Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

"Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Это состояние экономических, юридических, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие".

"Экономическая безопасность – состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития".

"Экономическая безопасность – это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества".

Национальная экономическая безопасность (НЭБ) это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал.

Национальная безопасность – защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.).

В соответствии с другим источником национальная безопасность – это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.

НЭБ имеет: внутреннюю материально-вещественную основу; достаточно высокий уровень развития производительных сил, способный обеспечить существенно важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу экономической безопасности; достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможными выработку и принятие стратегии социального и экономического развития, претворяемый в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемый большинством народа.

По мере интернационализации производства национальная экономическая безопасность все более тесно связывается с международной экономической безопасностью.

Экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности – социальной, политической, военной, экологической, правовой, технологической, культурной, интеллектуальной, информационной, демографической, генетической, психологической и др., проникая в них и взаимодействуя с ними, в свою очередь аккумулирует в себе их воздействие, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безопасности.

Основной опасностью для НЭБ является деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала, закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике и ослабление ее экономической самостоятельности.

Система национальной безопасности – специально созданная в государстве и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений их деятельности по обеспечению надежной защиты национальных интересов.

На рис. 1.1 представлен понятийный базис категории "национальная безопасность" (ее состав и некоторые существенные признаки).

Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами государства, в том числе за пределами его территории. Национальные интересы для любой страны – это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей.

К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.

В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных регионах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей.

Рассмотрим категорию "национальной безопасности (силы) государства". Наиболее обобщенным среди всех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, которые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили концепцию "комплексной национальной силы". Она является, по мнению специалистов, синтезом традиционных и новых подходов.

Индекс (показатель) "комплексной национальной силы" состоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты.

Центральное место в показателе "комплексной национальной силы" занимает категория "способность вносить вклад в международное сообщество". Здесь имеются в виду финансово-экономические, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, организаций, корпораций. Составляющие этого показателя следующие.

Рис. 1.1. Понятийный базис категории "национальная безопасность"

1. Базовый потенциал, состоящий, в свою очередь, из экономической силы; финансовой мощи; науки и технологии.

2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе, включающие в себя: валютно-финансовые ресурсы; консенсус по вопросам международной политики; способность эффективно действовать на международной арене.

Вторая категория показателя "комплексной национальной силы" раскрывает "способность к выживанию" в кризисных и экстремальных международных условиях. Она состоит из следующих компонентов:

1) географические условия;

2) численность населения;

3) природные ресурсы;

4) экономическая сила;

5) оборонительные силы;

6) национальная мораль;

7) дипломатия и сотрудничество в области обороны.

Третья категория оценивает потенциал "возможного силового давления", т.е. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны. Сюда включены:

1) военная сила;

2) стратегические материалы и технология;

3) экономическая власть;

4) дипломатические возможности.

Затем рассчитывается средняя взвешенная всех трех составляющих показателя "комплексной национальной силы" для каждой страны, которая и является индексом этой "силы".