Экономическая мысль православия. Русский "Домострой"
Судьбы православного, или ортодоксального христианства (русское слово "православие" соответствует греческому "ортодоксия", буквально - "истинная вера") в истории оказались теснейшим образом связаны с судьбой двух мировых евроазиатских держав - Великой Ромеи, "Византии" и выступившей се преемницей Великой России.
Великая Ромея это империя (330-1453) со столицей в Константинополе, городе на обоих берегах пролива Босфор, разделяющего Европу и Азию. Город был основан (324) первым римским христианином-императором Константином на месте ранее разрушенного римлянами греческого торгового города Византии, и после распада Римской империи остался столицей ее упрочившейся восточной части и главным центром международной торговли. Жители подвластных Константинополю территорий назывались ромеями (т.е. римлянами), хотя основным их языком стал греческий (койне). Потому для воспринявших от ромеев восточное христианство славянских народов оно стало "греческой верой православной". Южные и восточные славяне называли Константинополь Цареградом, а их правители принимали титул царь, восходящий к римскому "цезарь". Православные царства балканских славян исчезли в средневековых войнах, как и древняя Киевская Русь. Исчезла и сама Великая Ромея, которую после падения (1453), ретроспективно и тенденциозно, стали в Европе именовать "Византийской империей".
Когда русская государственность восстановилась как самодержавное Московское царство, она осознала себя преемницей традиции православных ромейских императоров, в соответствии с которой неотделимы Царство и Церковь. Эта традиция восходит к последнему императору единой Римской империи Феодосию I (346-395) и отличается от западной традиции отделения духовной власти от светской.
Другое отличие - отсутствие на православном востоке схоластической традиции "учителей церкви". Па католическом западе она сменила Священное предание (патристику) - учение "Отцов церкви", завершенное на западе Исидором Севильским и на востоке - Иоанном Дамаскином. Восточная представлена богословами Великой Ромеи, иногда включая тех из них, кто жил значительно позже, например, святителя Григория Паламу.
Православные деятели о деньгах
Со времен Константина в городе его имени был налажен чекан высокопробной золотой монеты - солида (от лат. - "крепкий", "массивный"), или номисмы (общегреческое название денег). Она почти на тысячелетие стала наиболее ценимым средством обмена в международной торговле, способствуя закреплению Константинополя в роли "золотых ворот" между Западом и Востоком и "мастерской великолепия" с высокоразвитым ремеслом. Купец-писатель Косьма Индикоплов ("Плававший в Индию") в своей "Христианской топографии" (VI в.) поведал о том, как царь далекого острова Тапробана (Шри-Ланка) признал номисму (солид) лучшей монетой в мире, отдав ей предпочтение перед серебряной монетой иранских шахиншахов.
Император Великой Ромеи Лев VI Мудрый (886-912) был, по-видимому, первым, кто назвал устойчивую полновесную монету "нервом всех дел". А выдающийся богослов святитель Григорий Палама (1296-1359) показал природу денег как средства обмена при общественном разделении труда: с их помощью и "с выгодой для жизни и избыток устраняется, и недостаток восполняется".
Торговля древнерусских земель с Коистаптипополем-Цареградом по йодному пути "из варяг в греки" была экономической предпосылкой обращения Руси в православие, а упадок этого пути после разорения Константинополя западными крестоносцами стал одной из причин распада Киевской Руси и натурализации хозяйства русских земель. В итоге само понятие "деньги" появилось в русском языке уже в период владычества ордынских ханов под влиянием татарской серебряной монеты "тенге". Установление московского самодержавия сопровождалось централизацией чеканки монет, но обширная страна осталась бедной деньгами, и основу экономической мощи государства составило распоряжение землей и трудом прикрепленных к ней людей.