Лекция Ф2.5. Экология и здоровье
В результате освоения содержания модуля Ф2.5 студент должен:
знать
o смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ понятий "здоровье", "популяционное здоровье", "индивидуальное здоровье";
o виды индивидуального здоровья: физическое, психическое и социальное (нравственное) здоровье;
o экологические детерминанты общественного и индивидуального здоровья;
уметь
o выявлять экологические детерминанты общественного и индивидуального здоровья;
владеть
o представлениями об экологических детерминантах общественного и индивидуального здоровья.
Здоровье людей - основной признак, основное свойство человеческой личности и общности, их естественное состояние, отражающее и индивидуальное здоровье, и способность общества в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои биологические и социальные функции.
Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье "как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности".
В литературе по экологии человека принято проводить четкую грань между индивидуальным и популяционным здоровьем.
Согласно определению Б. Б. Прохорова популяционное здоровье можно рассматривать как основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретного региона.
Для решения ряда научных и практических задач, связанных со здоровьем людей, производят оценку качества популяционного здоровья, отражающего, с одной стороны, степень вероятности для каждого человека достижения наиболее высокого уровня здоровья и творческой работоспособности на протяжении максимально продленной индивидуальной жизни, с другой, характеризующего жизнеспособность всего общества как социального организма и его возможности непрерывного гармоничного роста и социально-экономического развития.
Оценка качества популяционного здоровья предполагает определение уровня здоровья общности. В самом широком толковании уровень здоровья населения представляет собой совокупность усредненных демографических, медико-статистических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических, нервно-психических признаков составляющих общность людей. Совокупность этих признаков позволяет судить о жизнеспособности изучаемой общности и ее работоспособности, физическом развитии, заболеваемости, средней продолжительности жизни членов общности, способности их к воспроизводству здорового потомства. Уровень здоровья отражает степень адаптированности общности людей к определенным условиям жизни.
Уровень здоровья людей формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, телосложение, наследственность, раса, тип нервной системы) элементов. Если состояние здоровья отдельно взятого человека представляет собой явление в значительной степени случайное, которое может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами, то уровень здоровья достаточно представительной группы людей (усредненный уровень здоровья) всегда служит показателем благотворного или негативного влияния окружающей среды на население.
Оценка качества популяционного здоровья (определение уровня здоровья населения) производится на основании измерения ряда показателей, а именно:
- средней ожидаемой продолжительности жизни;
- стандартизованной смертности;
- младенческой смертности;
- материнской смертности;
- причин смерти;
- потерянных лет потенциальной жизни;
- заболеваемости;
- госпитализации;
- временной нетрудоспособности;
- инвалидности.
Качество популяционного здоровья сравнительно небольших контингентов оценивается с использованием метода определения "групп здоровья", которые выявляются путем специальных медицинских обследований отдельно детей и взрослых. на основании объективных медицинских данных всю совокупность обследованных делят на пять групп:
1) здоровые;
2) здоровые с некоторыми морфологическими и функциональными изменениями (лица, у которых отсутствует какое-либо хроническое заболевание, но наблюдаются последствия перенесенных болезней и травм);
3) больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями при сохраненных в основном функциональных возможностях организма (компенсированное состояние);
4) больные с хроническими заболеваниями (субкомпепсированное состояние);
5) тяжелые больные, находящиеся на постельном режиме, инвалиды I-II групп (декомпенсированное состояние).
ВОЗ предлагает оценивать уровень здоровья людей, которые на момент медицинского осмотра достигли международно-признанного возрастного рубежа: 1 год, 15 лет, 45 лет и 65 лет. При этом появляется объективная возможность выявлять изменения здоровья внутри каждой региональной группы населения и сравнивать между собой различные регионы. По результатам оценки здоровья можно говорить о его уровне (например, "регион с высоким уровнем здоровья населения" или "страна с низким уровнем популяционного здоровья" и т.д.).
На формирование популяционного здоровья влияют следующие факторы и их группы:
o природные условия (климат, поверхностные и подземные воды, геологическое строение территории, почвенный покров, растительность и животный мир, устойчивость природных условий);
o образ жизни и социально-экономические условия, в том числе качество медицинского обслуживания;
o загрязнение и деградация окружающей среды;
o производственные условия.
Состояние здоровья населения все чаще признается показателем конечного экологического эффекта воздействия природных и антропогенных факторов на людей. При этом имеются в виду как негативные, так и позитивные и защитные взаимодействия.
