Экономическая и политическая власть
Представление о взаимодействии и взаимозависимости экономической и политической систем было бы неполным без рассмотрения вопроса о превращении экономической власти в политическую. Это явление весьма часто освещается на страницах периодической печати, ему посвящены и научные издания. В чем его суть?
Когда говорят о политической власти, то имеют в виду конкретные политические институты: парламент, президентскую власть, совет министров, верховный суд и т.д., т.е. целый аппарат реализации политической власти.
Экономическая же власть не есть нечто формализованное, представленное соответствующими институтами: это власть богатства, капитала, способность представителей капитала влиять на принимаемые политические решения, государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала они разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействуют на правительство, добиваются льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую. Страны со свободной рыночной экономикой дают немало примеров такого рода превращений. Одним из весьма распространенных путей реализации экономической власти или перерастания экономической власти в политическую является организация представителями крупного бизнеса (посредством финансирования избирательных кампаний) выборов в высшие органы власти депутатов, готовых действовать в их интересах. Вклады крупного бизнеса в избирательные кампании рассматриваются как инвестиции в получение прав на управление правительством. Особенно активен крупный бизнес, представляющий такие высокоприбыльные хозяйственные сферы, как добыча и переработка энергоносителей. Приведем пример из недавней истории США.
Известно, что в ряде зарубежных стран нефтяные компании (а также компании других отраслей энергетического комплекса) пользуются льготами в налогообложении. Это скидка на так называемое истощение недр. В США в отдельные периоды она приближалась к 30% от суммы налогообложения. В высших американских политических кругах были и сторонники, и противники такого рода льгот. Одни предлагали уменьшить эту скидку, другие – увеличить. Среди первых в 1970-х гг. был вице-президент Губерт Хэмфри, принявший решение участвовать в избирательной кампании 1969 г. Для проведения избирательной кампании требовались большие средства. В поисках денег комитет по избранию вице-президента от демократической партии обратился к людям, способным предоставить миллионный заем. Сели за стол переговоров с группой миллионеров-нефтепромышленников. Они поинтересовались, что собирается предпринять вице-президент в отношении процентной скидки на истощение недр. Хэмфри ответил следующее: "Нам необходима налоговая реформа, а ни один президент не может предложить такую реформу, не снизив скидку на истощение недр[1]. В результате Хэмфри ничего от них не получил.
Однако так случается нечасто. Как правило, экономическая сфера финансирует и обеспечивает карьеру политиков, а те, в свою очередь, делают немало для процветания капитала. Например, в 1970–1980-е гг. американские нефтяные компании выплачивали в среднем 8% налога на прибыль, тогда как компании, работающие в других отраслях, – 40%.
Финансирование избирательных кампаний – один из путей превращения экономической власти в политическую. Другой путь – переход бизнесменов в сферу политики, а политиков – в коммерческие структуры.