Лекция 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
После изучения данной главы студент должен:
знать
• основные направления обеспечения экономической безопасности государства и ее базовые показатели;
• основные элементы системы экономической безопасности государства;
уметь
• анализировать динамику основных направлений обеспечения экономической безопасности государства;
• прогнозировать потенциальные внешние и внутренние угрозы национальной экономической безопасности;
владеть
• основными методами анализа и прогнозирования угроз экономической безопасности государства;
• подходами к определению основных показателей ключевых направлений экономической безопасности государства.
Научно-техническая безопасность государства
России в наследство досталась специфическая система организации пауки, вытекающая из особенностей деформированного общественного разделения труда в бывшем СССР, что было обусловлено тотальным господством командно-административной системы и ее концентрированного выражения – отраслевой системы государственного управления, предопределяющей монополизацию и невосприимчивость материального производства к научно-техническому прогрессу. К сожалению, большинство недостатков этой системы до сих пор не преодолено.
Организационно российская наука разделяется на пять взаимосвязанных сфер (секторов).
1. Академическая наука – учреждения Российской академии наук (РАН) и других государственных академий наук.
2. Вузовская наука, представленная федеральными университетами, исследовательскими университетами, институтами, проблемными отраслевыми лабораториями, научно-исследовательскими отделами и секторами высших учебных заведений.
3. Отраслевая наука, к которой относятся самостоятельные научные организации, подчиненные органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам).
4. Корпоративная наука – как самостоятельные научные организации, входящие в состав производственных корпораций, так и (в основном) конструкторские, технологические и другие технические службы – подразделения в структуре предприятий и структурные единицы в составе производственных объединений (неюридические лица).
5. Вневедомственная наука – негосударственные научные организации, созданные в результате приватизации либо при государственных организациях в форме малых предприятий различных организационно-правовых форм.
Организационно выделение вневедомственной науки в отдельную сферу утрачивает актуальность, поскольку негосударственными могут быть отраслевые НИИ и КБ, созданные коммерческими структурами, в том числе с привлечением иностранного капитала. Эту часть организаций более правильно включать в корпоративный сектор. Поэтому в современных условиях как пятую сферу науки следует выделить малые инновационные (венчурные) предприятия.
В каждом секторе науки организационное развитие имеет свои особенности. В меньшей мере произошедшие изменения затронули академическую науку, поскольку она наиболее удалена от деловой сферы. Трудности с бюджетным финансированием и материальная заинтересованность в хоздоговорных поступлениях вынуждали академические институты искать "богатых заказчиков", что влекло за собой внутренние разграничения исполнителей госбюджетной и договорной тематики. Организационно это привело к сочетанию административно управляемых и хозрасчетных (контрактных) частей структуры.
В основном организационное развитие, ведущее к отмеченному многообразию форм, происходило в сфере прикладной (отраслевой) науки в условиях сочетания двух встречных тенденций – интеграционной и дезинтеграционной.
В результате созданы новые организационные структуры научно-технической сферы: инкубатор, технопарк, технополис.
Инкубатор – это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малым инновационным фирмам материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг.
Технопарк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерционализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения нововведений в сферу материального производства.
Технополис – это структура, подобная технопарку, но включающая в себя в целом небольшой город (населенный пункт), так называемые наукограды, развитие которых было целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы.
Технополис (научный парк, технологический парк) является наивысшим проявлением интеграционной тенденции. Он представляет собой конгломерат из нескольких десятков или даже сотен разместившихся на одной территории исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих венчурных организаций и др., которые связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Например, в США центром кристаллизации, т.е. стержневым звеном, обычно является крупный университет – генератор и носитель фундаментального знания, ложащегося в основу инноваций. В США насчитывается около 300 таких технологических парков. В Японии создано 19 технополисов, где собран мощный потенциал для разработки современных технологий в наиболее приоритетных областях. В России такого рода технополисы уже давно функционировали в форме так называемых наукоградов. В 2011 г. началось формирование еще одного технополиса – Сколково.
Реализация национальных интересов и безопасности Российской Федерации возможна только на основе устойчивого роста промышленности и экономики в целом, развития научно-технической сферы и инновационной системы страны, что может обеспечить достаточные уровень и качество жизни населения, гарантирующие социально-экономическую и политическую стабильность общества.
