Экономические нормы в Новом Завете
Иисус Христос учил о Царствии не от мира сего, о "сокровищах на небесах". Но уверовавшие в Него оставались в мире сем с текущими заботами о хлебе насущном, о "безопасности имения" и прочих материальных ценностях. Превращение христианской церкви в силу, мощную не только духовно, но организационно, привело к неизбежным разноречиям в толкованиях Нового Завета, к столкновениям между брожением социальных низов и интересами установившейся иерархии.
Не раз было сказано Им "не можете служить Богу и маммоне" (Мф. 6: 24; Лк. 16: 13)', бесплодно слово Божие для тех, кто обольщается богатством и наслаждениями (Мф. 13: 22; Мк. 4: 19; Лк. 8: 14). Были записаны история об изгнании скототорговцев и менял из храма (Мф. 21: 12; Ин. 2: 14-16), назидание о том, что легче верблюду (канату?)2 пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное (Лк. 18: 25), предостережение "берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от его имения" (Лк. 12: 15).
Апостол Павел, внесший своей миссионерской деятельностью решающий вклад в перерастание христианства из секты в мировую религию спасения, внушал последователям: "Имея пропитание и одежду, будь доволен тем". Желающие разбогатеть попадают в сеть безрассудных и пагубных похотей и бедствий, ибо корень всех зол - сребролюбие, источник многих скорбей и уклонение от веры (1-е послание к Тимофею 6: 9-10).
Стать непосредственным учеником Христа мог только тот, кто "отрешится от всего, что имеет" (Лк 14: 33). Вступавшие в первоначальную христианскую общину продавали земли и дома, приносили пену проданного и "полагали к ногам апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду" (Деяния святых апостолов 4: 34, 35). Изобличенные апостолом Петром за утайку части вырученной суммы от продажи своего имения, от позора испустили дух Анания и жена его Сапфира (Деяния 5: 1 - 10).
"Антихрематистика" Отцов церкви
Обобществление имущества в апостольской общине и многократные евангельские призывы раздавать милостыню определили направление христианского вероучения, которое, пользуясь термином Аристотеля, можно назвать антихрематистическим. Оно ярко проявилось в сочинениях Отцов церкви, сформировавших христианский канон и догматику, -
Тертуллиана (ок. 165-240), Амвросия Медиоланского (ок. 340-397) на латинском западе, Иоанна Златоуста (ок. 347-407) и "великих каппадокийцев" на греческом востоке.
Тертуллиан был категоричен в том, что Царствие Божие - удел не богатых, но бедных, и следует "презирать деньги". Вселенские святители-сподвижники родом из малоазийской Каппадокии - Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский - порицали причины отчуждения людей друг от друга: "неровность кичения в общественной жизни", "различные наименования званий" и право наследования. "Кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним", - писал Василий Великий, обвиняя тех, кто умножает свое богатство среди окружающей его нищеты и дожидается голода, чтобы открыть свои амбары. Григорий Назианзин считал, что поскольку всякий христианин только "раздаятель" принадлежащего Богу как собственнику всего, уместно отказаться от имущества.
Особую позицию среди раннехристианских богословов занимал Климент Александрийский (ок. 150-213). Он разъяснял, что не бедность ради нее самой благословляет Господь, а лишь ту, что пренебрегает мирскими сокровищами и почестями из-за любви к правде; и не богатство само по себе плохо, а чрезмерное сосредоточение на нем. "Доброе здравие и обладание всеми вещами, которые необходимы для поддержания телесной жизни, развивают в душе свободу и независимость, если только она разумно пользуется земными благами". Своей аргументацией в пользу образа жизни, свободного от крайностей "роскоши и скряжничества", Климент повторял учение Аристотеля о добродетельной середине.