Лекция 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАРЛА МАРКСА
Изучив эту главу, вы будете знать:
• условия и исторические причины появления экономической теории К. Маркса;
• особенности методологии К. Маркса при исследовании экономических проблем;
• основные положения экономической теории марксизма;
• смысл трудовой теории стоимости, разработанной К. Марксом;
• значение марксизма для развития современной экономической науки.
Основные понятия: "Капитал", материалистическое понимание истории, способ производства, трудовая теория стоимости, конкретный труд, абстрактный труд, простой труд, сложный труд, рабочая сила, стоимость рабочей силы, основной капитал, оборотный капитал, постоянный капитал, переменный капитал, органическое строение капитала, абсолютная прибавочная стоимость, относительная прибавочная стоимость, норма прибыли, номинальная заработная плата, реальная заработная плата, кризис перепроизводства, теория прибавочной стоимости и теория общественного воспроизводства, прибыль, средняя норма прибыли.
Характеристика эпохи
Формирование марксистской теории происходило в условиях завершения промышленного переворота и развития машинного производства в странах Западной Европы.
Утверждение фабричной системы, массовое строительство железных дорог в европейских странах вызвали бурный хозяйственный подъем 1850–1870-х гг., в результате которого произошли глубокие структурные сдвиги в экономике, что выразилось, прежде всего, в коренных изменениях межотраслевых пропорций.
В результате промышленной революции и последовавшего за ней промышленного подъема в европейских странах сформировался динамично развивавшийся комплекс ресурсопотребляющих отраслей. Лидерство по темпам прироста продукции перешло от легкой к тяжелой промышленности. Среди ее отраслей наиболее интенсивно развивалось машиностроение, производство стали, судостроение, добывающий сектор. Причем, экспорт различных машин, металла, каменного угля возрастал опережающими темпами по сравнению с увеличением их производства. Экспортная ориентация отраслей тяжелой промышленности определялась ростом спроса на ее продукцию.
Громадное значение для развития всех отраслей промышленности имела техническая революция в средствах транспорта. Успехи железнодорожного транспорта определяли характер хозяйственного развития, стимулировали рост внутренней и внешней торговли, увеличение потребности в металле, тем самым способствовали развитию соответствующих отраслей промышленности. В результате ускорилась индустриализация ряда стран.
Широкомасштабное строительство железных дорог, развитие парового судоходства стимулировали вовлечение в рыночный оборот во все возрастающем объеме разнообразных ресурсов: материальных (земля, сырье, инвестиционные ресурсы); людских (труд и предпринимательская активность) и финансовых.
Развитие капитализма в XIX в. привело в Европе и США к росту крупных городов как центров промышленности. В городах, с их огромными по тем временам фабриками и заводами, начали сосредоточиваться значительные массы наемных работников.
Социальным итогом промышленной революции явилось окончательное формирование в ряде европейских стран двух основных классов капиталистического общества - промышленной буржуазии и фабрично-заводского пролетариата, численность которого постоянно росла. Социальное и материальное положение рабочего класса было тяжелым. Не случайно с начала XIX в. в европейских странах наблюдался рост политического противостояния, расширение классовой борьбы пролетариата за политические и социальные права. Обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией особенно ярко проявилось в ходе революционных событий 1848–1849 гг., прокатившихся по Европе, в революции 1871 г. во Франции.