Экономические отношения "потребности - производство"
Исследования процессов жизни общества по оценкам состояния хозяйственной деятельности и перспективам с позиции объявленных целей и достигнутых результатов включают в себя рассмотрение круга хозяйственных проблем. Начальной и важной среди них является удовлетворение потребностей, что практически всецело зависит от факта наличия или доступности объекта, который единственный может предоставить эту возможность.
Экономический подход уникален по своей мощи, потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения.
Пример
Голодные спазмы в желудке можно снять, только сытно поев, и от жажды можно избавиться, только напившись воды. Ни то ни другое не удастся утолить слушая музыку или изучая астрономию.
Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития как вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта (пищи, орудия труда, жилища, собеседника, партнера), который служит источником различных форм активности в зависимости от ситуационных факторов. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие, что позволяет утверждать, что они, в общем, безграничны.
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага — все, что окружает его в повседневной жизни, придавая силы и доставляя удовольствие. Степень же удовлетворения определенных потребностей (материальных и духовных) человека называют благосостоянием.
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт и производство (как совокупность связей и отношений). Удовлетворению духовных потребностей (стремления к общению, к самосовершенствованию и самореализации, к популярности, к господству над другими людьми, лидерству, познанию смысла своего существования) — социальная среда.
Поскольку процесс удовлетворения потребностей есть целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Это позволяет ей соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным ОГЛАВЛЕНИЕм, отыскивая средства овладения целью как объектом.
В самом общем виде потребность можно определить как отражение в сознании человека необходимости получения чего-то жизненно важного, побуждающего его к активной целенаправленной деятельности. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости [3]. А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
Иерархическая модель потребностей человека, представляющая собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу, называется пирамидой потребностей Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей (рис. 1.2).
Для удовлетворения своих потребностей люди использовали вначале только то, что могла им дать дикая природа — даровые блага: воздух, воду, солнечную энергию, землю, растительный и животный мир.
С ростом потребностей возникла необходимость научиться добывать блага, объем которых может быть увеличен только в результате производственного процесса — блага техногенные, экономические, т.е. товары и услуги. Для производства жизненных благ люди используют природные ресурсы, свой труд и специальные приспособления (производственные технологии). Постоянно совершенствуя способы использования экономических ресурсов, люди в основу своей хозяйственной деятельности положили два важнейших элемента: технологическую специализацию и торговый обмен. Иногда приходится перераспределять жизненные блага тем или иным способом.
Рис. 1.2. Пирамида потребностей А. Маслоу
Благодаря специализации труда произошел переход от случайного и нерегулярного получения благ к целенаправленному обеспечению благосостояния, от самообеспечения, от натурального хозяйства к получению благ, изготовленных другими людьми, через торговый обмен. В результате люди стали заниматься обменом не от случая к случаю, а целенаправленно: сделали его основой своей жизни.
С этого момента в жизни людей проявились тенденции к разнообразию потребностей и поиску решений по их полному удовлетворению. Постепенно и целенаправленно укреплялось осознание связи между потребностями и уровнем развития производства как возможности предложить новые товары и услуги. Эти связи можно представить следующим образом.
1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы потенциальных потребителей.
Пример
Если в стране не произведено нужного количества благ (зерна, бытовой техники, автомобилей), то потребности населения не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей ограничивается возможностями получать их извне.
2. Переход производства на новый уровень достижений научно-технического прогресса обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности.
Пример
Выпуск и поступление в продаж)' видеомагнитофонов и персональных компьютеров не только вызывает желание их приобрести, но меняет потребность получать информацию по месту и времени.
3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и услуг, тем самым обусловливая иную бытовую и рабочую культуру.
Пример
Первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, поджаренным на костре, которое он руками разрывал на части. Нашему современнику для приготовления жаркого из того же куска мяса требуется газовая либо электрическая плита или гриль и столовые приборы.
4. Потребности сами оказывают воздействие на производственную деятельность как предпосылка изменения номенклатуры товарной продукции и направлений созидательной деятельности.
Пример
Маркетинговые исследования позволяют заранее намечать производство товарной продукции с учетом интересов и запросов потенциальных потребностей.
Работники швейных фабрик стремятся заранее узнать о новинках одежды, разработанных в домах моды с учетом нового уровня потребностей. Работники зрелищных организаций стремятся угодить вкусам публики, а работники издательств — вкусам читателей. Образовательные учреждения вынуждены перестраивать учебные программы в направлении подготовки специалистов, востребованных производственными структурами. Меняются и сами производства, и их организационные формы.
Изучение взаимодействия производства и потребностей позволяет понять место и роль новых нужд людей (производителей и потребителей) в кругообороте жизненных благ.
