Экономическая мысль Средневековья

После гибели Римской империи в Западной Европе начался процесс формирования феодализма. В разных странах он проходил по-разному, по везде знаменовался захватом общинных крестьянских земель и образованием феодальных поместий на основе собственности феодала на землю и его частичной собственности на работника — крепостного крестьянина.

В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономии. Законы церкви назывались канонами. Теоретическая мысль, в том числе и экономическая, носила в то время преимущественно теологический и канонический характер. Принципиально нового в экономическую мысль церковь внести не могла. Она превратила экономические идеи Аристотеля в жесткую догму, в нерушимый канон и использовала эти идеи в борьбе против всего нового и прогрессивного. Однако полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла. Хозяйственная жизнь рождала проблемы, которые не знал античный мир. Их анализом и осмыслением занимались наиболее выдающиеся мыслители Средневековья. Крупнейшим среди них был итальянский монах и теолог Фома Аквинский (1225—1274). Вслед за Аристотелем Фома Аквинский развивал мысль о ее и натурального в связи с этим производил деление богатства на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Искусственное богатство, по мнению философа, не делает человека счастливым, и приобретение такого богатства не может быть целью, так как последняя должна состоять в "нравственном усовершенствовании" человека.

В соответствии с традициями католической церкви Фома Аквинский осуждал ростовщичество, называя его "постыдным ремеслом". Однако он считал, что торговля представляет собой занятие законное, так как различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что торговля предусмотрена Провидением. Торговая прибыль не носит ничего порочного и может быть использована для честной цели.

Интересен у Фомы Аквинского взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идею отказа от частной собственности, обобществлении имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться. В соответствии с традициями христианства труд у Фомы Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время философ вслед за Аристотелем отвергал идею о равнозначности всех видов труда и рассматривал физический труд как рабское занятие.

Отходя от идей раннего христианства, Ф. Аквинский утверждал, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям, они больше работают и меньше спорят, поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости.

В период разложения феодализма умами многих европейцев обладали утопические идеи. Несмотря на отчетливо религиозную форму, они имели конкретное экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ как ожидание всеобщего блага и счастья людей, наступления "тысячелетнего царства".

В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский писатель-гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478—1535). Наиболее значительное его сочинение — "Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516). В ней автор критиковал современный ему строй, показывал страдания крестьянства, вызванные первоначальным накоплением капитала, огораживанием земель и превращением последних в пастбища. Источник пороков существующего строя Мор видел в частной собственности. Этому строю он противопоставил идеальное государство, Утопию, в котором господствуют общественная собственность, общественное производство и справедливое распределение. Все жители Утопии по мысли Томаса Мора обязаны работать. Политический строй основан на демократических принципах. Все произведенное является общественным достоянием. Изобилие материальных благ делает возможным распределение их по потребностям. В свободное от работы время жители Утопии занимаются изучением наук и искусств.

Другим представителем раннего утопического социализма был итальянец Томмазо Кампанелла (1568—1639). Свои социально-политические взгляды он изложил в книге "Город Солнца" (1623). Кампанелла так же, как и Мор, нарисовал картину будущего общества, в котором господствует общественная собственность на средства производства, хозяйство организовано как единое целое и ведется в соответствии с планом, имеет место всеобщность труда и контроль за его использованием, распределение созданного продукта осуществляется поровну между всеми жителями города.

Идеи Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали наличие связи между социальным неравенством и существованием частной собственности на средства производства, общественной собственностью и демократическим самоуправлением парода. В своих проектах они переходили от общности имущества к идее общественного производства и к представлению об организации хозяйственной жизни общества как единого целого. Они воспевали крупное политическое образование в виде города, а главную роль в утверждении разумного общественного строя отводили государству. Однако идеи первых социалистов были утопическими, потому что их авторы не находили общественно-политических сил, которые могли бы стать "творцами нового общества". Утверждение социалистических идеалов утописты связывали с мудростью того или иного завоевателя, правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной личности, прокладывающих путь новому обществу силой пропаганды и примера.