Экономические аспекты социальной защиты населения
Составной частью социально-экономической политики государства является система социальной защиты населения, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп.
Система социальной защиты обеспечивает индивиду, социальной группе, населению в целом комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками. Основным социальным риском является утрата или отсутствие изначально основного источника дохода в силу ограниченных возможностей, возникающих у человека по состоянию здоровья (например, граждане преклонного возраста, беременные женщины, лица с временной и стойкой утратой трудоспособности) или в связи с социальными обстоятельствами (например, осужденные, беженцы, переселенцы, безработные, мигранты и т. д.).
В мире сложилось две основные модели социальной защиты населения:
- с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления социально-экономическими процессами;
- с минимизированной степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы и координирующей ролью государства в отношении частных инициатив в области удовлетворения социально значимых потребностей человека и социальной защиты личности.
В этом свете формируются соответствующие подходы к социально-защитительной практике:
- приоритетно государственный, опирающийся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (он предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и избирательное предоставление им мер социальной поддержки);
- личностно-инициативный, базирующийся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (этот подход ориентирован на распределение по труду и включает частное социальное страхование).
Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите, - одновременно и субъект, и объект социальной защиты. Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений (образования, здравоохранения, социальной защиты, др.).
Действующая система социальной защиты в Российской Федерации базируется на следующих принципах:
- поощрительности, суть которого заключается в том, что властными структурами с целью получения общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события либо для поддержания государственно важных решений, организовывается социальная поддержка отдельных социальных групп, категорий, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;
- заявительности, в соответствии с которым меры социальной поддержки и социальная помощь предоставляются нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
- патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее социально и экономически защищенным группам, слоям, категориям населения.
Система социальной защиты населения - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, пред
назначенных для различных категорий населения, направленный на поддержание достойного уровня жизни, базирующийся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к данной категории населения со стороны государства и общества.
Социальная защита отдельных категорий населения включает в себя разнообразные юридические и практические действия в их интересах. В силу этого все мероприятия по социальной защите предполагают адресность социальной деятельности с учетом особенностей той или иной категории.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, а также министерства и ведомства Российской Федерации, к компетенции которых относится социальное обслуживание и социальная помощь населению. Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации государственные учреждения социальной защиты населения могут организовываться в следующих х формах: государственное бюджетное учреждение, государственное автономное учреждение, государственное казенное учреждение.
Бюджетное учреждение может быть создано в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Оно осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с государственным заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета.
Автономные учреждения могут быть созданы в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, но только в случаях, установленных федеральными законами. Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Казенное учреждение представляет собой бюджетное учреждение, лишенное права на получение доходов от приносящей доход деятельности. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.
Социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи.
Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в сложной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Основанием для предоставления гражданину социального обслуживания является сложная жизненная ситуация. Это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.
Каждый гражданин имеет право на бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Виды социального обслуживания:
1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии, гигиены, ухода за детьми, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации и ухода.
2. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставляющих социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, в особых условиях жизнедеятельности соответственно их возрасту и состоянию здоровья.
4. Предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания осуществляется для: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; безнадзорных несовершеннолетних; детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; граждан без определенного места жительства и определенных занятий; граждан, пострадавших от физического и психического насилия; стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; других клиентов социальной службы, нуждающихся в предоставлении временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания для сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению граждан преклонного возраста и инвалидов, а также других нуждающихся лиц, в том числе несовершеннолетних, находящихся в сложной жизненной ситуации. Наряду с пребыванием указанным лицам предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание.
6. Консультативная помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
7. Реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической областях оказываются лицам с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам, несовершеннолетним правонарушителям, другим, нуждающимся в них гражданам.
К учреждениям, оказывающим нестационарное социальное обслуживание, относятся: центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семьям и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; предприятия, оказывающие социальные услуги населению.
Оплата социального обслуживания дифференцирована. Бесплатное социальное обслуживание в государственных социальных службах предоставляется:
- гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
- гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
- несовершеннолетним детям, находящимся в сложной жизненной ситуации.
Правовое регулирование социального обслуживания в России осуществляется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и рядом иных законов, регулирующих социальную помощь инвалидам, ветеранам и другим категориям граждан. В развитие указанных законов приняты подзаконные акты, определяющие конкретные перечни гарантированных государством социальных услуг и порядок их предоставления, а также регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания различных организационных форм и форм собственности.
Социальное обеспечение - государственная система материального обеспечения и социального обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми. Оно имеет значение не только для указанных категорий, но и для трудоспособного населения, так как создает надежную базу для жизнедеятельности в старости, в случаях наступления временной или стойкой нетрудоспособности и др.
Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в действующем законодательстве, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Социальное пособие - денежная выплата целевого назначения, предоставляемая по определенным основаниям.
Социальная доплата к пенсии - предоставление пенсионеру денежной суммы к пенсии с учетом мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ, в котором он проживает.
Субсидии - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Социальная услуга индивиду - это действие другого лица, направленное на удовлетворение социальных потребностей индивида, обусловленных ограничением его жизнедеятельности по состоянию здоровья и/или социальным обстоятельствам.
В состав набора социальных услуг включаются:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний;
3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Социальная поддержка населения - система мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Реализация государственной политики социальной поддержки населения в отношении определенных законодательством категорий граждан осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Это положение действующего законодательства определяет то, что, данная политика организационно и финансово трехуровневая. При этом следует отметить, что, несмотря на реализацию мер социальной поддержки на основе многоканальной ресурсной обеспеченности, она для конкретного лица зависит от его категориальной принадлежности по расходным обязательствам: федерального или регионального уровня. В этом свете важной становится роль органов местного самоуправления, которые непосредственно реализуют меры социальной поддержки применительно к конкретным гражданам и напрямую отвечают перед гражданами по всему комплексу проблем, связанных с государственной политикой социальной поддержки.
Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджет других находящихся в государственной собственности источников финансирования (внебюджетные фонды).
Путем корректировки доходных или расходных статей бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты, устанавливают заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, а также размеры социальных пособий, пенсий и т. д.
Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения. Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан.
Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетное государственное регулирование. В соответствии с приоритетами социальной политики и действующими социальными программами государство предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов и услуг.
Социальные выплаты и услуги дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильца или работы и т. д. Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов.
Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваются периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат зависит от законодательно установленного минимума душевого дохода или заработной платы. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной поддержкой.
Таким образом, материальная база социальной защиты создается за счет государственного перераспределения доходов, она зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет.
Уровень развития социально ориентированной рыночной экономики оказывает существенное влияние на формирование материальной основы социальной защиты населения и системы социальной работы.