Для реализации задач национальной безопасности и обеспечения национальных интересов необходимы соответствующие ресурсы, что предъявляет определенные требования к темпам роста экономики в целом и ее основного звена – промышленности. Для решения важнейших проблем среднесрочного периода, связанных с обеспечением национальной безопасности, необходимо, чтобы к 2014 г. предел темпов роста ВВП был не ниже 4,5–5% в год. При этом не меньшими темпами должно расти и промышленное производство. Только при таких параметрах роста возможно создать условия для решения важнейших проблем среднесрочного периода, связанных с обеспечением национальной безопасности.
Анализ динамики производства отраслей обрабатывающей промышленности показывает, что в структуре отраслевого производства сокращается выпуск высокотехнологичной продукции, прежде всего инвестиционного назначения. Негативное влияние на структуру промышленного производства оказывает невысокий ежегодный прирост продукции высокотехнологичных видов экономической деятельности, который составляет около 5%.
Топливно-сырьевая направленность промышленного производства определяет нерациональную структуру экспорта. Главными экспортными товарами для России остаются топливно-энергетические ресурсы, цены на которые испытывают сильную зависимость от колебания мировых цен. В то же время основными статьями российского импорта являются машины, оборудование и предметы потребления.
Усиливается тенденция вытеснения с внутреннего рынка отечественных товаров импортными. Так, отечественная продукция легкой промышленности занимает только 30% внутреннего рынка, а собственных субстанций для лекарственных средств Россия выпускает менее 15%. Такое положение устанавливает сильную зависимость внутреннего потребительского рынка от импорта и представляет угрозу экономической безопасности страны.
На структуру промышленного производства негативное влияние оказывают: физический и моральный износ основных производственных фондов; ухудшение состояния минерально-сырьевой базы; дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в видах экономической деятельности, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии.
В связи с высоким износом в ближайшей перспективе возникает угроза значительного выбытия основных производственных фондов, что может привести к резкому спаду производства, выходу из строя оборудования, авариям.
В настоящее время все в большей степени в промышленности ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля, особенно в производствах, использующих для выпуска конкурентоспособной продукции передовые технологии. Неуклонно снижается доля специалистов, имеющих среднее профессиональное образование. Это может стать существенным ограничением роста промышленного производства в перерабатывающей промышленности, в первую очередь в машиностроении.
Необходим комплекс мероприятий по переподготовке и повышению квалификации специалистов промышленных предприятий. Особое место должна занять подготовка руководителей предприятий и ведущих специалистов по новым специальностям (менеджмент, маркетинг), прежде всего для развивающихся высокотехнологичных и наукоемких производств.
Важной составляющей в вопросах подготовки рабочих кадров высокой квалификации должна стать поддержка деятельности сохранившихся специализированных школ подготовки рабочих и научно-методическая помощь системе подготовки рабочих непосредственно на производстве.
В перспективе подготовку и повышение квалификации необходимо совершенствовать на базе прямых договоров высших и средних учебных заведений с корпоративными ведомственными структурами управления с учетом потребностей последних в подготовке квалифицированных специалистов конкретного профиля, которые будут готовы к работе в условиях развивающихся рыночных отношений и современных технологических укладов.
Отметим, что возможности модернизации и реконструкции производственного аппарата ограничиваются в первую очередь невысокой инвестиционной активностью, неблагоприятным инвестиционным климатом.
Наметившийся в последние годы рост инвестиций в промышленность неустойчив и недостаточен для ликвидации структурных диспропорций промышленного производства. Сложившаяся структура инвестиций соответствует сырьевой направленности экономики. Например, в 2000 г. более 60% всего объема инвестиций было направлено в отрасли топливно-энергетического комплекса. Несмотря на положительную динамику роста инвестиций, при сложившейся возрастной структуре основного капитала, его физическом и моральном износе объем инвестиций недостаточен для модернизации и реконструкции основных производственных фондов.
Совершенствование структуры промышленного производства сдерживается ценовыми структурными диспропорциями, что приводит к увеличению затрат в обрабатывающих отраслях, снижению объемов инвестиций и, соответственно, сокращению возможностей модернизации и реконструкции производства, что связано прежде всего с опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий.