В мировой экономике отмечают три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения — с другой.
1. Долгосрочный период упадка производства в стране ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей наподобие спиралевидному движению по конусу, как можно наблюдать в воронке водоворота.
2. Выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.
3. Одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления, что признается предпочтительным для страны. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали. Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.
Осознание взаимозависимости потребности и производства как разных сторон общественного бытия ведет к современному пониманию системной природы общества, его структурно-функциональной дифференциации.
Понятие "системные функции" основывается па представлении всего человеческого общества как объемлющего социального целого. Земное и воздушное пространство стремительно теряет способность к делимости по каким-либо (государственным, национальным, экономическим) границам. Все чаще решения о создании нового производства (атомного, химического), использовании территориально обусловленных природных ресурсов (морского промысла), об отводе земель или регулировании речного стока (транспортного строительства, водохранилищ) оборачиваются острыми межрегиональными или межгосударственными конфликтами, подрывающими устойчивость миропорядка, основанного на принципе суверенности. Главное при анализе этих функций состоит в том, что любая из них несет в себе отпечатки других, которые воспринимаются в ней как ее аспекты.
Роль и специфика хозяйственной деятельности в жизни общества наиболее полно выражается в концепции системной функции, позволяющей давать экономическую оценку хозяйствующих субъектов разного организационного уровня — индивидуумам, организационно-технологическим конструкциям коллективного действия и народному хозяйству в целом. Тем самым системная функция, выражая вклад всей экономической общественной конструкции в жизнедеятельности общества, позволяет оценивать ее на всех структурных уровнях:
• уровне домашнего хозяйства — наноуровне;
• предприятия, фирмы или учреждения — микроуровне;
• хозяйственной деятельности государства — макроуровне;
• мирохозяйственной системы — геоэкономическом уровне.
Для каждого из них характерны типы социальных образований от семьи до коллективов, разнообразных по численности и назначению, в сформировавшихся конгломератах промышленных и селитебных территорий и осваивающих новые пространства Земли и космоса.
В статистике часто информацию о хозяйственной деятельности агрегируют по общему для группы технологическому принципу макроотрасли — сельское хозяйство, строительство, добывающая или обрабатывающая промышленность, транспорт, связь, финансы, образование. Хотя каждая из них соответствует набору практически неизменных базовых видов деятельности общества, с течением времени внутри происходят перемены — смена технологий и типов производимой продукции.
На языке эволюционной экономики изменения на различных стадиях технического и технологического развития создают новые элементы генотипа макроотраслей, которые оказывают подчас существенное влияние на долю вклада в валовой продукт. Каждая из комбинаций представляет единичный способ соединения производительных сил, с помощью которого создается единичный продукт. Тогда можно согласиться с Й. Шумпетером [4], представлявшим экономику как специфический мир комбинаций. Он один из первых сделал попытку объединить экономический рост и техническое развитие.
В этом отношении представляет интерес сформулированная гипотеза о развитии макроуровня как эволюционной системы, в которой имитирующими прогрессивные изменения, формирующими новые комбинации, являются макроэкономические подсистемы — макрогенерации. Макрогенерацию можно представить совокупностью бизнесов, которая создана примерно в одно время, на базе одних технологических и экономических парадигм поколением менеджеров, подходящих друг к другу не столько по возрасту, сколько по взглядам на вещи.
Эволюция макрогенераций может быть представлена экономико-математической моделью, состоящей из системы нелинейных дифференциальных уравнений (появления, жизни, гибели) и уравнения связи суммы годовых продуктов макрогенераций с общим объемом ВНП. Периодически повторяющееся массовое появление новых комбинаций составляет сущность повой макрогенерации и обусловливает фазу очередного экономического подъема в стране, что оценивается годовым приростом ВНП. Степень близости расчетных и фактических темпов роста ВНП оценивается статистическим критерием.
Достижение максимума происходит очень быстро, от 2 до 7 лет, тогда как процесс угасания длится десятилетиями. В этой ситуации об эволюционном характере развития экономики на макроуровне можно говорить не как о гипотезе, а как о реальном процессе, который в силу его сложности пока что недостаточно изучен.
Поэтому естественно в исследованиях экономических процессов ориентироваться на закономерности научно-технического прогресса как на базу динамичности и новизны. К таким исследованиям относят теоретические работы Н. Кондратьева по проблемам длинных волн, концепции К. Фримена о смене технико-экономических парадигм и С. Глазьева об эволюции технологических укладов. Б. Твисс утверждал: "Технологическое развитие включает в себя наряду с частичными и малозначительными нововведениями также масштабные изменения в технике и технологии, связанные с крупными кластерами инноваций" [5].
