Экономическая мысль римских аграриев
Как отмечал К. Ясперс, духовные достижения Осевого времени для западной мысли передали македонцы и римляне - народы грубые, но способные к завоеваниям и управлению. Они создали две величайшие по территориальному охвату державы Древнего мира, распространившие традицию эллинистической образованности.
Величайший полководец древности - Александр Македонский (356-323 до н.э.), потенциал и способности которого развились благодаря учебе у Аристотеля, провел свои победоносные фаланги на восток до края Ойкумены (известной грекам территории) - до Индии. Обширное царство Александра распалось после его смерти на несколько небольших, но достаточно мощных государств, на которых сформировался общегреческий (эллинистический) язык - койне. В столицах и торговых центрах эллинистических царств было налажено ремесло чеканки золотых и серебряных монет, ставших первыми мировыми деньгами. Ученые в этих городах, особенно в Александрии Египетской, завершили выделение из философии точных наук - математики, астрономии и картографии.
Па языке народа, создавшего другую великую державу, охватившую со временем и Македонию, и Александрию Египетскую, была впервые осуществлена систематизация нрав граждан (включая права собственности) отдельно от религиозных норм - римское право. Римское государство, "окольцевав" все Средиземное морс, превратило его в обширную область свободной торговли и приложения активности "людей с серебром" ("аргентариев"), занятых денежными операциями. Важнейшим товаром были пораженные в правах рабы, оказавшиеся за пределами римского права непосредственные производители.
Хрематистика рабовладельческого хозяйства: эффект масштаба и специализация
Римские писатели по экономическим вопросам, вслед за Аристотелем, считали рабов "первым предметом владения" и изложили принципы рациональной организации частного рабовладельческого хозяйства, сложившегося в форме обширных поместий (латифундий) и менее крупных вилл. Три наиболее известных автора сочинений такого рода - Катон Цензор (ок. 234- 149 до н.э.), Варрон (ок. 116-27 до н.э.) и Колумелла
(I в. н.э.). Тематика и заглавия трактатов - "О земледелии", "Сельское хозяйство", "О сельском хозяйстве" -дают основание объединить этих авторов под общим наименованием аграриев. В центре их внимания - доходность рабовладельческого поместья. Катон излагал опыт определения наилучшего сочетания площади имения и количества рабов, каждому из которых было дано максимально напряженное задание при минимуме довольствия; приводил набор культурных растений и домашних животных, оптимальный с точки зрения самообеспеченности и выгодной продажи излишков. Варрон, современник знаменитого восстания Спартака, называл рабов "говорящими орудиями", но при этом рекомендовал господам прибегать не к бичу, а к поощрению лучшей пищей и одеждой, отдыхом и наделению собственным скотом. Наиболее выгодной Варрон считал специализированную виллу, близкую к городскому рынку, благодаря которой можно было не только продавать излишки, но и прикупать необходимые продукты. Колумелла уже приходил к выводу об ограниченных возможностях рабского труда, хотя рекомендовал глубже проводить специализацию в хозяйстве, не скупясь на приобретение более умелых рабов и на опыты по искусственному улучшению плодородия почвы. Но он осознавал незаинтересованность рабов в прилежании и "тонкостях" земледелия и рекомендовал сдавать землю внаем мелким лично свободным производителям - колонам.
В то время, когда Колумелла жаловался на нерадивость рабов, а знаменитый автор "Естественной истории" Плиний Старший (23-79) отмечал, что рабовладельческие латифундии "погубили Италию", на восточных окраинах Римской империи началась запись (на языке койне) текстов Нового Завета, повествующих об искупительной крестной смерти Богочеловека Иисуса Христа ради спасения человечества.