Рост тарифов на услуги естественных монополий приводит к снижению рентабельности в промышленности. При изношенных основных фондах и недостаточном инвестиционном росте эффективность механизмов энерго- и ресурсосбережения остается низкой.
Указанные факторы усиливают структурные диспропорции в промышленности, отрицательным образом сказываются на темпах роста производства и его эффективности и в конечном итоге – на экономической безопасности страны.
Учитывая складывающееся положение в экономике, структурные диспропорции и угрозы безопасности в развитии промышленности и научно-технической сферы могут возрасти, если своевременно не принять соответствующие меры.
Ключевым вопросом развития промышленного производства, рационализации его структуры является повышение конкурентоспособности отечественной продукции, для чего необходимы в первую очередь ускорение структурных преобразований в промышленности, активизация инвестиционной деятельности и перевод промышленности на инновационный путь развития.
Стратегическим фактором, значение которого будет неуклонно возрастать в перспективе, является технологическое перевооружение отечественной промышленности, насыщение ее высокопроизводительными системами технологий и машин, а также новыми материалами, воплощающими новейшие достижения науки и техники.
В целях обеспечения устойчивого роста, повышения эффективности производства и конкурентоспособности промышленной продукции Министерство промышленности и торговли РФ разрабатывает стратегии развития отраслей промышленности с учетом их инновационной направленности. В стратегиях на основе анализа состояния промышленности и ее потенциала определяются основные направления перевода отраслей промышленности на инновационный путь развития, обеспечивающий повышение эффективности производства и совершенствование его структуры, конкурентоспособности отечественной продукции прежде всего за счет внедрения высокоэффективных научно-технических разработок, наукоемких и высокотехнологичных производств.
Переход к экономическому развитию инновационного типа требует принятия согласованных мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, решения комплекса задач реализации конкурентных преимуществ отечественных производств, поддержки тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста.
Активизация инвестиционной деятельности в промышленности требует принятия следующих мер:
– активизации деятельности государственных банков, государственных инвестиционных компаний по отбору и финансированию на возвратной основе инновационных проектов на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Эти направления требуют разработки предложений по расширению межбанковского кредитования, в том числе долгосрочного;
– активизации развития инфраструктуры инвестиционного рынка (фондов венчурного финансирования создания новой техники, специализированных информационных агентств и т.д.), формирования рынка инновационно-ориентированных инвестиционных проектов;
– стимулирования процессов привлечения сферы страхования к инвестиционной и инновационной деятельности путем создания механизмов финансирования из средств страховых фондов научно-технических и инновационных проектов, расширения страхования имущества научно-технической сферы, в том числе оборудования, введения страхования от возможных рисков малых инновационных предприятий и внедрения научно-технических разработок;
– широкого использования механизмов снижения инвестиционных рисков в наукоемкие и высокотехнологичные проекты за счет государственной поддержки заключительных стадий исследований и разработок и доведения их результатов до стадии коммерческого освоения;
– разработки и внедрения механизмов участия государства в инвестиционных проектах нефинансовыми вложениями в виде объектов интеллектуальной собственности.
Рационализация структуры инвестиций требует совершенствования форм и методов прямого государственного участия в инвестиционных проектах как при инвестициях в предприятия государственного сектора, так и при реализации совместных проектов с негосударственными инвесторами.
В части совершенствования государственной политики инвестирования необходимы также:
– переориентация банковской системы на кредитование реального сектора экономики, поэтапное снижение ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
– переход на международную систему бухгалтерского учета, совершенствование методов оценки основных фондов, амортизационной политики, правил инвестиционных конкурсов, методов патентной защиты и сохранения прав интеллектуальной собственности;
– создание специальных экономических зон с целью разработки и освоения в производстве эффективных технологий и новой конкурентоспособной отечественной продукции. Для этого потребуется доработка проекта федерального закона "О специальных экономических зонах", который обеспечит законодательную базу создания объектов по выпуску конкурентоспособной промышленной продукции и разработке высокоэффективных инновационных проектов;
– концентрация государственных инвестиций на объектах, обеспечивающих внедрение новых технологий. Это направление потребует выделения в федеральной адресной
инвестиционной программе 5%-й квоты для финансирования государственных капитальных вложений объектов науки, обеспечивающих разработку и освоение новой наукоемкой продукции;
– повышение уровня координации и качества управления инвестициями, реализуемыми в рамках адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, направленных на повышение конкурентоспособности отраслей отечественной промышленности, обеспечение мониторинга ограниченного числа крупнейших строек и инвестиционных проектов государственной значимости в промышленности и науке.
