Экономическая роль французского государства
Высокая централизация управления - давняя традиция Франции еще со времен кардинала Кольбера и короля Людовика XIV. Либеральная экономическая философия, которая была распространена в соседних государствах, затронула Францию в меньшей мере. В обществе государство всегда рассматривалось как гарант свободы, а не сила, противостоящая этой свободе. В этом и состоит суть идеи дирижизма - доминирующей доктрины Франции на протяжении столетий. Государственное вмешательство в экономику редко было источником дискуссий, и развитие принципов планирования после 1945 г. было не новшеством, а скорее продолжением уже существовавших издавна традиций. В этой связи отметим, что давление Брюсселя с целью ограничить роль государства и сократить число государственных предприятий рассматривалось во Франции всегда больше как угроза независимости, чем необходимость стимулирования конкуренции. По отношению к этим важным вопросам, имеющим принципиальное значение для Франции, по сути, трудно проводить четкую границу между позицией левых и правых партий.
С этой традицией связано развитие промышленной и административной элиты, сформированной французской системой высшей школы. Эти тщательно отобранные высшие школы, существующие за пределами обычной университетской системы, и привлекают самых лучших студентов. Ограниченное количество их выпускников продолжает свое обучение в Национальной школе администрации и некоторых аналогичных школах. Выпускники этих школ занимают ведущие должности в государственном аппарате, управляют большинством, если не всеми крупными предприятиями Франции; они занимали и занимают доминирующие позиции в последовательно сменявших друг друга руководящих кругах правых и левых партий. Отдельные их представители непрерывно и с легкостью перемещались из сферы правительства, государственной администрации и государственного сектора экономики в сферу частного предпринимательства, и наоборот. Это - французский феномен, который имеет как свои достоинства, так и недостатки. Экономическая, политическая и административная элита Франции хорошо подготовлена и высоко компетентна. Ее представители объединены определенными общественными ценностями, они имеют общую социальную и образовательную базу. Профессиональная жизнь многих этих людей связана и с государственной службой, и с предпринимательской деятельностью - все они знакомы друг с другом прямо или косвенно. Таким образом, во Франции нет взаимного неприятия со стороны представителей элиты, которое часто мешает взаимодействию между государственной администрацией и промышленностью в других странах.
С другой стороны, в стране издавна устойчиво действует тенденция, когда предприятия и финансовые учреждения управляются менеджерами высшего звена без какого-либо непосредственного вмешательства государства. Все это дает основание говорить о параллельном действии двух тенденций: одна - сохраняющиеся элементы дирижизма (высокая роль государства в экономике); вторая - набирающая силу тенденция, в соответствии с которой присутствие государства в деятельности крупных частных фирм все в большей мере ограничивается; эта последняя тенденция в большей степени присутствует в собственно коммерческом секторе и менее выражена в социальном (медицина, образование, коммунальное хозяйство и иные некоммерческие сферы).
Основные направления экономической политики Франции предполагают определенное согласование действий правительства с руководителями частных предприятий, государственных учреждений и представителями профсоюзов трудящихся. Прежде всего эта согласованность действий основана на устойчивых обязательствах перед европейской интеграцией, обеспечивая при этом классовый мир и высокий уровень жизни населения страны. В этой стратегической цели политического содержания всегда было больше, чем экономического, но тем не менее она была осознанным выбором для правящих кругов Франции. И в то же время в этом состояло одно из основных ограничений свободы действия многих правительств Франции, когда сталкивались ключевые проблемы экономического роста и полной занятости в общем контексте Маастрихтского договора. За последние 20-25 лет экономическая политика Франции была достаточно последовательной после значительных изменений в ней в начале 1980-х гг. Изменения были связаны с тем, что в 1981 г. президентские выборы возвестили четырнадцатилетнее президентство социалиста Франсуа Миттерана. Его правительство стало проводником новой экономической и особенно социальной политики; в частности, были провозглашены радикальные программы, такие как социальное обеспечение и упорядочение системы выхода на пенсию, установление более короткой рабочей недели при удлинении оплачиваемого отпуска, а также существенное увеличение минимальной заработной платы трудящихся. Общий результат этих мероприятий был двояким: во-первых, был достигнут определенный прагматический результат, и прежде всего сокращена безработица; что не менее важно, при этом происходил и экономический рост. Во-вторых, в этот период наметился некоторый откат Франции от интеграционной политики ЕС. Правда, "оппозиция" к ЕЭС была недолгой - Франсуа Миттеран и его правительство уже с 1983 г. снова повернулись "лицом к объединенной Европе", участвуя в разработке коллективной экономической политики.
Курс на тесную интеграцию Франции с ЕС активно продолжил президент Жак Ширак, одновременно расширяя поле самостоятельных действий французского государства и часто дистанцируясь от Вашингтона и Брюсселя, когда они вторгались в сферу собственной политики Франции. В целом эта линия характерна и для французской политики при президенте Николя Саркози, которому пришлось управлять страной в период самого глубокого финансово-экономического кризиса в мировой экономике. Саркози одним из первых европейских лидеров предложил упростить сотрудничество ведущих стран ЕС и разработать срочную скоординированную программу. Но эта идея немедленно была отклонена германским канцлером и британским премьером, самоуверенно полагавшими, что они самостоятельно справятся с кризисом.