Введение
Проблема консультирования в нашей стране достаточно новая. При плановой экономике в Советском Союзе института консультирования в промышленности и сельском хозяйстве не требовалось, так как абсолютно все организации, институты, предприятия и хозяйства были полностью укомплектованы штатом специалистов, исполняющих все необходимые для данного института, предприятия или хозяйства функции. Государство же следило за численностью всех работников-специалистов, готовило их на разных ступенях образования и формировало штат организаций.
При появлении каких-либо проблемных ситуаций на месте их пытались разрешить собственными силами или привлеченными силами Министерства, Главка или другой организации.
Каждая отрасль народного хозяйства имела пирамидальную структуру управления, на вершине которой стояло отраслевое министерство. С информационной точки зрения центральной организацией отрасли было ведомство отраслевой научно-технической и экономической информации, называемое чаще всего Всесоюзным научно-исследовательским институтом технической информации или Всесоюзным научно-исследовательским институтом технико-экономической информации. В задачи последнего входили: сбор отечественной и зарубежной информации о новых научно-технических разработках в данной отрасли, информации о передовом опыте, событиях, происходящих в отрасли, планах, выставках, конференциях и т. п. Эта обширная информация тщательно обрабатывалась и спускалась вниз по управленческой пирамиде до предприятий и хозяйств в виде книг, журналов, брошюр (например, экспресс-информация), информационных листов и других материалов, издаваемых на регулярной периодической основе или в разовом порядке. Такая информационная система показала себя весьма мощной и была по существу лучшей в мире. Причем предоставляемые услуги этой системой были практически бесплатны для всех предприятий и хозяйств страны.
Однако такая прекрасно работающая система (в смысле переработки информации) была абсолютно неэффективна в прагматическом аспекте. Руководители на местах не могли использовать доставленную информацию по назначению, так как были скованы плановыми обязательствами, которые устанавливали в вышестоящих организациях. Все изменения на предприятии или в хозяйстве должны были согласовываться в этих организациях, министерстве или в Госплане. Поэтому руководству было значительно проще выполнять план на устаревшем оборудовании и в существующих условиях, чем заниматься внедрением новых прогрессивных разработок, что требовало зачастую долгой бюрократической волокиты. Это привело к резкому отставанию отечественного производства от зарубежного.
С переходом отечественного хозяйства к рынку предприятия и хозяйства стали самостоятельными, а государственная отраслевая информационная система по существу прекратила свое существование. Руководители предприятий и хозяйств оказались в рыночной системе без должной информационной поддержки, без современных знаний по вопросам организации и введения бизнеса, реорганизации своего производства, технического и технологического оснащения. Именно в такой ситуации на помощь могут прийти консультанты.
В рыночной экономике консультирование является важнейшим элементом всей инфраструктуры. Дело в том, что все предприятия и хозяйства свободны в своей деятельности, в том числе и в кадровой политике, никому не подчиняются и заинтересованы в максимальной эффективности.
Эффективность промышленного и особенно сельскохозяйственного производства в современных условиях в значительной степени зависит от информационного обеспечения качества функционирования в рыночной среде. Поэтому когда возникает острая потребность в каких-либо знаниях, которых нет или недостаточно у специалистов данного предприятия, то для получения этих знаний приглашается внешний специалист-консультант или фирма, так называемая консультационная (консалтинговая), на время передачи этих знаний или их реализации.
Например, фермерское хозяйство с целью получения максимальной прибыли содержит только специалистов для ведения основной профилирующей деятельности. Экономистов, плановиков, бухгалтеров и прочих специалистов зачастую нет. Но к своей деятельности фермеры привлекают внешних специалистов как консультантов, чтобы решить какие-то проблемы. Также это происходит по сложным вопросам ведения хозяйства - по вопросам выращивания новых видов сельскохозяйственных культур, по вопросам земледелия, защиты от болезней, генетики животных, реконструкции хозяйства, по вопросам рыночных отношений и др. Как правило, фермеры сталкиваются с очень большим крутом вопросов, ответы на которые могут дать только опытные консультанты.