В настоящее время нет общепризнанных данных о долевом вкладе различных факторов в формирование индивидуального и популяционного здоровья людей. В материалах ВОЗ в совокупном влиянии на здоровье населения мира образу жизни отводится 50%, среде обитания - 20%, наследственности - 20%, качеству медико-санитарной помощи - 10%. Очевидно, что эти данные носят ориентировочный характер. Экспертные оценки разных авторов наиболее существенно расходятся как раз по вкладу экологических факторов - от 20 до 80%, а по мнению экономиста-эколога П. Г. Олдака, "около 95% всей патологии прямо или косвенно связано с окружающей средой, которая является либо причиной возникновения заболеваний, либо способствует их развитию".
Условия, обстоятельства, конкретные причины возникновение и развитие болезней и других поражений людей, носят название факторов риска. Имеющиеся перечни факторов риска насчитывают десятки рубрик, а по количеству вредных веществ счет идет на десятки тысяч факторов.
В табл. 2.6 приведена одна из существующих классификаций факторов риска окружающей среды для здоровья людей.
Таблица 2.6
Факторы риска окружающей среды для здоровья человека (Келлер, 1993 г.)
Природные факторы 1. Абиотические: o климато-метеорологические (температура, движение воздуха, осадки, ливни, ураганы, засухи и т.д.); o орографические (разрежение атмосферы, лавины, оползни, сели, проходимость); o геофизические (геомагнитные бури, землетрясения, цунами, гравитационные и тепловые аномалии, гелиоземные воздействия); o гидрографические (наводнения, заболачивание, осушение, подтопление, источники водоснабжения, состав поверхностных и подземных вод, способность их к самоочищению и переносу загрязнений); o геологические (состав пород, стратиграфия, тектонические разломы, радиация, радон, карст, полезные ископаемые); o почвенные (микроэлементы, способность к самоочищению, пылеобразование, кислотно-щелочное равновесие, состав и структура). 2. Биотические: o фауна (ядовитые и опасные животные, резервуары и переносчики возбудителей болезней, пищевые ресурсы); o флора (ядовитые и лекарственные растения и грибы, пищевые ресурсы, очистка воздуха, биоиндикация экологических вредностей); o микрофлора (воздуха, воды, почв, животных, растений, продуктов питания, предметов и объектов); o биологические компоненты комплексов (токсины, белки, продукты обмена веществ); o биоценозы (природные очаги болезней). Антропогенные - социально-экономические факторы o население (демография, расселение, урбанизация, миграции, половозрастной и профессиональный состав, культура, образ жизни, обычаи, конфессии, материальное благополучие); o территориальная организация общества, хозяйственное использование земель; o физические загрязнения (воздуха, воды, почвы, радиация, электромагнитные поля, тепловое загрязнение, шум, аэрозоли); o химические загрязнения (воздуха, воды, почвы, растений, животных, продуктов питания, объектов); o биологические факторы (микробные загрязнения воздуха, воды, почвы; органические отходы, аллергены); o промышленные и транспортные факторы (аварии, катастрофы, ДТП, грузопотоки); o коммунально-бытовые факторы; o санитарно-гигиеническое состояние и эпидемический статус; o психотравмирующие факторы (стрессоры, экологическая утомляемость); o медицинские и ветеринарные службы и инфраструктура. |
Индивидуальное здоровье человека - состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои специфические функции.
Можно говорить о трех видах индивидуального здоровья - о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Основа физического здоровья - морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.
Нарушение физического здоровья человека находит свое выражение в развитии у него различного рода заболеваний. В настоящее время действует Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10). Все болезни в ней сгруппированы в следующие классы.
Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни.
Класс II. Новообразования.
Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм.
Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ.
Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения.
Класс VI. Болезни нервной системы.
Класс VII. Болезни глаза и его придаточного аппарата.
Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка.
Класс IX. Болезни системы кровообращения.
Класс X. Болезни органов дыхания.
Класс XI. Болезни органов пищеварения.
Класс XII. Болезни кожи и подкожной клетчатки.
Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани.
Класс XIV. Болезни мочеполовой системы.
Класс XV. Беременность, роды и послеродовой период.
Класс XVI. Отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде.
Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки крови), деформации и хромосомные нарушения.
Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.
Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин.
Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности.
Класс XXI. Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения.
Большая часть болезней, за исключением, пожалуй, включенных в класс V, могут быть отнесены к разряду физических, то есть развивающихся вследствие нарушения физического здоровья. Классы XX и XXI не содержат описания болезней.
Экологические аспекты того или иного заболевания различны в зависимости от его причин, которые распадаются на две категории.
Во-первых, непосредственной причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть различные факторы внешней среды. Совершенно очевидна, например, связь географического распределения ряда патологических состояний - обморожений, теплового удара, горной болезни, ползучей язвы роговицы - с климатическими зонами, высотой местности над уровнем моря и интенсивностью ультрафиолетового излучения. К неблагоприятным природным факторам в наше время добавился огромный спектр техногенных загрязнений окружающей человека среды.
