на месяц для одного человека, составленный на основе минимальных норм потребления, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.
Потребительская корзина - набор товаров и услуг, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Прожиточный минимум - минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в определенной стране. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Структура величины прожиточного минимума на конец 2012 г. показана в табл. 5 и на рис. 10.
Таблица 5
Величина прожиточного минимума за II квартал 2012 г. в Российской Федерации, руб./мес.
Показатель |
Социально-демографические группы населения |
|||
все население |
трудоспособное население |
пенсионеры |
Дети |
|
Величина прожиточного минимума, в том числе: |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
стоимость потребительской корзины, из нее: |
5927 |
6166 |
5020 |
6146 |
минимальный набор продуктов питания; |
2374 |
2434 |
2102 |
2480 |
минимальный набор непродовольственных товаров; |
1026 |
991 |
909 |
1276 |
минимальный набор услуг; |
2527 |
2741 |
2009 |
2390 |
расходы по обязательным платежам и сборам |
458 |
747 |
_2 |
__ |
Рис. 10. Структура величины прожиточного минимума по группам населения во II квартале 2012 г.
Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации представлены в табл. 6.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятию "социальная политика".
2. В чем состоят социальные и экономические функции правового государства в рыночных условиях?
3. Дайте определение понятию "социальная экономика".
4. Назовите принципы социальной экономики.
5. Дайте определение понятию "экономика социальной работы".
Таблица 6
Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации
Показатель |
2000 |
2009 |
2010 |
2011 |
Денежные доходы населения, млрд руб. |
3983,9 |
28 708,4 |
32 099,7 |
35 192,6 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес. |
228,1 |
17 008,6 |
18 887,1 |
20 700,7 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения к предыдущему году, % |
109,1 |
103,1 |
105,1 |
100,8* |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без выплат социального характера), руб. |
2223,4 |
18637,5 |
20952,2 |
23 693* |
Реальна начисленная заработная плата, к предыдущему году, % |
120,9 |
96,5 |
105,2 |
104,2 |
Средний размер назначенных пенсий (на конец года; 2010, 2011 гг. - на 1 января следующего года; 2000 г. с учетом компенсационных выплат), руб. |
823,4 |
6177,4 |
7593,9 |
8272,7 |
Реальный размер назначенных пенсий к предыдущему году, % |
131,4 |
124,9 |
112,2 |
104,6 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб./мес.: все население, |
1210 |
5153 |
5688 |
6369 |
в том числе: трудоспособное население; |
1320 |
5572 |
6138 |
6878* |
пенсионеры; |
909 |
4100 |
4521 |
5032* |
дети |
1208 |
4930 |
5489 |
6157* |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума млн чел. |
42,3 |
18,2 |
17,9 |
18,1* |
от общей численности населения, %; |
29 |
13,0 |
12,6 |
12,8* |
к предыдущему году, % |
101,7 |
96,8 |
98,4 |
101,1* |
Соотношение с величиной прожиточного минимума", % среднедушевых денежных доходов; |
188,5 |
330,1 |
332,1 |
325,0* |
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы; |
168,4 |
334,5 |
341,4 |
344,5* |
среднего размера назначенных пенсий |
90,6 |
150,7 |
168,0 |
164,4* |
Дефицит денежного дохода населения в год, млрд руб.; |
199,2 |
352,1 |
379,8 |
426,9* |
от общего объема денежных доходов населения, % |
5,0 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Примечание. Звездочкой отмечены предварительные данные.
1. Какова роль в социальном обслуживании социальных служб?
2. Какая ситуация является основанием для предоставления гражданину социального обслуживания?
3. Назовите виды социального обслуживания.
4. Расскажите об общественных потребностях.
5. Каковы средства и методы формирования потребностей?
6. Дайте определение понятию "уровень жизни".
7. Дайте определение понятию "качество жизни".
8. Расскажите о структуре величины прожиточного минимума в Российской Федерации.
9. Дайте определение понятию "потребительская корзина".
Дайте определение понятию "продовольственная корзина".