Введение
Решение современных проблем управления обществом непосредственно связано с развитием информационных технологий. Компьютерная техника и высокотехнологичные способы обработки информации стали неотъемлемыми компонентами человеческой деятельности. Эволюция знаний о природе информации, закономерностях ее использования, а также изменения характера общества в условиях применения телекоммуникационных технологий на рубеже 60—70-х гг. прошлого века, сформировали новую междисциплинарную область знаний — информатику.
Более чем полувековая эволюция человеческой деятельности в области информационных систем привела к масштабной информатизации во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в юридической.
Стремительно развивается процесс внедрения в общественное производство биотехнологий, нанотехнологий, когнитивных технологий и генной инженерии. В последние годы особо заметна модернизация бытовой компьютерной техники и средств "домашней информатизации".
В наступающей эре тотальной информатизации и внедрения наукоемких информационных технологий человек уже не представляет себе современную жизнь без компьютерных форм информации.
В 1970—1980-х гг. правоведы вели научные дискуссии в рамках соотношения проблем информатики и права. В результате наиболее плодотворным оказалось направление, которое к середине 1990-х гг. было объединено иод общим наименованием "правовая информатика". В рамках этой области знаний стали изучаться проблемы формирования правовой информации и информационного обеспечения юридической деятельности, возникающие в условиях активного использования сложной вычислительной техники. Таким образом, к концу века появилась новая научная дисциплина, предметом которой были основные закономерности правовой информации и информационных процессов в правовой системе. С этого же времени одноименная отрасль знаний получила статус учебной дисциплины.
Изучение информационных знаний в юридических вузах имеет свои особенности. Профессиональная деятельность юристов связана преимущественно с применением норм права, поэтому изучение математических и естественно-научных основ теории информации, а также знаний о технических и технологических аспектах использования компьютеров, не входит в обязательный учебный курс в юридических вузах. В настоящее время в образовательный стандарт третьего поколения включен комплекс знаний об общих положениях государственной политики в области развития информатики, а также закономерностях формирования правовой информации и информационного обеспечения профессиональной юридической деятельности.
Юридическая деятельность в современных условиях жизни тесно связана с поиском, обработкой и использованием правовой информации. Традиционные формы и способы получения информации о праве для юриста-практика и правоведа-исследователя являются необходимым инструментом поиска предметного материала. Правовая информация на печатных носителях (тексты законов и других нормативных актов, кодексы и комментарии к ним, систематизированные сборники нормативных правовых актов, опубликованная судебная практика и др.), юридическая литература научного и практического значения по-прежнему используются юристами в качестве исходного информационного материала для принятия правовых решений. Однако жизнь требует от них знаний в области информационных средств и технологий поиска и использования юридических текстов в электронном виде, а также практических умений и навыков (компетенций) их применения. Персональные компьютеры и рациональные способы изменения состояния информации (информационные технологии) позволяют юристу быстро найти и обработать юридические тексты. Кроме того, они дают возможность решать быстро и правильно, а значит наиболее эффективно, возникающие правовые задачи.
Основной целью учебного курса по дисциплине "Информационные технологии в юридической деятельности" является приобретение студентами-юристами наиболее общих знаний по информатике в рамках формирования и реализации государственной информационной функции, в том числе в условиях информатизации юридической деятельности. Кроме того, обучение навыкам в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации с использованием автоматизированных информационных систем позволяет им адаптироваться в развивающемся информационном обществе.
В настоящем учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы о сущности информатики как одной из главных областей государственной информационной политики и правовой информатики как системы знаний о роли и значении правовой информации, а также информационных процессах в юридической деятельности.
В результате изучения и освоения названной дисциплины студент должен:
знать
• сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;
• основы государственной политики в области информатики;
• основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере;
• методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;
• основные закономерности и требования в области обеспечения информационных процессов, использования информационных технологий и информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, служебной тайны, коммерческой тайны, профессиональных тайн, персональных данных;
уметь
• применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации;
• анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы об обеспечении государственной политики в области информатики и информационной безопасности;
• применять современные информационные технологии для оформления юридических документов в области информационной безопасности, в том числе государственной тайны, служебной тайны, коммерческой тайны, профессиональных тайн, персональных данных;
владеть
• навыками использования информационных технологий как средством управления информацией, имеющей значение для реализации правовых норм в профессиональной юридической деятельности;
• навыками работы с нормативными правовыми актами в области обеспечения информационной безопасности;
• навыками предупреждения опасностей и угроз, возникающие в информационных процессах;
• навыками соблюдения основных требований информационной безопасности, в том числе в области государственной тайны, служебной тайны, коммерческой тайны, профессиональных тайн, персональных данных.
В ходе изучения учебника (1 и 2 главы раздела I) студентам предстоит изучить общие положения информатики и ее место в системе знаний, а также основные базовые понятия информатики. Информатика как междисциплинарная область знаний формируется на основе фундаментальных знаний в области физики и математики, биологии и физиологии, философии и социологии. Понятия и категории информатики, определяющие основы информационных знаний, рассматриваются на основе комплексных знаний.
В главе 3 приводятся теоретические аспекты государственной политики в информационной сфере, а в главе 4 студентам предлагается изучить актуальные проблемы развития информационного общества и вопросы его формирования в России. В главах 5—7 рассматриваются основы государственной политики в области информатики и информатизации по отдельным направлениям: использования информационных технологий в деятельности государственных органов, формирования "электронного правительства" и оказания публичных услуг с помощью информационнокоммуникационных технологий (ИКТ); информационного обеспечения избирательных процессов. В главе 8 приводятся основы теории и практики обеспечения государственной политики в области информационной безопасности.
В разделе 11 учебного пособия рассматриваются вопросы предмета правовой информатики и ее место в системе юридических знаний, а также основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере. В главе 10 приводятся теоретические вопросы о роли и сущности правовой информации как системообразующей категории правовой информатики. Информационные процессы и системы в правовой сфере как элементы юридической деятельности и правовой информатизации рассматриваются в главе 11, а глава 12 посвящена наиболее общим знаниям о справочных правовых системах. Главы 13, 14, 15 и 17 рассматривают отдельные направления правовой информатизации (в законотворчестве, судебной деятельности, органах прокуратуры и внутренних дел).
Практические знания по приобретению навыков и умений (компетенций) в области применения информационных технологий в юридической деятельности, в том числе справочных правовых систем приводятся в другом издании — компьютерном практикуме по правовой информатике.