Во-вторых, биотические компоненты окружающей среды могут содержать этиологические агенты в виде патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы, простейшие), опасных для человека животных и растений. Роль среды в разных регионах Земли и в разные периоды выражается также в различных нарушениях, связанных с питанием, недостатке пищевых ресурсов животного и растительного происхождения, а также минеральных солей.
Кроме болезней, возникающих непосредственно под влиянием неблагоприятных условий окружающей среды, существует большая группа заболеваний, внешнее проявление которых кажется результатом плохой приспособленности организма, его отдельных органов и систем. В действительности же болезни проявляются лишь в результате взаимодействия с внешней средой.
Согласно рекомендации ВОЗ психическое здоровье человека может быть определено как состояние благополучия, при котором он может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Под нормальным психическим здоровьем понимают гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту, возрастной норме данного человека. Благоприятное функциональное состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.
Нарушение психического здоровья человека находит свое выражение в развитии у него психических расстройств. Существуют два типа классификаций психических расстройств: национальные классификации и международная, разрабатываемая в рамках ВОЗ и периодически обновляемая.
В пятом (V) разделе Международной классификации болезней Десятого пересмотра (МКБ-10) все известные психические заболевания сгруппированы в 11 блоков.
F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
F2. Шизофрения, шизотопические и бредовые расстройства.
F3. Расстройства настроения (аффективные расстройства).
F4. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства.
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами.
F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
F7. Умственная отсталость.
F8. Нарушения психологического развития.
F9. Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте.
F99. Неуточненное психическое расстройство.
В классификации психических расстройств, используемой в России, конкретные заболевания и расстройства выделяются на основе единства установленных или предполагаемых этиологических (детерминирующих) факторов и патогенетических механизмов, а также сходства клинических проявлений, динамики и исходов психических расстройств.
Формы психических расстройств объединены в несколько групп на основании близости, родства этих форм в этиопатогенетическом отношении.
1. Эндогенные психические заболевания.
Эти заболевания преимущественно обусловлены внутренними патогенными факторами, в том числе наследственным предрасположением, при определенном участии в их возникновении различных внешних вредностей.
В их состав включены шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, циклотимия, функциональные психические расстройства позднего возраста.
2. Эндогенно-органические психические заболевания.
Развитие этих заболеваний определяется или внутренними факторами, приводящими к органическому поражению головного мозга, или взаимодействием эндогенных факторов и церебрально-органической патологии, возникающей в результате неблагоприятных внешних влияний механического и биологического характера (черепно-мозговых травм, нейроинфекций, интоксикаций).
В их состав включены эпилепсия (эпилептическая болезнь), атрофические заболевания головного мозга, деменции альцгеймеровского типа, болезнь Альцгеймера, сенильная деменция, болезнь Пика, хорея Гентингтона, болезнь Паркинсона, психические расстройства, обусловленные сосудистыми заболеваниями головного мозга.
3. Соматогенные, экзогенные и экзогенно-органические психические расстройства.
В эту обширную группу входят, во-первых, психические расстройства, обусловленные соматическими заболеваниями и разнообразными внешними биологическими вредностями внемозговой локализации и, во-вторых, психические расстройства, основой которых становятся неблагоприятные экзогенные воздействия, приводящие к церебрально-органическому поражению. В развитии психических расстройств этой группы определенную, но не ведущую роль играют эндогенные факторы.
В их состав включены психические расстройства при соматических заболеваниях, экзогенные психические расстройства, психические расстройства при инфекционных заболеваниях внемозговой локализации, алкоголизме, наркомании и токсикомании, психические расстройства при лекарственных, промышленных и других интоксикациях, экзогенно-органические психические расстройства, психические расстройства при черепно-мозговых травмах, психические расстройства при нейроинфекциях, психические расстройства при опухолях головного мозга.
4. Психогенные расстройства.
Это расстройства, возникающие в результате воздействия на личность и телесную сферу стрессовых ситуаций.
В их состав включены реактивные психозы, неврозы, психосоматические (соматоформные) расстройства.
5. Патология развития личности.
В данную группу входят патологические психические состояния, обусловленные аномальным формированием личности.
В их состав включены психопатии (расстройства личности), олигофрения (состояния психического недоразвития), другие задержки и искажения психического развития.
Большинство психических и поведенческих расстройств имеют многофакторную природу. Даже если в случае какого-либо конкретного заболевания ведущей причиной возникновения расстройства выступает одна четко доказанная биологическая причина (например, генетическая аномалия), то за актуальное психологическое состояние конкретного больного все равно отвечает целая цепочка обстоятельств, накладывающихся на определенную природой индивидуальную особенность механизмов психической деятельности в процессе его личностного развития. Именно по этой причине в современной клинической психологии принято обращать внимание на условия возникновения психических расстройств и нарушений поведения, в которых может сочетаться действие разных факторов: генетических (наследственных), биохимических, нейрофизиологических, психофизиологических, личностных, социально-психологических, социологических.