Реализация мер по повышению инвестиционной активности позволит обновить основные производственные фонды и технологии, обеспечить высокий технический уровень производства и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, особенно высокой степени обработки.
Среди механизмов государственного воздействия на развитие промышленности и решение этих задач определяющую роль играют программно-целевые методы. Реализация программно-целевого подхода будет осуществляться в рамках приоритета "Новая экономика", включенного в число "Приоритетов формирования перечня федеральных целевых программ на среднесрочную перспективу".
Основная задача программ – концентрация ресурсов на исследованиях, имеющих наибольшее значение для решения проблем социально-экономического развития страны и структурной перестройки промышленности.
Ликвидация структурных диспропорций развития промышленности в России предполагает осуществление государством комплекса мер по созданию условий для повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции. Основными из этих мер являются:
– создание машин и систем машин, посредством которых реализуются современные прогрессивные ресурсосберегающие технологии и обеспечиваются высокие качество и потребительские свойства товаров;
– внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды (для этих целей необходимо сформировать программу введения технико-экономических регламентов на разрабатываемую и выпускаемую продукцию, разработать программу использования в промышленности важнейших стандартов, разработать порядок введения правил Европейской экономической комиссии ООН по экологическим нормативам);
– формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции (для реализации этого направления необходимы корректировка Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность государственных научных центров и федеральных центров науки и высоких технологий, введение дополнений в законодательство, регулирующее деятельность наукоградов);
– совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений (важнейшим направлением здесь является введение льгот по налогу на прибыль, используемую для инвестиций в обновление и модернизацию производственной базы);
– обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирование производственно-технологических преобразований (необходима разработка механизмов долевого финансирования (государство – бизнес) высокоэффективных инновационных проектов, поддержка и стимулирование инвесторов за счет предоставления гарантийных залоговых резервов под реальные активы, развития лизинга уникального научного оборудования);
– выявление и поддержка технологий, освоение которых в производстве обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке за счет создания банка данных инновационных проектов и единой национальной системы учета научно-технических результатов по перспективным направлениям развития науки и технологий;
– вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и обеспечение надежной защиты от их несанкционированного использования (необходима разработка нормативных правовых актов по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности);
– объединение усилий со странами СНГ и другими государствами в разработке и освоении новых поколений конкурентоспособной техники;
– освоение механизмов продвижения высокотехнологичной российской продукции на рынки сбыта с целью расширения объемов продаж и замещения импорта.
На повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции направлены институциональные преобразования, которые предполагают:
– создание и укрепление корпоративных структур в научно-технической и производственно-технологической сферах, в том числе их научных организаций и учебных заведений, предоставление малым предприятиям безвозмездного доступа к накопленному государством объему научно-технической, технологической, правовой, финансовой и другой информации, обеспечивающей их основную деятельность;
– реформирование государственных научных центров Российской Федерации, создание с участием академических институтов и высших учебных заведений федеральных центров науки и высоких технологий и национальных исследовательских центров;
– реструктуризацию имущественных активов предприятий, для чего необходимо решение проблем вовлечения в имущественный оборот всех имеющихся нематериальных и материальных промышленных активов, выделения и обособления объектов жилищно-коммунальной сферы из состава имущественного комплекса предприятий и т.д.;
– ускорение процесса акционирования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной собственности, с последующим использованием механизмов отчуждения акций, вторичной эмиссии и др.;
– поддержку, в том числе государственную, малого предпринимательства путем создания политических, правовых и экономических факторов для его свободного развития, для чего необходимо сформировать правовую среду, обеспечивающую беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства, обеспечить приоритетное развитие малых и средних инновационных фирм, сформировать инфраструктуру, обеспечивающую доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов, и др.;
– создание условий, благоприятствующих дальнейшему укрупнению российского бизнеса, процессам корпоративной интеграции, модернизации и технологическому перевооружению промышленности;
