Введение
Формирование мировоззренческого, методологического и в целом интеллектуального фундамента современного молодого человека, в том числе и студента вуза, предполагает овладение основами философии. Сегодня такие знания студенты получают прежде всего из лекций преподавателей, учебников и учебных пособий по философии. Но являясь весьма важными источниками получения знаний по философии, все они представляют собой все-таки вторичное знание, адаптированное для более удобного усвоения студентами. Поэтому получается так, что студент, читая учебники, учебные пособия и слушая лекции, смотрит на мир, рассматривает ту или иную проблему сквозь призму той интерпретации, которая представлена лектором или автором текста. Это, конечно, важный и необходимый момент овладения философской культурой, но совершенно недостаточный, особенно в современной динамичной, быстро меняющейся жизни, когда наряду с глобальными процессами и интернационализацией общественных отношений все в большей степени проявляется стремление к утверждению национального самосознания.
Чтобы овладеть прочными знаниями, развить способность к критическому мышлению, сформировать собственное мнение и убедительно его обосновать, а также чтобы аргументированно отстаивать свою позицию в любой аудитории, студент должен обратиться к первоисточникам, к оригинальным текстам философов, ибо только в них содержатся конечные, фундаментальные и безусловные постулаты той или иной философской концепции, не искаженные ничьей (пусть даже талантливой) интерпретацией и ничьим (даже с научных позиций) объяснением и пониманием. Кроме того, поскольку философия предполагает любовь к мудрости, то для того чтобы насладиться процессом постижения этой мудрости, проникнуть в загадочную и в каждом случае оригинальную лабораторию творческой мысли того или иного философа, опять-таки необходимо обратиться к самому первоисточнику.
Настоящая хрестоматия как раз и призвана помочь изучающим философию в определенной степени справиться с этими непростыми, но такими важными для каждого человека задачами.
Хрестоматия по философии составлена коллективом авторов кафедры философии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Она содержит избранные фрагменты и выдержки из оригинальных произведений наиболее известных и авторитетных философов, работы которых являются лучшей частью богатейшего наследия мировой философской мысли, а также краткую, но необходимую информацию о них самих и их творчестве.
Разделы хрестоматии полностью соответствуют разделам учебника по философии, подготовленного известными российскими учеными и преподавателями на базе кафедры "Философия" Финансового университета при Правительстве Российской Федерации[1], а также хорошо соотносятся с ОГЛАВЛЕНИЕм другого широко известного учебника, написанного сотрудниками этой же кафедры[2]. Вместе с тем объем и разнообразие включенных в Хрестоматию текстов позволяют без проблем использовать ее при работе практически с любым современным учебником по философии.
Следует также подчеркнуть, что хрестоматия может рассматриваться и как самостоятельное учебное пособие. В его содержании достаточно основательно представлены все необходимые структурные элементы, разделы и дидактические единицы учебника по философии для студентов высших учебных заведений в его современном представлении. При этом тексты подобраны таким образом, чтобы дать представление об основных разделах и наиболее важных проблемах современной систематической философии.
Новизна настоящей хрестоматии по философии состоит не только в том, что в ней даны многие не представленные в других хрестоматиях по философии тексты, но также в том, что в ней представлены тексты одного из самых молодых разделов философии – философии глобального мира. Речь идет, таким образом, о новизне самой структуры хрестоматии, которая позволяет наиболее оптимальным, на наш взгляд, способом раскрыть многообразное ОГЛАВЛЕНИЕ системы философского знания. В частности, хрестоматия содержит три раздела: "Предмет философии", "История философии" и "Основные проблемы философии".
В первом разделе содержатся фрагменты текстов авторитетных авторов, посвященные вопросу об основных функциях, роли и месте философии в системе научного знания, а также продемонстрирована эволюция представлений о предмете и функциях философского знания. Читатель найдет в данном разделе ответы на следующие вопросы:
• что такое философия;
• каковы предмет, специфика и структура философского знания;
• каково соотношение философии и науки;
• каковы основные функции философии;
• почему философия является составной частью духовной культуры и в чем это выражается.
Для ответов на эти вопросы привлечены работы философов самых разных направлений и школ: Аристотеля, Диогена Лаэртского, И. Канта, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, М. К. Мамардашвили. Таким образом, у читателя будет реальная возможность (причем не только в этом разделе, но и в других) сравнить и проанализировать разные, а порой и альтернативные позиции по рассматриваемой тематике. Для студента это особенно важно и актуально, поскольку дает возможность развивать креативное, философское мышление вообще, и критическое в частности.
Второй раздел составлен в соответствии с хронологическим подходом к изложению философского знания. Раздел содержит подборку текстов наиболее значимых мыслителей, разделенных по темам в соответствии с этапами развития философской мысли на Востоке, Западе и в России.
Рассматривая исторические этапы развития философии, авторы выделили для представления в хрестоматии следующие этапы:
• философия Древнего мира (Древняя Индия, Древний Китай, Античная философия);
• философия Средних веков (Христианская и Арабо-мусульманская традиции);
• философия эпохи Возрождения;
• философия Нового времени;
• философия эпохи Просвещения;
• немецкая классическая философия;
• марксистская философия;
• русская философия;
• западная философия второй половины XIX – начала XXI в.