Генетические факторы определяют мозговую структуру и механизмы "инструментов" психической деятельности и отвечают за диапазон индивидуальных различий в поведении человека. Гены закладывают фундамент уникальности психологического облика индивида. Вероятность получения одного и того же набора генов двумя организмами, рожденными в результате слияния двух половых клеток родителей, равна 1:2, т.е. менее одного шанса на более чем 64 триллиона возможных комбинаций. Гены оказывают влияние, прежде всего на строение и биохимическую активность материального субстрата психики - мозга.
Психические расстройства, как правило, связаны с действием не одного, а нескольких генов. В современной психогенетике существует предположение, что возникновение психических расстройств является необходимым следствием генетического многообразия вида Homo sapiens. Причина в том, что люди с отклонениями от среднестатистического "норматива" психических функций выполняют роль своеобразного природного "резервуара", за счет которого в природе поддерживается уровень распространенности и степень выраженности определенных психических функций. Например, благодаря наличию людей с наследственной предрасположенностью к развитию шизофрении в общей популяции поддерживается достаточный уровень распространенности и оптимальная степень развития мозговых механизмов, обеспечивающих креативные способности мыслительной деятельности. Не само наличие, а связанность генов шизофрении с другими генами определяет возможность развития психического расстройства, поскольку эти гены в связках с другими ("сдерживающими") генами имеются и у психически здоровых людей, отвечая за функционирование их когнитивных способностей. Разные комбинации одних и тех же генов могут по-разному проявлять себя в зависимости от условий окружающей среды. Поэтому в многофакторной модели развития психических расстройств речь идет не о том, что в них обусловлено наследственностью, а что - средой. Здесь речь может идти о том, какой аспект расстройства обусловлен генетически, а какой - влиянием социального окружения.
Биохимические факторы отвечают за скорость и эффективность передачи нейронных импульсов, специфичность рецепторов, характер взаимодействия нервных клеток между собой, инициацию и настройку нервных процессов. К биохимическим факторам относят биогенные амины (дофамин, норадреналин, серотонин) и аминокислоты, деятельность эндокринной и иммунной систем. Биогенные амины являются наиболее значимыми нейромедиаторами. Дофамин обеспечивает целесообразное и целенаправленное поведение за счет регулирования процессов восприятия, внимания и познания. Чрезмерное снижение или повышение функционально оптимального для обычной среды обитания человека уровня дофамина может привести к нарушению психической регуляции процесса взаимодействия организма и окружающей среды. Норадреналин имеет функцию активации, синхронизации и согласования различных нейронных процессов, обеспечивая концентрацию внимания, бодрствование, эмоциональный фон настроения. Серотонин выполняет противоположную функцию инактивации нейронных процессов, отвечая за расслабление, покой и сон. Нередко психические расстройства связаны с изменением оптимального баланса норадреналина и серотонина. Различные аминокислоты обеспечивают необходимый уровень возбуждения нейронных процессов, связанных с научением и памятью, а также выполняют функции ингибиторов.
Эндокринные процессы обеспечивают адаптивные способности к психоэмоциональным нагрузкам, оптимизируют способность центральной нервной системы (ЦНС) реагировать на внешние стимулы, мобилизуют энергетические резервы организма при стрессах.
Несмотря на обнаруженную связь ЦНС и иммунных процессов, до сих пор не ясно, как иммунная система может определять психические процессы. Пока наиболее изучены воздействия ЦНС на характер иммунных процессов (психоэмоциональный стресс приводит к снижению иммунных параметров, что создает уязвимость к соматическим и инфекционным заболеваниям или провоцирует организм на борьбу против своих собственных клеток).
Нейрофизиологические факторы выступают материальной основой психических процессов, т.е. тем, посредством чего осуществляется психическая деятельность человека. Любой психический процесс - восприятие, внимание, память, эмоции - связан с какими-то физиологическими переменными. Нейрофизиологические процессы ориентировки и габитуации определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических и информативных для реализации своих целей признаков среды. Изменения электрической проводимости в нейронных цепях приводят к изменениям в распознавании тех или иных характеристик хорошо знакомого раздражителя. Память реализуется посредством соединений взаимно возбуждающихся клеток, в результате чего возникают "нейронные ансамбли" - конструкции из совокупностей нейронов и их синоптических связей, образующих сравнительно устойчивую во времени систему. Каждому воспринимаемому событию соответствует свой "ансамбль" (пространственно-временной код). Следовательно, нарушения памяти могут быть связаны с искажениями "нейронных ансамблей", хранящих информацию о событиях.