– противодействие злоупотреблениям со стороны управленческих структур, доминирующих на тех или иных рынках;
– ориентацию крупного бизнеса на решение задач, соответствующих национальной стратегии долгосрочного экономического развития на инновационной основе;
– поддержку отечественного наукоемкого бизнеса на мировой экономической арене;
– совершенствование законодательства в области регулирования деятельности интегрированных структур, процедур и порядка создания и ликвидации федеральных промышленных групп, а также улучшения взаимодействия центра и регионов в работе с интегрированными структурами;
– создание межгосударственных и транснациональных ФПГ, являющихся наиболее привлекательной формой объединения российских и зарубежных партнеров со сложившимися кооперационными связями, а также участие в их структуре банковско-финансового капитала, обеспечивающего ускоренную реализацию экспортоориентированных проектов;
– реструктуризацию убыточного сектора промышленности, повышение действенности института банкротства, решение проблем монопрофильных городов;
– производственно-технологическую реструктуризацию, осуществление которой будет обеспечиваться приемлемыми условиями импорта технологического оборудования;
– создание и развитие отечественных центров международной сертификации;
– реструктуризацию системы маркетинга снабжения и сбыта, включающую расширение (сохранение, сокращение) секторов товарного рынка;
– перестройку корпоративного управления;
– организационно-управленческую реструктуризацию, в рамках которой предстоит определить правовой статус и правила правового регулирования, порядка и условий создания деятельности холдингов и иных интегрированных структур, завершить работы по переходу на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности и т.д.
Перевод российской промышленности на инновационный путь развития, ликвидация структурных диспропорций, повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции требуют расширения прямых связей между промышленностью и наукой. В этой связи развитие научно-технической сферы все в большей мере становится непосредственным фактором экономической безопасности страны и должно обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, приоритетных направлениях фундаментальной и прикладной науки, создание и развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.
Первоочередная государственная поддержка будет оказываться тем направлениям фундаментальных исследований, по которым Российская Федерация сохраняет лидирующее положение в мире.
Прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки будут акцентированы на решении наиболее актуальных проблем повышения эффективности и конкурентоспособности производства в рамках государственного заказа реального сектора экономики на научно-техническую продукцию, что позволит увязать программы развития научно-технического сектора со стратегическими целями развития промышленности и программами социально-экономического развития страны в целом.
Поскольку наука связана с обеспечением национальной безопасности, то и современная сфера НИОКР призвана решать задачи по нейтрализации угроз, которые обусловлены все возрастающей сложностью производственных технологий и технологических систем, все более тесной связью между элементами экономики, нарушениями экологического равновесия, возрастанием роли "человеческого фактора", высокой интенсивностью деятельности человека, усиливающейся интернационализацией и глобализацией экономических и общественных связей, собственно направлениями развития науки и технологий.
Под национальной научно-технологической безопасностью понимается такая динамика развития научно-технического комплекса, которая позволит достигнуть устойчивого воспроизводства национальной инновационной системы и гарантирует уровень научно-технического потенциала, минимально необходимый для своевременного перехода к новым технологическим укладам, поддержания национальной безопасности в целом, и в то же время в максимально возможной степени ограничивает негативное влияние научно-технического развития на общество и природу.
Анализ совокупности объектов и связей, обеспечивающих производство новых знаний и технологий, позволяет выделить наиболее существенные опасности для устойчивого развития научной и инновационной сферы деятельности.
В первую очередь, безопасность научно-технической сферы страны определяется состоянием ее ресурсной базы, или национальным научно-техническим потенциалом. В наиболее общем виде поступление и использование ресурсов в научно-технической сфере отражается в масштабах финансирования науки и инноваций.
В настоящее время основной показатель финансирования науки – внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к валовому внутреннему продукту – лишь 1,09%, хотя пороговое значение этого показателя составляет 1%. Сохраняется низкой доля расходов на научные исследования в объеме расходов бизнес-сообщества. Результатами недостаточного финансирования научно-исследовательской сферы являются низкий удельный вес инновационно активных предприятий, который составил в 2012 г. лишь 9,1%, и невысокая доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме продукции промышленности, которая составила в том же году 7,0%.