То же самое происходит с малыми предприятиями в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности и в других видах производства.
Большие и крупные предприятия, имея в своем составе специалистов для решения всех производственных задач, сталкиваются с подобными проблемами. И тогда каждое предприятие решает для себя - что выгоднее, иметь собственного специалиста или обращаться к внешнему консультанту. Если это происходит достаточно часто, то, видимо, разумнее иметь собственного специалиста, если нет - то внешнего консультанта.
Консультирование в рыночной экономике и жизни представляет собой по существу приток дополнительных знаний с помощью консультанта и придает поступательное движение экономическому развитию, подобно смазке в двигателе, которая обеспечивает бесперебойную работу движущихся частей в механизме. Рациональная организация консультационных услуг позволяет рассматривать ее в качестве важной (а иногда и решающей) статьи дохода современных предприятий. Например, по данных американских специалистов, каждый вложенный в развитие услуг доллар дает вдвое больше прибыли, чем вложенный в производство обслуживаемой техники.
Ранее в частной жизни граждане пользовались услугами государственной сети медицинских консультаций по женским вопросам, так называемых "Женских консультаций". Менее развитой была сеть консультаций по юридическим вопросам. Были достаточно редкие, да и то в больших городах, консультации по психологическим вопросам, в некоторых случаях создавались отдельные, смотревшиеся как экзотические консультации по семейным отношениям, так называемые консультации "Семья и брак".
Ныне сети консультационных услуг для населения чрезвычайно распространены по различным жизненным проблемам, как медицинского и психологического характера, так и правового и юридического характера, вопросам недвижимости и движимости, семьи и брака, детства и старости, вопросам трудоустройства и т. п.
Надо отметить, что все консультации были государственными, но консультантов практически никто не готовил, а профессии консультант просто не существовало. Ими становились специалисты случайным образом
Учитывая потребности современного общества в России, в настоящее время профессиональных консультантов готовят многие образовательные учреждения, в том числе вузы, в которых открылись специальные кафедры, курсы по подготовке и переквалификации консультантов, проводятся семинары и совещания по применению и развитию методов консультирования.
Выпускается достаточно большое количество книг, учебников и пособий, в том числе и переводных, посвященных теории и практике консультирования. Однако четкости понятий и единства изложения материалов в них недостаточно. В этой литературе приводится чрезвычайно много разнообразных понятий: "консалтинг", "1Т-консалтинг", "управленческий консалтинг", "консалтинговые фирмы", "консалтинговый менеджмент" или "менеджмент-консалтинг", "консультирование", "управленческое консультирование", "сельскохозяйственное консультирование" и т. п. Это мешает ясному пониманию процессов, связанных с консультированием.
В данном учебнике наряду с авторскими использованы материалы М. Кубры, Г. А. Васильева, Е. М. Деевой, Т. Н. Ананьевой, А. И. Ткалича и других с целью систематизации и упорядочивания терминов таким образом, чтобы установить более четкие понятия в теории и практике консультирования и более понятно разъяснить разнообразные методы и процессы консультирования.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- получить представление об истории развития консультирования, его значении в современном обществе и современной экономике, о целях и задачах оказания консультационных услуг, а также о методах и процессах консультирования;
- узнать об основах и принципах консультирования, основах взаимоотношений, возникающих между консультантом и клиентом, методике консультирования, факторах, влияющих на результативность консультирования, характеристиках качества консультационных услуг, о рыночных отношениях в этой сфере;
- научиться применять на практике знания, находить контакт с клиентами, определять и решать проблемы клиента, анализировать проблемы организации, обучать, передавать знания, побуждать работников к творческой деятельности, сформировать и развивать эффективные рабочие группы, участвовать в разработке и реализации стратегии консультационной организации, непрерывно пополнять и обновлять знания.