В настоящее время нейрофизиологические механизмы эмоций еще недостаточно исследованы. О них стало известно только во второй половине XX в., когда были обнаружены мозговые центры удовольствия и неудовольствия (положительных и отрицательных эмоций), локализованные в основном в гипоталамусе и в архипалеокортексе. Электроэнцефалографические исследования показали доминирование определенных частот в ЭЭГ-активности при разных эмоциональных состояниях. Одной из гипотез является то, что в гипоталамусе происходит интеграция соматических и вегетативных компонент эмоциональной активности, а на более высоком мозговом уровне (в гиппокампе, миндалине и неокортексе) представлены операции, необходимые для вызова эмоций. Таким образом, нейрофизиологические структуры являются механизмами реализации эмоциональных состояний, обеспечивая специфические поведенческие реакции на средовые раздражители. Однако взаимосвязь психических и нейрофизиологических процессов еще не означает однозначных причинно-следственных отношений: психические расстройства не обязательно всегда вызываются дисфункцией нейрофизиологической активности мозга. Жизненный опыт и обучение в гораздо большей степени определяют организацию коры больших полушарий, чем это было принято считать в традиционной клинической психологии и медицине.
К психофизиологическим факторам психических расстройств относится общая физиологическая активность организма, влияющая на протекание психических процессов. Психофизиологическими факторами является деятельность центральной и периферической (автономной) нервной системы, нервно-мышечная активность, деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, эндокринной систем. Все эти факторы связаны с процессами активации психики в условиях, побуждающих к кратковременным или стойким функциональным изменениям психической деятельности. К психофизиологическим факторам можно отнести длительные перегрузки (соматические, эмоциональные, обусловленные болезнью), которые приводят к нарушениям психической деятельности в результате приписывания им той или иной роли при субъективном восприятии человеком физиологических сигналов своего организма. Используя психофизиологические параметры, можно увидеть изменения в переработке информации, которые играют решающую роль в клинике некоторых психических расстройств, например шизофрении, при которой наблюдается сниженное торможение нерелевантных ситуации сигналов, проникающих в сознание и влияющих на психотическую симптоматику.
Личностные факторы связаны с влиянием приобретенных в ходе развития (социализации и воспитания) психологических черт, повышающих уязвимость перед возникновением психических и поведенческих расстройств. Интегральной личностной способностью, обеспечивающей гибкую адаптацию к различным стрессовым ситуациям, является способность совладания со стрессом (копинг). Совладание связано с наличием у человека психических сил, позволяющих открыто признавать имеющиеся проблемы с целью дальнейшего их разрешения. В психологии существуют различные теории, рассматривающие условия возникновения этой способности и акцентирующие внимание на разных аспектах ее формирования: психоанализ, теории социального научения, гуманистические концепции и др. Способность к совладанию связана с оценкой ситуации: способностью заметить критические изменения, с которыми нужно справиться, и способностью оценить имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы. Вместо совладания, ориентированного на решение, человек может прибегать к стратегии психологической защиты (совладание только на эмоциональном уровне).
Способность к совладанию чаще всего раскрывается в понятии психологического типа личности: сочетании характерологических черт, обеспечивающих эффективную или неэффективную адаптацию к изменчивым условиям жизни. Эти характерологические черты формируются в опыте детско-родительских отношений и в определенных стратегиях взаимодействия родителей и педагогов с детьми.
Другими личностными факторами, возникающими в процессе социализации, являются эмоциональная стабильность, выносливость (под этим здесь понимается система представлений о себе и мире, которые поддерживают человека во взаимодействии со стрессовыми событиями), самоэффективность, локус контроля и др.
К социально-психологическим факторам психических расстройств относятся характеристики общения и межличностного взаимодействия, статусно-ролевые позиции в общении и взаимодействии, а также социальные установки (аттитюды) и представления. Они могут иметь разный уровень влияния на возникновение нарушений: прямое, опосредованное, модерирующее, дополнительное, поддерживающее.
Прямое действие оказывает такой фактор, как социальная депривация (лишение общения и взаимодействия с желаемыми или необходимыми для личности социальными объектами, лишение внимания со стороны других людей, изоляция). Но чаще всего социально-психологические факторы имеют значение опосредующих, модерирующих, дополнительных или поддерживающих влияний.