В целях повышения эффективности финансирования научно-технической сферы необходима разработка системы государственного финансирования науки, основой которой является механизм концентрации ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники. Для решения этой задачи предстоит существенно расширить практику конкурсного, адресного финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, проанализировать и отработать механизмы пилотных проектов, решающих задачи расширения секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Для реализации этих планов целесообразно направлять большую часть прироста ассигнований на финансирование инновационных проектов государственной важности и на фундаментальные исследования. Не менее важно, чтобы эти проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию для наращивания крупных корпоративных структур.
При выборе и финансировании приоритетных проектов различного вида необходимо использовать соответствующие системы оценки и механизмы государственной поддержки, межотраслевой маневр бюджетными средствами и их концентрацию в областях с наибольшей эффективностью реализации, бюджетные средства для финансирования заключительных этапов инновационного цикла выделять только при наличии внебюджетных источников инвестиций, необходимых для организации промышленного производства.
Еще одним направлением должна быть реализация инновационных проектов, имеющих государственное значение, основанных на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники и позволяющих создавать на их базе в течение двух-трех лет крупномасштабные высокотехнологичные производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Главной особенностью таких проектов должно быть паритетное привлечение средств государства и бизнеса.
Важным источником внебюджетного финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности должно стать венчурное инвестирование.
В соответствии с Планом мероприятий по развитию системы венчурного инвестирования в научно-технической сфере Российской Федерации Министерство образования и науки РФ (далее – Минобрнауки России) с привлечением Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) разработало механизм формирования сети национальных венчурных фондов в России для вложений в уставный капитал инновационных предприятий. Разработан порядок проведения конкурсов на участие Венчурного инновационного фонда в капитале создаваемых федеральных, отраслевых и региональных венчурных фондов.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам развития малого предпринимательства в инновационной сфере и повышения его инвестиционной привлекательности. Совместно с ФСФР России Минобрнауки России разработало предложения по упрощению правил и процедур регистрации закрытых акционерных обществ, являющихся венчурными инновационными предприятиями, при их учреждении и расширении уставного капитала.
Минобрнауки России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработало и реализует мероприятия по развитию национальной венчурной индустрии в России, включающей государственную систему стимулирования венчурных инвестиций.
Большое значение в связи с этим приобретает реструктуризация государственного сектора науки.
В ходе реструктуризации научно-технической сферы будет высвобождена часть федерального имущества и незавершенных объектов. Часть получаемых в результате реализации объектов предполагается использовать в качестве дополнительного бюджетного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных научных организаций.
Другую часть основных фондов предполагается использовать для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания инновационно-технологических центров и других объектов инфраструктуры инновационной деятельности.
Основная задача – концентрация ресурсов на исследованиях, имеющих наибольшее значение для решения проблем социально-экономического развития страны и структурной перестройки промышленности. Формируемые на программно-целевой основе программы развития и реформирования научно-технической сферы представляют собой совокупность взаимоувязанных проектов прикладных НИОКР и инновационных проектов, реализующих полную цепочку создания и промышленного освоения конкретных видов (групп) наукоемкой конкурентоспособной продукции, обеспеченной платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Главным направлением развития и реформирования научно-технической сферы является интеграция науки и промышленности с целью обеспечения непрерывности цикла "исследования – разработки – технологии – производство – реализация" продукции.
Повышению эффективности функционирования научно-технической сферы, использования результатов научной деятельности в промышленности будут способствовать также следующие меры:
– реформирование действующей системы технического регулирования, направленное на обеспечение перехода к международной практике регулирования вопросов безопасности и качества продукции. Это направление должно обеспечиваться за счет межведомственной системы мониторинга технического уровня, безопасности продукции, разработки программ повышения качества продукции, расширения сети сертификационных центров, реформирования системы подтверждения соответствия технического уровня продукции;
– стимулирование ресурсо- и энергосбережения за счет создания новых перспективных материалов, полимеров и компонентов на их основе, материалов со специальными свойствами, сверхтвердых материалов, биосовместимых материалов, катализаторов, технических норм по показателям энергосбережения и др.;
– широкое использование на промышленных предприятиях информационных систем и ресурсов;
– широкомасштабное применение в промышленности новейших технологий, объединяющих принципы и процедуры информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех его стадиях от разработки и производства до реализации и утилизации в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующей взаимодействие всех участников цикла преимущественно путем электронного обмена данными (ИПИ-технологий);
– применение биотехнологий для решения задач развития перерабатывающих отраслей промышленности, снижения воздействия промышленной деятельности на окружающую среду;
– определение направлений инновационной деятельности на основе системы долгосрочного прогнозирования, опирающейся на изучение тенденций мировой науки, техники, технологий и требований рынков и позволяющей реализовывать приоритетные направления научно-технической и производственно-технологической деятельности.