Рассматривая историю развития философской мысли, авторы хрестоматии, как и в первом разделе, стремились к тому, чтобы в ней были по возможности широко представлены самые различные и наиболее важные позиции и точки зрения мыслителей той или иной эпохи и страны, в том числе и русские философы. В связи с этим приведем имена лишь некоторых из знаменитых философов, фрагменты из произведений которых даны в хрестоматии: Конфуций, Лао-Цзы, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Сенека, Августин, Фома Аквинский, Н. Кузанский, Э. Роттердамский, Г. Галилей, М. Монтенъ, Н. Макиавелли, Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, A. Шопенгауэр, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, X. Г. Гадамер, П. Рикер, Ж. Деррида, Р. Рорти, Ю. Хабермас, А. С. Хомяков, B. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, А. И. Герцен, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский и многие другие.
Третий раздел составлен в соответствии с тематическим подходом к описанию основных проблем философии. Тексты этого раздела освещают ключевые фундаментальные проблемы основных разделов философии: онтологии, теории познания, философии и методологии науки, социальной философии и философии истории, философской антропологии, этики, эстетики и, как уже отмечалось выше, одного из самых молодых разделов философии – философии глобального мира.
Совершенно ясно, что среди авторов текстов этого раздела читатель встретит много уже упомянутых выше имен философов. Однако представленные в хрестоматии тексты этих авторов, естественно, посвящены уже другим проблемам. Кроме того, здесь, конечно, представлены и новые имена, связанные с современным этапом развития философского знания. Так, развитие философии и методологии науки обусловило необходимость включения в хрестоматию фрагментов философских произведений таких авторов, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ю. Хабермас, Г. Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс. В теме "Социальная философия и философия истории" студент встретится с такими яркими именами, как Д. Белл, И. Валлерстайн, Л. Н. Гумилев, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, П. А. Сорокин, А. Тойнби, Ф. Фукуяма, Ф. А. Хайек, С. Хантингтон, О. Шпенглер, Б. Мдндевиль и другие. В теме "Философская антропология" появятся авторы, внесшие заметный вклад в данную проблематику, среди которых З. Фрейд, Э. Фромм, М. Шелер и другие. В теме, посвященной философии глобального мира, студент получит возможность ознакомиться с фрагментами произведений таких авторов, как У. Бек, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, А. Печчеи, Д. Медоуз, В. В. Загладин, И. Т. Фролов.
Хрестоматия включает и много других интересных фрагментов из наиболее важных произведений известных авторов. Это дает основание полагать, что каждый, кто прикоснется к этой книге, с большой долей вероятности найдет в ней текст в соответствии со своими интересами и интеллектуальными привязанностями.
Настоящее учебное пособие призвано приобщить обучающихся философии не только к самому предмету, но и к лучшим образцам философского творчества, без знания которого не может быть по-настоящему образованного и высоконравственного специалиста в любой области современного знания. Материалы хрестоматии могут быть использованы как при устном изучении тем и проблем философии, так и при написании письменных работ различного жанра: докладов, рефератов, эссе и т.д.
Хотя данное издание и составлено с учетом, прежде всего, программы бакалавриата, оно будет полезным и на других уровнях обучения в высшей школе. При этом авторы исходили из того, что базисные цели и задачи дисциплины "Философия" сводятся к следующим основным положениям:
• формированию у обучающихся представления о специфике философии как способа познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах исследования;
• овладению базовыми принципами и приемами философского познания;
• введению студентов в круг философских проблем современности, выработка навыков работы с оригинальными философскими текстами.
Кроме того, имелось в виду, что изучение дисциплины должно быть направлено на развитие у студентов и аспирантов навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их решения, овладения приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Достижение этих целей призвано способствовать более глубокому усвоению студентами общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также обретению ими возможности делать осознанный выбор в пользу позитивных ценностей современного информационного общества.
Изучив курс современной философии в полном объеме и используя материал, представленный в настоящем учебном пособии, студент уже по окончании бакалавриата должен:
знать
• основные философские понятия и категории, наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления;
• концепции, проблемы и этапы исторического процесса;
• структуру и элементы общества как целостной динамической системы;
• основные направления, проблемы и методы философии, ОГЛАВЛЕНИЕ современных философских дискуссий по проблемам социально-экономического развития;
уметь
• применять понятийный и категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
• применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
• ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать различного рода мировоззренческие позиции, процессы и явления, происходящие в обществе;
владеть
• навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
• общенаучными методами познания действительности, выработанными и сформулированными в рамках философии;
• навыками аргументации и ведения дискуссии.
Коллектив авторов благодарит всех, кто принял участие в подготовке данного издания, и выражает особую признательность А. В. Волобуеву за его творческий вклад и организационные усилия при составлении макета.
Данное издание предназначено для обучающихся в бакалавриате, но оно будет полезно также для магистров, аспирантов, преподавателей и всех, кто интересуется предметом философии, ее историей и современными проблемами.
Составители пособия приводят электронные ссылки на источники произведений исключительно в справочных целях и рекомендуют уважать авторские права.