Изменение характеристик общения и взаимодействия у человека с отклонениями в психической деятельности чаще всего связано с тем, что социальное окружение ориентировано на другие - стандартные, общепринятые формы проявления отношения и обращения. Поэтому свойственные людям с психическими отклонениями формы общения и взаимодействия не вписываются в стандартные правила, здоровые люди начинают избегать общения с такими людьми, отклоняющиеся люди в силу личностных особенностей не в состоянии гибко ответить на это избегание (или предотвратить его), что поддерживает и усугубляет их психологический дискомфорт (болезненность). Часто именно отсутствие взаимности поведенческих реакций и понимания ("поддерживающей коммуникации") провоцирует дальнейшее развитие отклонений и способствует превращению их в болезнь.
Вследствие несоответствия принятым правилам общения и взаимодействия люди с психическими отклонениями рассматриваются окружающими как социально некомпетентные. При этом социальная компетентность содержательно охватывает не только социальное поведение, по и соответствие стандартам проявления в общении таких психических функций, как восприятие, мышление, память, воображение, эмоции. Таким образом, нарушения хотя бы в одной области психики с неизбежностью влекут (по принципу домино) нарушения во всех остальных сферах личности. Ярким примером этого является концепция возникновения поведенческих расстройств у людей с шизофренией. Имеются эмпирические основания полагать, что поведенческие нарушения у шизофреников возникают вследствие преобладания негативных эмоциональных сообщений в их общении с окружающими людьми (родственниками, персоналом клиник). Негативные эмоциональные сообщения могут передаваться только по одному из каналов коммуникации (вербальному или невербальному). В этом случае человек, страдающий когнитивными нарушениями, также реагирует не только на негативную информацию, но и на несогласованность модальности информации, поступающей по разным каналам общения. Провоцирующими поведенческие расстройства являются критические комментарии, враждебные замечания, повышенное эмоциональное участие, подавляющие высказывания по отношению к человеку, имеющему психическое отклонение.
Отклонение от общепринятых стандартов психической деятельности и поведения запускает у окружающих процессы избирательного внимания к человеку с отклонениями и к пристрастным выводам в отношении наблюдаемого поведения, которым свойственна атрибуция - приписывание предполагаемых причин отклонения. Нередко именно в результате избирательности внимания и атрибуции то или иное отклонение начинают считать болезнью. Общество навешивает на нестандартное поведение ярлык болезни, с которым связано исполнение больным определенных социальных ролей. И как результат мы имеем дело с феноменом "самоисполняющихся пророчеств": ожидание негативных последствий отклонения приводит к их появлению.
Социологические факторы связаны с характеристиками социального пространства, в котором совместно проживают люди с психическими и поведенческими отклонениями и люди, соответствующие общепринятым нормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни с учетом индивидуальных особенностей психики людей с отклонениями от общераспространенных нормативов, материальные условия жизни (бедные люди заболевают значительно чаще). Социальное неравенство является ведущим социологическим фактором, ответственным за возникновение и развитие психических расстройств. Оно означает неравенство жизненных условий и шансов людей, которые сталкиваются с поражением в правах и ограничениями в доступе к распределению благ из-за своих психических и личностных особенностей. В результате одни люди (психически "здоровые", соответствующие нормам) оказываются в лучшем положении, тогда как другие (психически "больные") - в худшем, дискриминированном положении. Люди с отклонениями оказываются исключенными из сформированного большинством членов общества жизненного стиля, что способствует развитию отклонения в такую форму, как "болезнь".
Несмотря на то что из охарактеризованных выше групп факторов собственно средовыми являются социально-психологические и социологические, остальные группы факторов также имеют очевидную экологическую обусловленность: индивидуальный набор генов детерминирован условиями жизни предков в ряду поколений; ОГЛАВЛЕНИЕ и динамические характеристики биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических процессов в организме в значительной степени определяются характером его взаимодействия со средой; личность формируется в процессе взаимодействия с социальным окружением.
Нравственное (социальное) здоровье личности определяется ее адаптированностью и способностью к принятию и соблюдению принципов и норм социальной жизни, сложившимися и установленными в определенном человеческом сообществе, а также фактической адаптированностью, "вписанностью" в структуру общественных отношений. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Нарушение социального здоровья личности находит свое выражения в различного рода девиациях, формах отклоняющегося поведения.
Девиантное поведение - эго поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Исторически сложились несколько основных подходов к объяснению природы девиантного поведения.
1. Биологический подход. Пионером данного подхода можно считать известного итальянского судебного психиатра, врача, криминалиста Ч. Ломброзо, который еще в конце XIX в. утверждал, что существует зависимость между криминальным поведением и определенными физическими чертами человека. В середине XX в. У. Шелдон сделал вывод о том, что наиболее предрасположены к девиантному поведению люди со стройным и сильным телом, склонные к активному поведению (мезаморфы). В 1960- 1970-е гг. прошлого столетия была сделаны попытка доказать большую склонность к девиантному поведению людей, обладающих дополнительной хромосомой типа "игрек". На сегодняшний день большинство исследователей приходят к выводу, что биологическая предрасположенность к различным формам девиантности проявляется только при наличии благоприятствующего влияния социальной среды.