Необходимо обеспечить реализацию стратегий отраслей промышленности, принятие мер, направленных на повышение эффективности производства и конкурентоспособности отечественной продукции и ликвидацию структурных диспропорций за счет активизации инвестиционной и инновационной деятельности, а также институциональных преобразований, поддерживающих реформирование предприятий, развитие корпоративных структур и малого предпринимательства, совершенствование управления государственной собственностью. В результате этого будут обеспечены устойчивые темпы роста промышленности, сформирована структура экономики, сочетающая поддержание, развитие и воспроизводство потенциала топливно-сырьевой базы и производство продукции с высокой степенью обработки, использующие в полной мере накопленный научный потенциал и обеспечивающие эффективность и конкурентоспособность отечественной продукции, имеющей важной значение как для обороноспособности государства, так и для жизнедеятельности населения, освоения и развития передовых производств нового и новейшего технологических укладов.
В настоящее время доля России не превышает 0,3% производства наукоемкой продукции мира, тогда как на страны "семерки" приходится около 80–90% всей наукоемкой продукции и практически весь ее экспорт. Важнейшим фактором лидерства этих стран является то, что они владеют большинством имеющихся в мире макротехнологий.
Макротехнология охватывает совокупность всех технологических процессов (НИР, ОКР, подготовку производства, производство, сбыт и сервисную поддержку проекта) по созданию определенного вида продукции с заданными параметрами. Стремительное экономическое развитие Сингапура, Тайваня, Гонконга связано с тем, что в этих странах были внедрены одна-две макротехнологии.
В высокоразвитых странах сложились два подхода к формированию критических технологий. Если страна уже занимает устойчивый сегмент рынка наукоемкой продукции, то государство обычно помогает предприятиям сохранить эту нишу.
Информация, создающая основу для определения приоритетов, по которым государство поддерживает предприятия, предоставляется путем опроса научных фирм и организаций. Последние указывают, какие технологии будут играть ведущую роль в промышленности в следующие пять-десять лет и какие тенденции развития научно-технического комплекса будут влиять на научно-техническую безопасность.
В качестве основных тенденций в области научной и инновационной политики ряда развитых и развивающихся стран можно выделить следующие:
– активизация научной и инновационной политики в качестве универсального ответа на экономические и социальные вызовы современности;
– признание сферы исследований и разработок важнейшим приоритетом государственной научно-технической и бюджетной политики;
– существенное улучшение материального обеспечения научно-инновационной сферы;
– концентрация ресурсов на направлениях, способных обеспечить долгосрочный и устойчивый экономический рост;
– укрепление горизонтальных связей между участниками инновационного процесса: наукой, образованием, бизнесом;
– усиление поддержки и координации взаимодействия науки, бизнеса и государственных структур;
– смещение фокуса государственных неолиберальных подходов, основанных на создании рамочных условий развития, к качественно новому уровню государственного участия в управлении инновационным циклом;
– гармонизация научной, инновационной и промышленной политики.
В отличие от тех стран, где формирование прогноза о критических технологиях происходит "снизу", в Японии, например, первоначально осуществляют прогноз новой технологии, обеспечивающей выход новой продукции на внешние и внутренние рынки. Представляется, что в нашей стране необходимо также на государственном уровне определить и своевременно уточнять перечень конкурентных видов продукции и под них формировать перечень национальных критических технологий. Такой перечень был определен и утвержден Президентом РФ 21 июня 2006 г., после чего он пережил несколько трансформаций.