Экономические интересы России
Основным официальным документом, определяющим стратегические экономические интересы России на современном этапе, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (КДР-2020), разработанная в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г., и утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. КДР-2020 известна также как "Стратегия-2020".
Цель разработки КДР-2020 – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Основой долгосрочного развития согласно КДР-2020 является переход на инновационный тип развития.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
• основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
• стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
• формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
• цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
• цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
• параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
КДР-2020 состоит из восьми разделов.
Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
Данный раздел подводит итоги экономического развития России 1990–2000-х гг., определяет вызовы предстоящего долгосрочного периода и стратегические целевые ориентиры, где базовым является то, что в 2015–2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по ППС).
Помимо этого основными целевыми ориентирами выступают:
– высокие стандарты благосостояния человека;
– социальное благополучие и согласие;
– экономика лидерства и инноваций;
– сбалансированное пространственное развитие;
– экономика, конкурентоспособная на мировом уровне;
– институты экономической свободы и справедливости;
– безопасность граждан и общества.
Этапы инновационного развития
Согласно КДР-2020 инновационное развитие российской экономики в 2008–2020 гг. будет проходить в два этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства. В результате это должно обеспечить выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4–106,5% в год.
Первый этап (2008–2012 гг.) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают следующее:
– развитие человеческого потенциала;
– создание высококонкурентной институциональной среды;
– обеспечение структурной диверсификации и инновационного развития;
– расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях;
– укрепление внешнеэкономических позиций России и др.
На первом этапе к 2012 г. должны были быть достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (по отношению к 2007 г.):
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни – 2,5 года;
– рост валового внутреннего продукта – 137–138%;
– рост производительности труда – 140–141%;
– снижение энергоемкости валового внутреннего продукта – 81–83%;
– рост реальных располагаемых доходов населения – 153-154%;
– рост инвестиций в основной капитал – 180–185%;
– расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) – 1,4-1,6% валового внутреннего продукта;
– расходы на образование (частные и государственные расходы) – 5,5-5,7% валового внутреннего продукта;
– расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) – 5,2-5,4% валового внутреннего продукта.
Однако, опираясь на официальные данные Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат), можно уже сейчас сказать, что далеко не все запланированные целевые значения были достигнуты.
Так, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась более чем на плановые 2,5 года, а, например, рост инвестиций в основной капитал не составил и половины от запланированной величины, расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) в среднем за период составили 1,14% валового внутреннего продукта, максимальное значение – 1,25%.
Второй этап (2013–2020 гг.) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе аналогичны приоритетам, озвученным на первом этапе, с тем отличием, что здесь приоритеты более масштабны и направлены на укрепление полученных достижений, например снижение инфляции до 3–3,5% в год; интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса; превращение России в один из мировых финансовых центров; превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту и др.
На втором этапе согласно КДР-2020 будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 г. по отношению к 2012 г.):
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни – 2 года;
– рост валового внутреннего продукта – 164–166%;
– рост производительности труда – 171–178%;
– снижение энергоемкости валового внутреннего продукта – 70–75%;
– рост реальных располагаемых доходов населения – 164-172%;
– рост инвестиций в основной капитал – 215–223%;
– расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) – 3% валового внутреннего продукта;
– расходы на образование (частные и государственные расходы) – 6,5–7% валового внутреннего продукта;
– расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) – 6,7–7% валового внутреннего продукта.
Развитие после 2020 г. будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
За пределами 2020 г. согласно КДР-2020 накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные секторы экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 г. валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 г. в 3,8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности – достичь 51 тыс. долл. (в ценах 2005 г .).
Однако, наблюдая последние изменения в структуре и темпах развития мировой экономики, можно обоснованно заявить, что такие целевые параметры фактически недостижимы, так что в ближайшее время Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, скорее всего, будет пересмотрена и актуализирована.