2. Психологический (психоаналитический) подход. Основоположником данного подхода является известный австрийский психиатр З. Фрейд, утверждавший, что отклонение в поведении - результат конфликта между сознанием и подсознанием, между физиологическими потребностями индивида и социокультурными нормами среды. С этих позиций причинами возникновения девиаций признавались конфликты, свойственные личности (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх кастрации и т.п.).
3. Социологические подходы. Они связывают девиации с какими-либо особенностями развития общества, социокультурными явлениями и процессами. Классиком этого подхода является французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал девиацию в связи с анализом социальной солидарности, в теории аномии. Термин "аномия" в переводе с греческого означает "безнормность". Это такое состояние общества, когда социальные нормы теряют свою значимость для значительной доли населения, когда исчезает четкая, непротиворечивая система регуляции поведения человека. Э. Дюркгейм считал, что аномия возникает в периоды резких социальных переломов, когда прежние ценности устаревают, а новые не успевают сформироваться, утвердиться, стать массовыми. Меняются сами нормы, меняется реакция индивидов на них. Люди "теряют почву под ногами". Возникает социальная дезорганизация, ведущая к возникновению самых разных девиаций: от преступности до склонности к самоубийствам. Еще один важный вывод Э. Дюркгейма заключался в том, что хотя девиация - социальная патология, но общество совсем без девиаций невозможно, аномия лишь повышает ее уровень.
Современный американский социолог Р. Мертон связал аномию с социальным неравенством, подчеркивая, что она возникает из-за разницы в доступе социальных слоев к одобряемым обществом, законным средствам достижения жизненного успеха. Неравенство проявляется в степени удовлетворения не только основных жизненных потребностей, но и социальных - в престиже, уважении. Мертон подчеркивает, что аномия возникает из-за различий в степени ассимиляции социальных целей и норм различными социальными слоями общества. Дисгармоничность целей культуры и законных средств достижения жизненного успеха при аномии, по Р. Мертону, - эго фактор социальной напряженности.
Т. Селлин рассматривал в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ. На основе его теории американский социолог А. Коэн разработал собственную концепцию субкультур. В масштабе небольших социальных групп он рассмотрел особенности, культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок). Ученый установил, что в таких микрогруппах могут формироваться своего рода "миникультуры" (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры. Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре) как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение как девиантное. А. Коэн обосновал также идею о том, что большинство девиантных групп являются негативным отражением культуры большей части общества.
Теория конфликта основана на предпосылке, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, что бы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. К этому направлению относится и ставшая популярной на Западе в 1960-е гг. так называемая радикальная криминология, рассматривающая преступность через призму классового и этнического неравенства. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система. Поскольку неравенство присуще самому базису системы, многие теоретики конфликта придерживаются мнения, что единственно возможное решение заключается в полном переустройстве системы, замене ее более справедливой, в которой разрыв между имущими и неимущими будет сведен к минимуму.
Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально-классовым положением индивида. Обычно люди из высшего общества - богатые, могущественные, влиятельные - играют главную роль в определении того, что является девиантным, а что нет. Эти люди способны влиять на моральное и правовое определение девиантности многочисленными законными методами (лоббирование, финансовые вложения в политические кампании, отбор кандидатов на должность, участие в различных корпорациях, определяющих политику). В результате моральная и законодательная система общества отражает интересы власть имущих. Поведение тех, чьи интересы при этом не представлены, гораздо вероятнее определяется как девиантное.
В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить какого-либо конкретного типа девиации. Более вероятно, что девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов. Общие причины девиаций (биологические, психологические, социальные) по-разному "комбинируются" и принимают многообразные формы, порождая ту или иную разновидность девиаций, то или иное конкретное девиантное поведение.
Девиации взаимосвязаны, существует эффект индукции различных форм социальной патологии. Одно негативное явление усиливает другое (например, наркомания может порождать преступность).
Девиации зависят от состояния социальной среды, причем разные виды девиаций по-разному реагируют на изменения среды. Так, уровень самоубийств во время войны падает, при кризисе общества растет экономическая преступность.
Для каждой конкретной личности, кроме названных выше общих причин, причиной девиации является и несоответствие объективных свойств индивида, его задатков, способностей, качеств требованиям статусной позиции, которую он реально занимает. Причем занимаемая позиция может быть как ниже (поэт, работающий истопником), так и выше (руководитель, не соответствующий должности) объективных возможностей личности.
Одной из наиболее острых форм социальной дезадаптации личности, проявлений ее социального нездоровья, является социопатия.