В экономической литературе рассматривается две пары родственных понятий: потребности и платежеспособный спрос, возможности производства и предложение. Они образуют две нары взаимодействий: "платежеспособном спрос—предложение" и "потребности—возможности производства".
Первое протекает в пространстве текущих цен на фоне конкретных значений уровня доходов. Поскольку объем покупок равен объему продаж, говорят об уравновешивании предложений платежеспособным спросом.
Второе формируется в пространстве не текущих цен, а потребительных стоимостей. Поскольку потребности выражают отношение (интересы) людей к потребительским свойствам конкретных продуктов и услуг, строго говоря, они не зависят от цен. Потребности констатируют, какое количество и каких товаров или услуг желает приобрести потребитель исходя прежде всего из предпочтительных характеристик, а не из стоимости. Потребности по своему смыслу, как правило, опережают возможности предоставить их одновременно всем. Запаздывание производства относительно меняющихся (развивающихся) потребностей порождает неравновесные процессы в экономике. Поскольку потребительные стоимости не характеризуются собственной мерой, используют сопоставимые цепы.
Следовательно, в фазе подъема макрогенерации потребности выше возможности производства, а в фазе затухания — наоборот. Неравновесный процесс между потребностями и возможностями производства представляет собой перманентно существующую созидательную силу, способствующую росту экономики, повышению эффективности технологических и организационно-управленческих операций жизнедеятельности.
Неравновесные процессы между потребностями и возможностями оказывают заметное влияние на формирование текущих цен. Это, в свою очередь, позволяет балансировать совокупный платежеспособный спрос (ВПП в текущих ценах) с совокупным предложением (суммой продуктов п услуг макрогенераций в текущих ценах). Не отрицая, что равновесие между платежеспособным спросом и предложением достигается за счет изменений в системе текущих цен, можно констатировать, что сами текущие цены зависят от неравновесных процессов между потребностями и возможностями производства. При этом ведущая роль принадлежит неравновесным процессам, действующим в пространстве потребительных стоимостей и выражающим предпочтения общества в области продуктов, услуг, технологий, способов организации производства. Ныне можно говорить о смене позиций в устоявшихся парах взаимосвязей "платежеспособный спрос — возможности производства" и "потребности — предложение".
Неравновесные процессы, действующие в фазе подъема новой макрогенерации (потребности больше возможностей), проявляются в росте цен, что является важным фактором максимизации прибыли новаторов. Разумеется, любой предприниматель, приступая к производству того или иного товара или услуги, мечтает о том, чтобы как можно больше людей желали купить его, т.е. он мечтает о неравновесии. Другое дело, если предприниматель входит в состав деградирующей макрогенерации (потребности резко уменьшаются относительно возможностей производства), тогда целью такого предпринимателя становится не максимизация прибыли, а выживание, т.е. предпочтительно равновесие. Поскольку же в действительности одни макрогенерации растут, а другие в то же самое время деградируют, то фактически цели выживания и максимизации прибыли существуют одновременно.
Рассматривая конкурентные перспективы макрогенерации, уделяют внимание кластерному анализу. В книге "Конкуренция" профессора Гарвардской школы М. Портера, которого считают основоположником кластерной теории, "кластеры" определены как организационная форма консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики.
По этимологии слова можно судить, что кластер (от англ. cluster — кисть, пучок, гроздь, куст, скопление) — это скопление однотипных объектов. В хозяйственной деятельности это можно представить расположенной на определенной территории группой взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определенной сфере. Самое простое определение кластера — промышленная группа компаний, которые объединяют территориальное соседство и общность деятельность.
Данное определение не выходит за рамки здравого смысла и не несет в себе элементов научной новизны. Но оно позволяет по-новому оценить значение того, что конкурентоспособность компании определяется не только ее качественными характеристиками, но конкурентоспособностью ее экономического окружения.
Пример
Нефтяной кластер — группа предприятий, которые представлены разведочными и эксплуатационными скважинами, комплексами по переработке сырой нефти, поставщиками оборудования и услуг, маркетинговыми и транспортными компаниями, научными подразделениями, учебными заведениями.
Перспективы развития многих базисных отраслей предопределяются уровнем освоения достижений НТР и новыми условиями, сложившимися под воздействием структурных кризисов и растущего загрязнения окружающей среды. Например, для дальнейшего развития электроники нужны сверхчистые материалы, многие из которых могут быть получены только в условиях космоса, что и создает на современном этапе определенные границы для развития отрасли. В обстановке переплетения циклических и структурных кризисов появилась настоятельная необходимость в перестройке национальных экономик на основе энерго- и материалосберегающих технологий, широкого применения компьютерных и безотходных технологий, производства оборудования для защиты окружающей среды, новейших электронных средств связи, информационных и аэрокосмических систем, а также биоинжиниринга.