Введение

Предпринимательство по своей природе является инновационным, новаторским. В этом его суть, ОГЛАВЛЕНИЕ и преимущество перед другими видами деятельности.

Видные зарубежные экономисты в своих трудах подчеркивали эти положения.

Гуру менеджмента во всем мире, известный американский экономист Питер Фердинанд Друкер (1909–2006), пишет: "Предприниматель занимается инновационной деятельностью. Инновационная деятельность является особым инструментом предпринимательства. Это действие, придающее имеющимся ресурсам новое качество способствовать приумножению богатства, инновационная деятельность создает ресурсы".

Профессор В. А. Рубе вообще отождествляет понятия "предприниматель" и "новатор". Она пишет: "...личность предпринимателя почти всегда на первом месте, поскольку от него зависит как само появление идеи, так и ее осуществление. Новатора наделяют следующими чертами: настойчивость и упорство, граничащее с одержимостью, оригинальность мышления и незаурядность личности, свобода и отсутствие бюрократических препятствий, – все это присуще независимым предпринимателям".

Таким образом, сущность инновационного предпринимательства можно определить как творческую деятельность, направленную на создание новых и совершенствование имеющихся продуктов и производств.

Новаторство является одной из функций предпринимателя, оно присуще ему, оно всегда присутствует в его практической деятельности.

Проблеме инновационного предпринимательства посвящен данный учебник.

Тематика учебника сгруппирована по трем разделам.

В разделе I рассматриваются сущность и субъекты инновационного предпринимательства. Представлены виды инновационной деятельности, рассмотрены динамика и тенденции инновационной активности российской экономики. Изложен зарубежный опыт инновационного предпринимательства. Достаточно подробно освещена деятельность малого инновационного предпринимательства.

Макроэкономические условия функционирования инновационного предпринимательства представлены в разделе II. Здесь рассматриваются закономерности научно-технического развития экономики и их влияние на предпринимательство, представлены инвестиционный климат в инновационном предпринимательстве и инфраструктура инновационного рынка. Регулирование инновационного предпринимательства рассматриваются в этом разделе как со стороны государства, так и на региональном уровне. Отдельное внимание уделено конкуренции предпринимателей и социальной ответственности инновационного предпринимательства.

Вопросы управления инновационным предпринимательством и его ресурсами нашли отражение в разделе III учебника. Здесь представлены общая стратегия развития инновационного предпринимательства, взаимосвязь инновационного партнерства и интерпартнерства. Рассматриваются управление трудовым потенциалом инновационных предприятий, финансирование инновационной деятельности. Представляет интерес изложение особенностей маркетинга, возникновения и предупреждения рисков в инновационном предпринимательстве. Показано взаимодействие предприятий с кредитными организациями, применение кластерных моделей в инновационном предпринимательстве.

В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 "Менеджмент" (квалификация (степень) "магистр"), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 № 636, в результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать

– основные результаты новейших исследований по проблемам менеджмента;

– модели поведения экономических агентов и рынков;

– основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления;

– современные теории корпоративных финансов;

– основные элементы процесса стратегического управления и альтернативы стратегий развития;

– современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации;

– основные информационные технологии управления бизнес-процессами;

уметь

– управлять развитием организации, осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;

– выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;

– обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

– проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;

владеть

методологией и методикой проведения научных исследований;

– навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;

– навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

– методикой построения организационно-управленческих моделей;

– информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами;

– активными методами преподавания управленческих дисциплин.

Учебник содержит термины, а также список литературы, рекомендуемой читателю.

Авторы будут признательны читателям за предложения по улучшению структуры и содержания учебника.