Экономическая природа налогов
Экономическая природа налогов самым тесным образом связана с особенностями публично-финансового хозяйства (общественного производства), которое имеет существенные отличия от частного хозяйства. В основе частного и публичного хозяйства лежит удовлетворение потребностей. Однако публичное хозяйство в отличие от частного нацелено на удовлетворение не индивидуальных, а общественных потребностей.
Индивидуальные и общественные потребности различаются по своему характеру и способу удовлетворения. Индивидуальные потребности возникают в рамках отдельного хозяйства. Они дробны (делимы) и удовлетворяются индивидуально. Потребности в производственном сырье, оборудовании удовлетворяются каждым хозяйствующим субъектом индивидуально так же, как и потребности человека в пище или одежде. Индивидуальные потребности могут быть удовлетворены человеком или хозяйствующим субъектом либо с помощью своего труда, либо путем покупки соответствующих товаров и услуг. Причем приобретение товаров и услуг в условиях рыночных отношений происходит на эквивалентной основе, т.е. на основе обмена равных по стоимости товаров (хотя могут быть и отдельные сделки, носящие неэквивалентный характер). Эквивалентность обмена в условиях рыночных отношений является залогом непрерывности индивидуального воспроизводства в частном хозяйстве. Важность индивидуальных потребностей осознается каждым человеком, каждым хозяйствующим субъектом, и каждый согласен платить рыночную цену за те или иные блага, которые позволяют реализовать его индивидуальный интерес.
Задачей государства как публично-финансового хозяйства является удовлетворение не индивидуальных потребностей отдельных граждан или организаций, а общественных (коллективных) потребностей. Общественные потребности отличаются от простой суммы индивидуальных потребностей. Индивидуальные потребности, как уже отмечалось, удовлетворяются хозяйствующим субъектом индивидуально. Однако они могут удовлетворяться и на коллективной основе. Например, частный детский сад или школа, общий водопровод в поселке, частная дорога. Удовлетворение таких потребностей осуществляется коллективно, но на эквивалентной основе. Для получения доступа к таким коллективным услугам каждому частному лицу необходимо заплатить за них рыночную цену.
Общественные потребности в отличие от индивидуальных и коллективных направлены на удовлетворение общего интереса всех граждан, а не отдельных лиц или группы граждан. Общественные потребности удовлетворяются сообща, и они неделимы, т.е. объем полученных благ отдельным лицом не зависит от общего числа потребителей. Например, удовлетворение потребности общества в национальной обороне или экологической безопасности не зависит от численности населения той или иной страны. Отличительной особенностью общественных потребностей является и то, что невозможно ограничить доступ к их потреблению для отдельных граждан, которые не захотят их оплачивать. Например, человек не желает оплачивать расходы общества на освещение города (бабушка считает, что она не пользуется городским освещением, так как она в темное время суток не выходит из дома). Однако это обстоятельство не может помешать ему ходить по освещенным улицам города (машина "скорой помощи" ночью едет к бабушке по освещенным улицам, и продукты в магазин везут тоже по освещенным улицам). Если удовлетворение общественных потребностей предоставлять на платной основе, это неизбежно приведет к явлению "безбилетников". Поэтому производство и предоставление публичных благ должно строиться на основе обязательных принудительных платежей, которыми и выступают налоги.
Исторически первыми общественными потребностями были оборона, общественный правопорядок, судебная система, государственное управление. Сегодня к их числу можно отнести законотворчество государства, обеспечение экологической безопасности, развитие фундаментальной науки, защиту культурного и исторического наследия и др. В современных условиях без общественных благ не могут обходиться не только граждане, но и бизнес. Государство, принимая законы, устанавливает "правила игры" для частного бизнеса, создает систему судебной защиты хозяйственных интересов, обеспечивает рынок труда рабочей силой необходимого качества (общий образовательный и культурный уровень, уровень профессиональной подготовки). Более того, в современном обществе некоторые потребности, которые могут удовлетворяться на индивидуальной или коллективной основе, также приобрели характер общественных потребностей (например, образование, здравоохранение). Предоставление образовательных и медицинских услуг или, например, услуг судебной системы можно осуществлять на платной основе. Однако покрывать такие расходы исключительно за счет оплаты населением неправильно. Это сделает образование, здравоохранение, судебную систему малодоступными для населения в целом. Кроме того, в развитии образования, медицины, судебной системы заинтересовано общество в целом, так как эти потребности обеспечивают современное качество рабочей силы, а также справедливость.
Законодательство, обеспечивающее права гражданина и безопасность бизнеса; производственная и непроизводственная инфраструктура; поддерживаемые в должном состоянии культурно-исторические памятники; ликвидация последствий стихийных бедствий; развитие фундаментальной науки и многое другое воспринимаются современным человеком как нечто данное и незыблемое. Но ведь все это – результат выполнения государством возложенных на него публичных функций по удовлетворению общественных потребностей. Поэтому можно сказать, что публичные (общественные) блага подобны воздуху, о котором вспоминают только тогда, когда его нет. Постоянный рост масштабов публичных благ обусловливает возрастание роли налогов в развитии современного общества.