Эколого-правовые последствия вступления в ВТО
Очередной импульс развитию экономического механизма природопользования придает вступление Российской Федерации в ВТО. Открытость и социальный прогноз экономических, природоресурсных, природоохранных, правовых последствий являются обязательными требованиями подготовки и заключения важнейших для общества и страны соглашений.
Многие были едины в том, что вступление в ВТО влечет необходимость изменения экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, регулирующей его соответствующей нормативно-правовой базы, ее гармонизации с требованиями международного торгового сообщества.
Предстояло проводить инвентаризацию с перечнем федеральных и региональных законов, указов Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств с реестром новых эколого-правовых и иных актов либо изменений, дополнений в принятые акты.
Коренное в связи с этим совершенствование российского законодательства, затрагивающего природоресурсный, природоохранный экономический механизм, не исключало такое реформирование российского экологического права, которое могло повлечь создание новых эколого-правовых и экономических категорий и (или) институтов.
Серьезные изменения и появление новых правовых институтов могут понадобиться не в одной, а в нескольких отраслях законодательства, поскольку коммерческая, торговая деятельность, базируясь на требованиях гражданского, предпринимательского, арбитражного, гражданского процессуального и иных отраслей права, затрагивает вопросы, регулируемые финансовым, налоговым, информационным, природоохранным, природо-ресурсным, аграрным и многими иными отраслями российского законодательства.
Последствия проявляются в многочисленных, связанных друг с другом изменениях российских правовой, экологической, экономической систем. Иначе проявится отмечаемая в печати готовность депутатов "весело и с огоньком" принимать законы без вдумчивого их обсуждения, чтобы спустя некоторое время столь же "осмысленно" начинать увлекательное мероприятие под названием "внесение поправок в ранее принятые поправки".
После проведения инвентаризации, имплементации (включения зарубежных норм в национальное законодательство), систематизации нормативных правовых актов в форме инкорпорации эколого-правовых предписаний наступают условия открытости торговых и экологических отношений с их проверкой и подчинением международному контролю и надзору в соответствии с международными правилами и обычаями делового оборота.
Россия приняла на себя обязательства бывшего СССР в области охраны ряда природных ресурсов и природных объектов; страна провела и продолжает проводить огромную работу, создавать безотказные экономические и правовые механизмы по обеспечению применения наднациональных требований, с которыми мы согласились.
Часть авторитетных конвенций пока не применяются ввиду неготовности к их реализации ряда российских институтов и отсутствия условий. Например, Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию но вопросам, касающимся окружающей среды, от 25 июня 1998 г., Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте от 25 февраля 1991 г. предполагают завершение судебной реформы, иной уровень экологической культуры и образования, исполнительскую дисциплину природоохранного, правоохранительного аппарата и экономического механизма обеспечения рационального природопользования.
Действия экологической общественности, СМИ, повышение информационного обслуживания граждан, улучшение системы оказания им услуг, изменения и дополнения экономического природоресурсного и природоохранного механизма и регулирующего его действие законодательства, направленные на модернизацию, приближают возможности реализации признанных европейским, мировым сообществом договоренностей, направленных на внедрение природоресурсных стандартов и природоохранных регламентов.
Предварительная, тщательная подготовка к выполнению правовых актов имеет перспективу и представляется конструктивной при развитии рыночных торговых отношений, основанных на цивилизованном экономическом механизме природопользования.
В настоящее время мало кто отрицает возможность страны в условиях глобализации торговых порядков при применении основных достижений, навыков, использовать специфику своей экономической и правовой систем, экологического развития, обусловленные историческими, социальными, нравственными и прочими особенностями.
Входя в межгосударственные объединения, желательно конструктивно брать на вооружение все прогрессивное, что наработано человечеством, органично и со знанием дела вписывать его в свои экономико-правовые правила и национальные традиции.