Социопатия (также - диссоциальное, или антисоциальное, расстройство личности, устар. - антисоциальная психопатия) - расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности. Применяемый сегодня (прежде всего в психиатрии) более широко трактуемый термин "психопатия" изначально относился только к этому расстройству личности.
Психопатические личности - это люди, которые вследствие своих психических особенностей страдают сами и заставляют страдать других. Личностные девиации у таких больных могут претерпевать известные видоизменения, усиливаться или, наоборот, сглаживаться. Расстройства личности не воспринимаются больными как чуждые, требующие медицинской (психиатрической) помощи. Поскольку патологические изменения при психопатии препятствуют естественной адаптации в обществе, для их диагностики большое значение имеют социальные критерии: характер взаимоотношений с другими людьми и социальными институтами, наличие делинквентных проявлений и т.п.
Социопаты отвергают общепринятые нормы поведения, для них характерны ранняя делинквентность с оппозицией к родителям, а иногда и открытой враждебностью к окружающим. В связи с отсутствием духовных интересов и привязанностей они пренебрегают традициями, игнорируют социальные, моральные и правовые нормы. Для социопатов нет никаких запретов или ограничений. Чтобы вести себя по собственному усмотрению, они, будучи подростками, часто убегают из дома. Они живут, не задумываясь о будущем, одним днем, не доводят начатое до конца, предпочитают легкий заработок серьезному ответственному труду, склонны жить за счет других. Отличаясь примитивным гедонизмом, в поисках острых ощущений, будучи неспособными прогнозировать негативные последствия своих поступков, такие личности оказываются вне категории конструктивно деятельных членов общества: не удерживаются на работе, вступают в конфликты, затевают драки. Свойственная им жестокость проявляется в причинении мучений животным, младшим по возрасту, более слабым и немощным людям (включая собственных детей, престарелых родителей), сексуальной агрессивностью. При постоянном принуждении и строгом контроле со стороны окружающих за их поведением у социопатов на какое-то время может возникать компенсация состояния. Если же строгого контроля нет, они предпочитают праздный образ жизни, легко вовлекаются в антисоциальные группы, могут в компании совершать антисоциальные поступки, преступления, легко привыкают к спиртному и наркотикам. Уличенные в неблаговидных делах, в совершении преступлений, подобные лица перекладывают свою вину на других, не обнаруживая никакого стыда или смущения. Социопаты склонны к псевдологии, их ложь довольно наивна, плохо продумана, неправдоподобна, что их также абсолютно не смущает. Таким образом, жизненный сценарий социопатов характеризует стойкая социальная дезинтеграция.
Психическое равновесие социопата способна нарушить любая мелочь: любой образ, запах, звук, цвет. Если что-то нарушает внутреннее благополучие социопата, он мгновенно приходит в ярость, внешне схожую с проявлениями обычного психоза.
Согласно определению Э. Берна, социопаты бывают двух типов. Первый тип, латентный, или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой им как идеал. Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что "написано в книге". Примерами латентных социопатов могут служить приверженцы псевдохристианских течений, дискриминирующие других людей.
Второй тип - активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения, то как только оказывается вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего поведения, он тотчас перестает себя сдерживать.
Причины социопатий до настоящего времени достоверно не установлены. Существуют крайние точки зрения, согласно одной из которых социопатия является наследственным заболеванием или следствием генетического дефекта, согласно другой - причины развития социопатий у индивида лежат исключительно в социальной сфере, т.е. она развивается вследствие общего неблагоприятного влияния социальной среды и неэффективного воспитания. Сегодня в отечественной психиатрии считается установленным, что социопатия представляет собой не группу однородных явлений, а лишь однотипное "развитие" различных по своей природе форм личностных расстройств. Основой развития социопатии могут служить психические расстройства (психозы, шизофрения, олигофрения). Так, рано развившаяся социопатия нередко обнаруживает связь с ранее перенесенным приступом или медленно развивающейся шизофренией с гебоидными проявлениями или хронической манией. Фактором риска развития социопатии является также наличие в анамнезе инфекционных поражений центральной нервной системы, острых отравлений, черепно-мозговых травм. Неблагоприятное воздействие социальной среды может провоцировать переход социопатий в активную, внешне проявляемую форму. Возможность развития социопатии исключительно в результате неблагоприятного действия социальных факторов убедительно не подтверждено, но и не опровергнуто.
Преодоление социопатии - комплексная работа, включающая компенсацию базовых и сопутствующих конституциональных (наследственной природы) и органических (прижизненно приобретенных) патологий, а также мероприятия, направленные на изменение социального статуса личности (привлечение к труду, повышение образовательного уровня и т.п.). В отдельных случаях необходимым условием эффективности терапии является ограничение контактов социопата с другими людьми, вплоть до лишения свободы с помещением в специализированное учреждение.