Экономическая роль государства: экономическая и социальная политика
В централизованных государствах со слабым развитием факторов производства роль государства в экономике всегда является повышенной, и Испания не была исключением. Жесткое давление королевской власти и ее бюрократии на протяжении четырех столетий обусловило крайне медленное развитие капиталистической фирмы как институциональной единицы; средневековое ремесленничество, кое-как приспосабливающееся к новым реалиям времени, было основой испанской экономики еще в начале XX в. Все регулировалось, направлялось или запрещалось королевским чиновничеством. Государственный сектор в период диктатуры Франко был сравнительно небольшим, но жестко централизованным. Он включал в себя военно-промышленный комплекс, довольно крупные предприятия в области добычи и переработки железорудного сырья, ряд машиностроительных предприятий гражданского назначения, торговые компании и почти всю банковскую систему. Многие из этих предприятий в начале 1980-х гг. были приватизированы. Все социальные отрасли: здравоохранение, образование, культура, наука, учреждения по оказанию помощи нуждающимся членам общества были развиты крайне слабо, хотя в рамках концепции патерналистского (этатистского) государства Франко они должны были быть объектом первостепенного внимания. Отметим, что эта сфера и сегодня в Испании остается одной из наименее развитых среди членов ЕС-15.
В такой сложной обстановке новым демократическим властям Испании приходилось решительно изменить всю экономическую, технологическую и социальную среду, вывести страну на реальный путь прогресса. Общие направления такого развития, в соответствии с программами демократического правительства (с конца 1970-х гг.), предполагали следующие элементы модернизации:
o вовлечение всего общества на путь демократического развития страны (пакт Монклоа), объединение всех прогрессивных общественных сил, всей энергии народа на этом пути;
o энергичное и всестороннее использование возможностей государства в деле экономического, социального, политического и культурного возрождения Испании;
o помощь со стороны Объединенной Европы (ЕЭС - ЕС) через вступление в состав этой организации.
В этой сложнейшей обстановке правительству необходимо было прежде всего создать основы для дальнейшего экономического роста, поскольку это был единственный путь для решения главной проблемы того периода - высокой безработицы. Было очевидно, что этого можно добиться только в том случае, если экономическая система будет стабилизирована и коренным образом модернизирована. Соответственно, основными задачами правительства в конце 1970-х гг. были провозглашены следующие: а) реструктуризация государственных компаний; б) сбалансирование бюджета; в) обеспечение фондов социального обеспечения; г) децентрализация государственных доходов и расходов через вовлечение провинций в реализацию общей экономической политики.
Устойчивый экономический подъем в Испании начался в 1985 г., когда дефицит государственного бюджета составил 7% ВВП (снизившись за 10 лет с 11% ВВП). В правительстве исходили из того, что в развитии экономики понадобится определенный "переходный период" (1978-1984 гг.), прежде чем экономический рост приобретет устойчивую динамику. Этот уровень дефицита был в тот период оправдан необходимостью финансирования государственных расходов, направляемых главным образом на трансферты юридическим и физическим лицам. Но был взят обоснованный курс на его существенное сокращение, это требовала и политика ЕЭС еще до Маастрихта (1992 г.). Эта цель была достигнута в 1989 г., когда дефицит сократился до 2,8% ВВП.
Основной причиной такого успеха явился подъем экономики, благодаря которому расходы, связанные с реструктуризацией экономики (субсидии и льготы), значительно сократились, а налоговые поступления увеличились; подъем происходил на всем протяжении десятилетия 1980-х гг. Спад в начале 1990-х гг. в результате мирового кризиса привел к новому повышению дефицита государственного бюджета - он составил в 1993 г. 7,5% ВВП. Это чрезмерно высокий уровень бюджетного дефицита явился причиной того, что Испания не стала членом еврозоны в 1992 г., как это было запланировано графиком Брюсселя, так как не соответствовала одному из главных критериев Маастрихта - удержанию дефицита на уровне до 3% ВВП. Это условие Испания смогла выполнить к концу 1990-х гг., добившись постепенного снижения показателя дефицита государственного бюджета, тогда она и была принята в еврозону. По уже в 2004 г. дефицит вновь был на уровне 4,5% ВВП; в 2004-2008 гг. испанская экономика развивалась в целом стабильно (рост 3,2%), и дефицит составил до 2,8% ВВП, но начавшийся в 2008 г. мировой кризис (перекинувшийся на Испанию в IV квартале 2008 г.) снова осложнил ситуацию. Бюджетный дефицит в 2009 г. превысил 6,5%, на 2010 г. он запланирован на уровне 6,6% ВВП (на уровне ФРГ); достижение маастрихтских критериев отложено на 2014 г. (в ФРГ - на 2013 г.). При этом острой остается проблема безработицы, которая в 2009-2010 гг. превышала 11%. Одновременно в последние годы нарастают и инфляционные процессы, обнажая слабости как производственной структуры, так и принятых правительством антициклических мер. Проблема осложняется спадом роста производительности труда, в то время как неизбежно растут государственные расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ социальных сфер, в том числе по статье "безработица".