Экономическая причина невостребованности инноваций Ползунова
Пример невостребованности инноваций, характерный для России той эпохи, – паровая машина Ползунова.
Этот первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал Ползунов изобрел в 1763 г. Мировой уровень его работ (не только машины) подтверждали европейские инженеры, видевшие их на заводе. В отличие от всех существовавших на тот момент паровых машин, требовавших вспомогательного гидравлического привода, машина Ползунова могла работать вдали от источников воды.
Сам Ползунов был поощрен, в том числе Екатериной II. Но в 1766 г. он умер. И хотя его механизм за три месяца принес прибыль, после поломки машину чинить не стали. Изготовив действующую модель, ее поставили в петербургскую Кунсткамеру как забавную безделицу.
Причины парадокса проясняются, если учесть специфику завода в Барнауле, для которого Ползунов построил машину. Это был крутейший сереброплавильный завод в России, дававший стране вплоть до середины XIX в. 90% всего серебра. На фоне таких валовых показателей прибыль от изобретения казалась мизерной, и управляющие заводом решили не рисковать.
Ученики Ползунова были лишены возможности продолжить его дело.
Финансы и торговля
С 1746 г. подушная подать составляла 70 коп. Ее снижение в следующем десятилетии, обусловленное ростом поступлений в казну "от возвышения цен на соль и переливки медных денег" (до 62–67 кон.), показывает отсутствие у правительства инвестиционных программ, подобных реализованным в период "петровской индустриализации".
В правление Екатерины II рост бюджета происходил в основном за счет присоединения новых земель (с 1765 г. подушная подать распространяется на Юго-Восточную Украину, с 1783 г. на Малороссию и Остзейский край). Здесь также нельзя нс отметить моменты консервации натурального хозяйства. Так, остзейские крестьяне платили подать провиантом и фуражом. В Белоруссии в счет подати зачислялся 1 четверик муки. Даже приписные крестьяне на Урале платили подать не деньгами, а отработкой.
В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни. Чтобы перекрыть недобор средств в казну, пришлось ввести добавочную пограничную пошлину на внешнеторговый оборот по ставке 13% от цены товара.
В 1764 г. Екатерина II назначила на роль генерал-прокурора Сената князя А. А. Вяземского. В этой должности он постепенно поставил в свое подчинение финансы и казначейство.
В 1780 г. при обер-прокуроре была учреждена экспедиция государственных доходов – отдаленный прообраз министерства финансов. После отставки Вяземского (1792 г.) обязанности генерал-прокурора были распределены среди нескольких чиновников. Казначейство осталось за новым генерал-прокурором А. Н. Самойловым, при котором 23 июня 1794 г. подушная подать была резко повышена. С 70 коп. она выросла: в 18 губерниях до 1 руб., а в других 18 – до 85 коп., но с добавлением хлебного сбора.
Указами 10 и 18 декабря 1796 г. Павел I заменил хлебные сборы денежными.
Разрастается сеть периферийных ярмарок, число которых в 1770-е гг. оценивается в полторы тысячи. В городах развертывается строительство каменных гостиных дворов. Тем не менее крупнейшие обороты сохраняют старейшие ярмарки – Макарьевская в Нижнем Новгороде и Ирбитская на Урале.
Внешняя торговля с 1760-х по 1790-е гг. выросла с 21 до 81 млн руб. Протекционистские пошлины сохраняются; в импорте преобладают дорогостоящие элитарные блага: ткани, вина, кофе, чай, сахар.
Несмотря на отдельные закупки улучшенных пород, в том числе в Англии, к этому времени Россия теряет самообеспеченность по продукции животноводства и регулярно закупает скот в Средней Азии.
Созданный в 1754 г. Государственный заемный банк выдал к 1767 г. ссуд всего лишь на 3,7 млн руб. Помещики часто просрочивали ссуды, и их приходилось продлевать. Купеческая контора (банк) прекратила выдавать ссуды еще в 1770 г. В 1782 г. купеческий банк был закрыт, и его капитал передачи Дворянскому банку.
В 1769 г. с целью заменить полноценную ходячую монету бумажными деньгами (ассигнациями) были учреждены Ассигнационные банки.
В 1786 г. дворянские заемные банки были закрыты, и их балансы переданы повторно учрежденному Государственному заемному банку. В 1797 г. Павел I учредил Вспомогательный банк для дворянства.
С 1769 г. Россия начинает делать регулярные внешние займы.
Первый крупный заём был сделан у амстердамского банкирского дома "Раймонд и Теодор де Смет" для покрытия расходов по содержанию русского флота в Средиземном море, а также по укреплению русского влияния в Польше. В дальнейшем роль регулярного кредитора России стал голландский банкирский дом "Гопе и К°", через который финансировались военные операции на протяжении русско-турецкой войны 1787–1791 гг. За 1788– 1793 гг. было сделано 18 займов.
В 1798 г. Павел I создал "Контору придворных банкиров и комиссионеров Воута, Велио, Ралля и К°" для доставки денег от европейских кредиторов в подразделения русской армии и флота. Переводы осуществлялись через Гамбург и Лондон с участием банкирских домов Лейпцига, Бреславля, Берлина, Аугсбурга, Франкфурта и др.
В 1798 г. Англия предоставила России заём в 225 тыс. фунтов стерлингов на подготовку совместной атаки на Голландию и русско-австрийских операций в Северной Италии.
Образование. В "век Екатерины" Россия еще только подходила к пониманию экономической важности народного образования для страны.
Дело началось с открытия училища при Академии художеств (1764 г.), а также воспитательных домов в Петербурге и Москве (1764, 1770 гг.) и института благородных девиц (1764 г.).
Благодаря Π. Н. Демидову в 1773 г. Россия получила коммерческое училище, на которое этот миллионер пожертвовал 205 000 руб. Однако среди московских купцов не нашлось ни одного желающего отправить туда своих детей, и учеников пришлось набирать в Петербурге.
Эти учреждения еще не составляли системы.
Ранее других в Европе организацией систем народного образования занялись немецкие государства, где указы о начальном обучении детей 6–12 лет и школьные уставы принимались на протяжении XVII–XVIII вв. В Англии, Италии, Франции соответствующие законодательства появились лишь в XIX в. Во Франции начало централизации школьного дела было положено эдиктами 1698 и 1724 гг.
И лишь после двадцати с лишним лет своего царствования Екатерина II, следуя примеру Фридриха Великого в Пруссии и Иосифа II в Австрии, пришла к мысли о необходимости устроить в России систему начального народного образования.
Образовательная политика, к которой Екатерина II приступила в конце царствования, ориентировалась на формирование, но ее выражению, "новой породы людей". Крепостные крестьяне в этот целевой контингент не входили. И знаменитый "Наказ императрицы Екатерины II", и ее личные педагогические произведения фокусировались на сословнопатриотическом воспитании.
План школьного строительства в России разработал в 1782 г. специалист, выписанный из Австрии. На этот момент в стране было только восемь училищ с 26 учителями и 581 учеником. К 1785 г. открыли четыре новых училища, а на следующий, 1786 г. одновременно по всей России открылось еще 153. К 1787 г. их стало 218. Потом процесс замедлился, и в 1800 г. в России было 315 училищ с 790 учителями и 19 915 учениками. Училища делились на малые (двухклассные) и главные (четыре года обучения).